Самый быстрый в Европе самолёт, находящийся в частной коллекции.

De Havilland DH 110 Sea Vixen ("Морская лисица"), бортовой номер XP924. Палубный истребитель.

Первоначальный вариант разработан в 1946 году. На то время удовлетворял требованиям не только палубного истребителя, но и трансзвукового истребителя-перехватчика, который также требовался британцам. Но заказчик - флот - решил не рисковать c новым самолётом, к тому же, требовавшим доводки, и закупил уже стабильно выпускавшиеся Sea Venom. ВВС также отказались от заказа на перехватчик, ровно как и от конкурента "Глостер Джэвелин". Заказы были аннулированы.

Однако, в "Де Хевилленд" работы над самолётом не прекратились, продолжались в инициативном порядке. Инициатива в итоге растянулась на многие года, и первый прототип родили только 27 сентября 1951 года. Причём столько времени ушло больше не на доработку, а на производство частей и сборку - на заводе не торопились, не уделяли внимания второстепенному продукту.

Однако, уже к июлю 1952 года был готов второй прототип, отличавшийся от первого наличием РЛС.

Дальше судьба продолжила ставить палки в шасси самолёта - один из прототипов на авиашоу во время пикирования развалился от комбинации перегрузок, убив экипаж и накрыв двигателем зрителей, в результате чего 29 человек погибли. Именно после этого случая на авиашоу в Великобритании запретили пролёты в районе трибун.

Новая проблема - ВВС в качестве трансзвукового перехватчика закупили-таки Глостер Джэвелин, и в этом амплуа Си Виксен стал ненужен.

Осталась перспективной ниша палубного истребителя-перехватчика. Получив пожелания от флота, прототип модернизировали. Конструкцию самолёта переработали, дабы он больше не разваливался и мог нести внешнее вооружение, и вооружили ракетами класса "воздух-воздух" (изначально вооружение состояло только из четырёх 30-мм пушек). Пушки сохранили, боекомплект к ним урезали вдвое.

На испытаниях 1954 года самолёт впервые преодолел звуковой барьер. Но во время тестовых взлётов-посадок на авианосце "Альбион", стоявшего на приколе в порту, выяснилось, что совершить удачно посадку на палубу невозможно из-за отсутствия у самолёта гаков.

В очередной раз от самолёта (в данной конфигурации) отказались. Прототип был пущен на слом в 1965 году.

Параллельно поступил, наконец, заказ на палубный истребитель-перехватчик. Требования заказчика были установить тормозной крюк и амортизаторов длинного хода.

Сказано - сделано! Так появился первый серийный Sea Vixen с индексом Mk. 20X. Прототип данного самолёта проходил военные испытания на авианосце Ark Royal. В Де Хэвилленд были настолько уверены в своём самолёте, что, не дожидаясь конца испытаний, начали собирать предсерийный самолёт.

И вот, наконец, свершилось! В январе 1955 года получен долгожданный заказ!

За эти десять лет от первого Sea Vixen не осталось почти ничего. 80% конструкции перетрясли и переработали.

К счастью, Mk. 20X стал не последней модификацией, и новые модели самолёта продолжали выпускаться до 1964 года. Затем самолёт стремительно устарел, и вечно тормозное британское адмиралтейство, метаясь меж предложений по замене Си Виксонов, наконец, определилось с выбором: закупили "Фантомы".

Пересадка пилотов на новые машины началась в 1969 году, а в 1973-м последний самолёт был пущен на слом (не считая несколько спасённых из-под пресса, включая этот).

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу