Римский менталитет

Термин менталитет не принято применять к народу или любой этнической группе, так как этот параметр невозможно замерять с помощью классических научных методов. Но все же это самое подходящее слово для обозначения совокупности взглядов, ценностей, нормы поведения и морали сложившихся у определенной общности людей. У римлян. В этом материале собрана трактовка четырех терминов, которые помогут вам лучше понять менталитет римлян: их мироустройство и мировосприятие, взгляды, образ мышления и сравнить это с вашими собственными, понять насколько сильно (или же наоборот – не очень) они различаются.

Содержание:

1) Манумиссия

2) Клиентела и патронат

3) Фамилия

4) Эвокация

Начать можно с важной особенности римского общества – его рабовладельческой составляющей. В классическом представлении римляне своих рабов согласно праву, не считали за людей, они принадлежали к категории имущества. Но несмотря на это на практике отношение к рабам было разное. Один из важных показателей такого отношения – Манумиссия.

Римский менталитет Древний Рим, Античность, Древность, Менталитет, Семья, Рабство, Длиннопост

Манумиссия
Манумиссио (Manumissio) — название нескольких разновидностей юридических актов освобождения рабов.

1) Manumissio vindicta - отпущение господином на волю раба. Осуществлялось торжественно в виде ритуала с фиктивной жалобой другого лица, которое утверждающего, что отпускаемый на волю не раб, а свободный человек, in libertatem vindicatio, перед магистратом, где господин и отпускал раба. Более ранняя форма Виндикации состояла в симулированном процессе (in jure cessio), где истцом выступал любой римский гражданин, требовавший от претора свободы для него, а ответчиком — господин, признававший притязания истца и дававший этим претору возможность объявить судебным решением раба свободным. Название акта происходит от Виндикта (vindicta) — палки, которой истец дотрагивался до раба, утверждая его свободу.

2) Manumissio censu - когда господин поручал внести раба, отпускаемого на волю, в ценсорский список, как гражданина

3) Manumissio testamento — возвращение свободы по завещанию. При прямом освобождении раб тотчас же после смерти завещателя становился свободным и считался вольноотпущенником умершего; при непрямом, состоявшем в поручении наследнику освободить раба, последний освобождался им обыкновенным способом (vindicta или censu) и считался вольноотпущенным наследника;

4) Manumissio in ecclesia – возник как новый способ уже при императоре Константине и заключался в заявлении господина об освобождении раба перед епископом и общиной в церкви. Торжественная форма отпущения давала рабу вместе с тем и право гражданства, неторжественное — только фактическое пользование свободой.

Право на отпуск на волю по отношению к господам было первоначально неограниченно по причинам и количеству, но затем, вследствие злоупотреблений, явилась необходимость в более жестких критериях. При правлении Августа в 4 и 8 г. н.э., были изданы законы lex Aelia Sentia и lex Furia Caninia соответственно, которые требовали указать причины и обоснования необходимости освобождения рабов (iusta causa manumissionis). Еще ряд дополнительных ограничений были указаны также в законе lex Iunia Norbana.

5) Per epistolam и Inter amicos – то есть посредством письменного заявления, или per mensam, когда господин приглашал раба к своему столу, или же на смертномодре. Юстиниан признал освобождение рабов действительным в полной мере, если оно было произведено при пяти свидетелях, путем выдачи письма (Manumissio per epistolam), подлинность которого могли подтвердить свидетели, или даже и путем словесного заявления перед свидетелями, если они подтверждали это заявление (Manumissio inter amicos в присутствии друзей как свидетелей).

Обратимся к свидетельству из источника: «Отпущенников существует три рода, ибо они или из числа римских граждан, или латинов, или дедитициев; их мы рассмотрим в отдельности и сначала дедитициев. Законом Элия Сенция предусмотрено, чтобы те рабы, которые в наказание были закованы господами и на которых наложены клейма или которые за вину были подвергнуты следствию под пыткой и в той вине были уличены, а также те, которые [в наказание] были отданы [в цирк], чтобы сражаться с зверями, участвовать в играх, или были заключены в темницу, а затем были отпущены на волю тем же или другим господином, став свободными, находились в том же положении, что перегрины-дедитиции. Перегринами-дедитициями именуются те, кто некогда, взявшись за оружие, сражались против римского народа и затем, будучи побежденными, сдались. Эти опозоренные рабы, каким бы образом и в каком бы возрасте они ни были отпущены, даже если они принадлежали полноправным господам, никогда не становятся римскими гражданами или латинами, но мы знаем, что они попадают в число дедитициев.Если же раб не опозорен таким образом, мы говорим, что, будучи отпущен, он делается или римским гражданином или латином. Тот, в отношении кого сходятся три [условия], чтобы он был старше 30 лет, принадлежал господину по квиритскому праву и был отпущен законным, выполненным по всем правилам актом освобождения, т. е. виндиктой, по цензу или по завещанию, становится римским гражданином. Если какое-нибудь из этих [условий] отсутствует, он становится латином»

Корни термина происходят от манципации - формы ритуала заявления права собственности (manus+patio или наложение рук). Эту процедуру можно встретить в Законах XII таблиц. Знаменитый римский юрист Гай в своих "Институциях" делит вещи на манципируемые (передача прав на которые должна оформляться манципацией) и неманципируемые (в отношении которых допустима простая форма сделки), при этом, перечисляя манципируемые вещи, он называет то, что связано с сельским хозяйством (земля, скот, инвентарь, а также рабы).
Соответственно эмансипация - процесс, обратный манципации - отзыв наложенной руки. Поскольку власть над сыновьями не отличается от власти над рабами (как и над всеми под властью pater familias), то освобождение от отцовской власти было сходно с освобождением раба. То есть изначально эмансипация - "отзыв" права собственности и, соответственно, обретение человеком прав status libertatis и status civitatis (свободного и, возможно, гражданина).

В имперский период рабы могли получить гражданские права после освобождения способом виндикты, при личном присутствии претора, либо получив статус всадника от самого императора. Кроме обладателей латинского гражданства существовали перегрины - категория свободного населения, как правило из покоренных народов, которые не имели возможности пользоваться гражданскими правами и служить в составе легиона, но могли вступать в юридически признаваемые отношения.

Рабы по закону Юния от 17 года отпущенные на волю получали не римское гражданство, а гражданство латинских колонистов. Это позволяло покупать и продавать землю, перемещаться и проживать на соответствующих землях, заключать браки, покупать и продавать скот и рабов, но не предоставляло возможности передавать имущество по завещанию и голосовать. Имущество после их смерти мог забрать себе патрон. Плиний младший в своих письмах просит у императора Траяна даровать полное римское гражданство дочери центуриона Акция Аквилы, а также троим отпущенникам, чей патрон Валерий Паулин умер и не сможет сделать это сам. Просьба была удовлетворена даже сверх того, гражданство даровали всем отпущенникам того патрона.

Резюмируя: тот факт, что римляне институализировали процесс отпуска раба на волю, а также такое многообразие формализованных и неформальных разновидностей освобождения рабов и многочисленные примеры из истории свидетельствую о том, что к этому вопросу подходили очень серьезно и такая процедура как Manimissio была довольно востребованной и практикуемой, а сам формат рабовладения римского общества имел множество изменчивых и гибких видов, способных приспосабливаться к запросам общины. В этом смысле римская модель имела реально работающие социальные лифты и была не такой косной как, например, кастовая иерархия в Индии, где сменить статус, получаемый при рождении было очень сложно, а порой практически невозможно. В совокупности эти факты позволяют сказать, что римляне были открыты к переменам, готовы принимать изменения и учитывать меняющиеся обстоятельства несмотря на традиции и консерватизм.

Клиентела и патронат

Римский менталитет Древний Рим, Античность, Древность, Менталитет, Семья, Рабство, Длиннопост

Еще одна очень специфическая особенность римского общества, регулирующая систему взаимоотношения между гражданами это институт клиентов и патронов. Он предполагал покровительство со стороны патрона по отношению к клиентам, в том числе финансовое, в обмен на лояльность, защиту интересов в суде, обеспечение безопасности, поддержку как материальную, так и в вопросах заключения выгодных сделок и браков. Патрон же, в свою очередь имел право рассчитывать в ответ на полную лояльность и, как минимум, на голос в свою пользу, или в пользу своего протеже, на ближайших выборах.

Клиентела и патронат это своеобразная форма социальной зависимости. Такая система не оригинальное изобретение римлян. Она была также у сабинов и этрусков. Выражалась в персональном или коллективном подчинении клиентов главе рода или большой семьи, корому клиент был обязан прежде всего сельхоз. повинностями с надельной земли и военой службой. Клиентами изначально становились либо чужеродные, а позднее иноплеменники, попадавшие в зависимость в результате завоевания, либо младшие сородичи.В эпоху завоеваний римской республики клиентела на долгое время консервируется как хорошо зарекомендовавший себя ранее инструмент политической борьбы — права голоса на центуриатных и введённых тогда же трибутных комициях плебеи никогда не лишались, чисто же экономическая и юридическая подоплёки клиентелы массово сходят на нет.

Вместе с тем к эпохе гражданских войн республики (133—31/27 до н. э.) постепенно меняются тактика и практика политической борьбы, а затем к эпохе Принципата традиционная борьба угасает вовсе. В эти эпохи клиентела приобретает отчётливый характер престижа для богатых патронов, которые теперь соревнуются меж собой как на старинный лад и в количестве, так и по-новому — в качествах своих клиентов. Клиенты, будучи одарёнными, но бедными лицами могли поправить своё состояние, к тому же к подобному покровительству вынуждены были прибегать и лица без римского гражданства в надежде его получить или просто обрести хоть какой-то статус в римском обществе. Однако общее число клиентов в Риме уже не приближалось к тому, что наблюдалось ранее. Разновидностью клиентелы, таким образом, были отношения между деятелями искусства и их покровителями, меценатами. Ярким примером является поэт-сатирик Марциал, часто субсидируемый своими патронами.

По сути, клиентела имела особое значение в период Римской республики, причём клиентские обязательства зачастую передавались по наследству. Традиционно клиенты сопровождали своего патрона на Форуме, поддерживали его на выборах и служили на войне под его началом. При этом патрон обязывался защищать своих клиентов в случае судебных разбирательств, или выкупать членов их семей, попавших в зависимость, поддерживать их минимальные жизненные потребности, равно как и клиенты в случае необходимости были обязаны материально поддерживать его. Клиенты принимались в род патрона и носили его родовое имя, участвовали в общих праздниках фамилии своего патрона, хоронили клиентов на фамильном кладбище. Согласно Дионисию, клиенты были земледельцами, пастухами, ремесленниками. Землю они получали от патрона, который, как можно полагать, использовал для этого земельный фонд рода, а также мог делать заимки из ager publicus. Условия, на которых клиенты пользовались землёй, не известны не только для царской эпохи, но и для следующей эпохи республики

Клиента и патрона соединяла тесная и неразрывная наследственная связь, основанная на взаимном доверии (fides) и взаимной помощи и аналогичная той, которая соединяла отца семьи с его подвластными. Патрон принимал клиента под свою защиту и покровительство, охранял его от обид как со стороны посторонних лиц, так и других членов рода, представлял его интересы в суде и предоставлял ему для обработки участки земли, носившие название прекариев Священный характер обязанностей патрона был санкционирован постановлением XII таблиц: "patronus si clienti fraudem fecerit sacer esto". С другой стороны, клиент состоял во власти патрона, обеспечивая себя от его произвола лишь доверием к его добросовестности,повинуясь всем его распоряжениям и принимая на себя ряд обязанностей, схожих с теми, какие налагало на средневекового вассала владение леном: клиент должен был сопровождать патрона на войну, оказывать ему денежную помощь при выдаче замуж дочери, выплачивать выкуп за него или его детей в случае плена, покрывать долги и денежные пени, к которым патрон был приговорен, и участвовать в издержках, связанных для патрона с несением государственной или жреческой должности, а также и с поддержкой родового культа. Измена патрону наказывалась смертью.

К клиентам принято относить 1) членов патрицианских родов, не принадлежавших лично к составу римских граждан и связанных с городом лишь через посредство своих покровителей (перебежчики и пришельцы из соседних с Римом областей Лациума, Италии или из более отдаленных мест, получившие гостеприимство, защиту и обеспечение у патриция), 2) бедных патрициев, вынужденных стать под защиту своих более могущественных и богатых сограждан, может быть — коммендируя им свои земли, и получая их обратно на прекарном праве, и 3) плебеев, искавших земельного обеспечения или необходимых средств для обработки земли (скота и проч.) и ради них жертвовавших своей самостоятельностью, вместо вступления в еще более тяжкие долговые отношения.

В императорское время клиентела завязывалась между богатыми знатными и бедными незнатными и была основана на тщеславии первых и крайней нужде последних. Люди, не имевшие определенных средств к существованию, будь это даже философы или поэты, как Стаций или Марциал, не считали для себя постыдным лестью и угодничаньем снискивать расположение людей влиятельных. Взамен известных услуг, как утренние приветствия, участие в прогулках патрона по городу и т. п., клиенты получали приглашения к обеду, подарки, иногда и прочное обеспечение. Если, с одной стороны, считалось знаком принадлежности к хорошему обществу иметь побольше подобных клиентов, то, с другой стороны, в интересе последних было пристроиться к возможно большему числу патронов. Патроны часто отделывались от клиентов небольшой денежной подачкой (sportula). Отношения эти не были постоянными и могли во всякое время быть порваны любой из сторон. Как отдельные лица, так и целые общины, даже провинции, подчиняясь римскому народу, могли в республиканское время выбирать себе патрона. Обыкновенно им был полководец-покоритель; так, например, Марцелл, завоевавший Сиракузы, и потомки его были патронами Сицилии. Выгода иметь в Риме постоянного влиятельного представителя заставляла, в конце республиканского периода, даже независимые города, колонии и муниципии выбирать себе патрона из числа сенаторов или всадников.

Резюмируя. В одиночку в это непростом мире выжить и хорошо устроиться не удавалось никому. Отсюда стремление к кооперации и выстраивании социальных связей с учетом собственного веса и влияния при соблюдении интересов каждой из сторон. Найти влиятельного покровителя - опция на выбор, но вот по умолчанию вы можете рассчитывать на свою семью. Поэтому следующий термин, позволяющий понять мировосприятие римлян это семья, она же фамилия.

Фамилия

Римский менталитет Древний Рим, Античность, Древность, Менталитет, Семья, Рабство, Длиннопост

Семья в Древнем Риме образование сугубо патриархальное. Изначально власть отца была абсолютной и непререкаемой. Но со временем римское право стало признавать права остальных членов семьи. В процессе развития общества новые условия стали диктовать необходимость самостоятельности взрослых членов семьи. Вследствие усложнения римского социума трансформировались и виды семейных взаимоотношений.
В I в. до н.э. появилась особая форма брака — конкубинат. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

В целом можно выделить три формы брака:

1) брак с властью мужа, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладельца, если муж сам был подвластным лицом);
2) брак, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладельцу (например, отцу) либо была самостоятельным лицом;
3) конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).


По мере того как дети начинают эмансипироваться от изначально неограниченной власти главы семьи, их интересы и воля начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии отца на вступление в брак. Например, Закон Юлия от 4 г. н.э. предоставил нисходящим родственникам право обжаловать необоснованный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и вовсе без согласия, при условии, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Женщины были обязаны испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

Брак совершался в Риме тремя способами:

1) путем совершения религиозного обряда;
2) путем покупки женихом невесты;
3) путем простого соглашения сторон.
Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладелец. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Римский брак прекращался по нескольким основаниям:

1) Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

2) Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

3) Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

4) Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

5) Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

6) Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

7) Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

Формы развода:

1) объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

2) письменное соглашение;
3) фактическое прекращение совместного проживания.

Существовали следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):
§ по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

§ без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):
§ развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);

§ развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

Резюмируя. И снова мы видим рост многообразия юридических и религиозных форм и видов заключения брака и в целом регулирования семейных отношений по мере взросления и развития общества.

Как можно заметить, религиозные ритуалы использовались наравне с правовыми инструментами, что само по себе говорит о значимости этого аспекта для римлян. Поэтому следующий термин для понимания мироощущения будет из религиозной сферы.


Эвокация.

Римский менталитет Древний Рим, Античность, Древность, Менталитет, Семья, Рабство, Длиннопост

Эвокация (вызывание, призыв) — религиозный обряд, с помощью которого римляне при осаде или перед битвой призывали богов-покровителей врага на свою сторону с помощью принесения в жертву животных и обещаний возвести в их честь в Риме культовые сооружения для поклонения, чтобы лишить врагов защиты их родных богов, обеспечивая ее себе. Имя своего бога покровителя римляне старательно скрывали и держали в тайне по вполне понятным причинам – ведь таким инструментом могли воспользоваться и враги. И такой способ не был простой формальностью или хитростью – римляне действительно пополняли свой пантеон богов за счет иноземных культов. В конце концов такой подход, с готовностью принимать новое привел к распространению христианства на территории империи.

Для примера можно привести несколько случаев эвокации:

Осада города Вейи

В 396 году до н. э во время очередной войны с этрусскими Вейями диктатор Марк Фурий Камилл смог повысить боевой дух войска, разгромить союзников врага и в короткие сроки добиться победы: Вейи пали. Незадолго перед решающим штурмом полководец, уделявший большое внимание проявлениям благочестия, обратился к почитавшейся во вражеском городе Юноне(по-видимому, этрусской Уни). Ливий приписывает ему такие слова:

Молю и тебя, царица Юнона, что ныне обихаживаешь Вейи: последуй за нами, победителями, в наш город, который станет скоро и твоим. Там тебя примет храм, достойный твоего величия

А согласно Плутарху, Камилл, уже после победы задумав перевезти в Рим статую Юноны, «принёс жертву и молил богиню не отвергнуть ревностной преданности победителей, стать доброю соседкой богов, которые и прежде хранили Рим». Римские авторы передают легенду о том, что, когда один из воинов в шутку спросил у статуи, хочет ли она отправиться в Рим, все присутствующие ясно услышали, как она ответила согласием или увидели, как она кивнула. Храм Юноны по обету Камилла был выстроен на Авентине.

Осада Карфагена

Эвокация Сципиона Эмилиана перед взятием Карфагена сохранилась в «Сатурналиях» Макробия:

Если есть бог или богиня, которые покровительствуют жителям и республике Карфагена, и ты, великий бог, взявший на себя защиту этого города и его народа, прошу, заклинаю и молю вас покинуть их, оставить их жилища, храмы, священные места и удалиться от них, вдохнуть в этот город и в народ его страх и ужас, обречь их на забвение, а после того как вы покинете их, прийти в Рим, ко мне и к моим близким, и убедиться в том, насколько приманчивее наши жилища, наши храмы, наши святыни и наш город, дабы мы поверили, что отныне вы нас принимаете под свою защиту — меня, моих солдат и народ Рима. Коли поступите вы так, я даю обет построить вам храм и учредить игры в вашу честь

Осада Александрии
Плутарх, рассказывая о последних днях гражданской войны между Антонием и Октавианом, приводит легенду о том, что жители осаждённой Александрии ночью слышали звуки, напоминающие шествие Диониса и его спутников, — как будто бог, с которым любил себя ассоциировать Антоний, покинул его. Высказывается гипотеза о том, что в этой легенде нашла отголосок эвокация, проведённая Октавианом. Учитывая, что Октавиан тщательно исполнил перед началом войны все древние ритуалы, связанные с её объявлением, логично предположить, что, с его точки зрения, эвокация как освящённый веками обряд позволяла поставить осаду Александрии в один ряд с такими славными деяниями предков, как завоевание Вей и победа над Карфагеном. Эвокация должна была окончательно дискредитировать религиозную политику Антония, показав, что его покинул даже бог, «которому он в течение всей жизни подражал и старался уподобиться с особым рвением». Однако, «покинув» Антония, Дионис не стал «своим» божеством для победителя, поскольку поклонение ему было слишком тесно связано с идеалами эллинистической монархии, от которой сохраняли дистанцию Август и большинство его преемников на протяжении двух столетий.

Другие случаи

Известна датируемая примерно 75 годом до н. э. надпись из античного города Старая Исавра, в которой покоритель Исаврии Публий Сервилий Ватия Исаврик сообщает о своей победе и о том, что он выполнил обет не названному по имени «богу или богине», покровителю города. Согласно предположению Мэри Бирд, речь в данном случае может идти об эвокации. Также высказывается мнение о том, что культ Вертумна (изначально этрусского Вольтумны) мог появиться в Риме в 264 году до н. э. в результате эвокации при разгроме Вольсиний консулом Марком Фульвием Флакком (намёк на это содержится в одной из элегий Проперция), а культ Минервы мог быть привнесён таким же путём из Фалерий.


Резюмируя: Римляне учились у врагов, перенимали их опыт в процессе столкновения, анализировали ошибки и становились сильнее. Это в первую очередь касалось заимствования разных видов вооружений и боевых тактик, систем управления и культурной сфер. Кроме того, очень прагматичный подход римлян проявлялся даже в такой, казалось бы, иррациональной сфере как религиозные обряды и верования. Такой подход позволяет говорить о гибкости римлян в подходах позволяла вывести на качественно новый уровень способность к выживанию и превосходству над окружающими народами.

Какие еще характерные римские термины помогут более точнее понять римлян как народ, осознать их отличительные особенности и примерить античный менталитет на современные реалии. Предлагайте свои варианты в комментариях.