Секретная база подводников. Балаклава. Крым
Предлагаю совершить экскурсию в комплекс подземных сооружений "Объект 825 ГТС" образца 2015 года. С тех пор музей заметно преобразился, об этом я сделаю отдельные посты, но здесь больше внимания уделено именно оборудованию и строению самого объекта.
От красот южного берега перейдем к военно-историческому направлению отдыха в Крыму. Ведь так повелось что Крым это не только здравница, но мощнейший элемент оборонной структуры. В Крыму помимо базы Черноморского флота в Севастополе, было расположено множество военных объектов различного назначения. В пригороде Севастополя, на берегу живописной бухты расположился поселок Балаклава. Долгое время этот населенный пункт был "закрытым", а все из-за того, что там размещался секретный объект под шифром "825 ГТК". Вот о нем и пойдет рассказ.
Объект 825 ГТС - это комплекс подземных сооружений по укрытию и ремонту подводных лодок. Во времена СССР было под силу совместить казалось бы несовместимое, ПОДЗЕМНЫЙ комплекс и ПОДВОДНЫЕ лодки.
Для удобства чтения и осмысления что к чему, я размещу схему данного объекта, красным пунктиром обозначен маршрут экскурсии. В 1954 году был разработан проект этого секретного объекта, а в 1961 году строительство было завершено. Длина внутреннего судоходного канала составила 600 метров, также внутри имеется 100 метровый сухой док для ремонта средних и малых дизельных подводных лодок. Также в комплекс входили все необходимые производственные и вспомогательные подразделения необходимые для автономного ремонта и обслуживания подводных лодок.
Снаружи объект выдает лишь северный входной портал и аналогичный южный портал с противоположной стороны скалы. Но в советские времена это все было тщательно замаскировано. (Вход прямо в центре кадра)
Вдоль горы идет дорога, чтобы подлодки могли заходить на базу, сделан пантонный разводной мост. При необходимости он притапливался и отводился в сторону открывая вход в канал. Снимок сделан с этого моста. Перед нами северный вход, он как и южный закрывался многотонным батапортом (воротами), изолирующим объект от внешних воздействий.
Работы по прокладке проводились шпуро-взрывным методом, затем возводилась деревянная опалубка, закладывалась арматура и заливался бетон марки М300. Толщина стен от 1,5 до 3 метров.
Защитные ворота в минно-торпедную часть.
Фотография Балаклавы в 70-е годы.
Подходная потерна (тоннель) из минно-торпедной части на преддоковую площадку.
Вышли на преддоковую площадку. Перед нами сухой док и макет подводной лодки.
Основной канал комплекса, одновременно в нем могло поместиться до 7 подводных лодок. В конце тоннеля свет северного входа.
Вид на основной канал в сторону южного входа. Справа преддоковая площадка, за ней вдоль канала располагались аккумуляторный, сварочный и слесарный участки, а также склады.
Один из экспонатов - сверхмалая подводная лодка "Тритон - 1М". Экипаж два человека, предназначалась для скрытой доставки морских разведовательно-диверсионных групп.
Перейдя по мосту, двигаемся дальше по противоположному "берегу" канала ... Вот так выглядит вход в сухой док, расположенный параллельно основному каналу.
Дверь в "ядерный погреб", сам по себе комплекс защищен он прямого попадания ядерной боеголовки мощностью до 100 килотонн.
Двигатель и редуктор привода открытия дверей.
Локальная зона объекта 820 РТБ (ядерный арсенал), справа вход в хранилище ядерных и термоядерных зарядов, слева цех регламентных работ с ядерными боеприпасами.
Бди!
Кабинет-сейф для хранения контрольных изотопов, необходимых для проверки и сборки специзделий.
В цехе сборки специзделий, расположилась небольшая экспозиция о истории подводного флота.
Фрагмент поста подводной лодки.
Развитая система рельсовых путей. Прямо за ракетой видны ворота входа на склад ядерных зарядов.
Движемся в сторону выхода из арсенала.
В комплексе существовала сложная система автономного существования, а в "ядерном арсенале" еще и поддерживался строгий микроклимат. Чтобы его было легче поддерживать, помимо огромных входных ворот, существовали специальные обходные многошлюзовые входы-выходы для персонала. На фото одна из таких дверей.
Перед нами собственно вход-выход в ядерный арсенал, в годы эксплуатации объекта он был замаскирован под жилой дом. Каркас этой конструкции виден над воротами.
Во дворике находятся будущие экспонаты музея. Музей создан недавно и экспозиция находится в стадии формирования. Что касается самого объекта, то в начале 90-х годов он был заброшен и не охранялся. За годы "безвременья" был полностью разграблен, остались лишь голые стены, да часть ворот, которые в силу своего веса и габаритов оказались не по зубам мародерам.
Выходим на набережную, где нас снова окутывает жаркая курортная суета.
Лига путешественников
22.4K постов52.1K подписчика
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.