Революция общепита, обратная сторона прогресса и самокаты «Самоката»

Постковидный мир уже привык делать покупки online. Люди оказались в новой нормальности

  • 54% заказывают продукты питания, товары и готовую еду (FMCG);

  • 82% пользователей получили положительный опыт доставки;

  • 62% клиентов думаю, что сервис экономит время;

  • 31% посчитал, что доставка облегчает жизнь;

  • 31% беспокоит долгая доставка.

    По данным исследования Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) за 2022 – ой год.

Будущее в котором уже живём

От потребительских кооперативов, «фабрик – кухонь» до «магазина на диване» и «даркстора». Надо отдать должное. Формат дарксторов – прогрессивен. За 15 – 30 минут заказ будет собран, и доставлен.  Это будущее, в котором уже живём.

Революция общепита, обратная сторона прогресса и самокаты «Самоката» Капитализм, Яндекс, Самокат, Доставка, Курьер, Курьерская доставка, Маркетплейс, Длиннопост

В России доставка продуктов и быстрое перемещение человека, уже не рассматривается как привилегия богатых. Хотя в провинциях пользуется меньшим спросом, чем в крупных городах. Это объясняется площадью и расстоянием, которое преодолевают – жители мегаполисов. Короче говоря – урбанизация и миграция труда.


Обратная сторона прогресса


Онлайн - ритейлер «Самокат» и не только он, вынужден ускорять процесс доставки. Формировать новые привычки потребителя.

Казалось – бы проблема «кухонного рабства» решена. Рабочий класс меньше тратит времени, чтобы приготовить себе еду. Тем самым повышая скорость восстановления рабочей силы чтобы вновь её продать. Без радикального сокращения графика работы. Стало быть баланс найден.

Но насколько такой прогресс приемлим обществом? Скидка и быстрая доставка за счёт ухудшения условий труда. За чей счёт сервис и в чьих интересах?
Эти и другие вопросы, ставит онлайн ритейл уже сегодня.


Ускорение и оптимизация

И тут, мы должны открыть «тайну» о том, что «самокатовцы», для быстрого перемещения, используют велосипеды, которыми  обещает обеспечить агрегатор. Но, так ли это?

Разберём на примере «Самоката» и одного склада Москвы. Где и работает курьером наш инсайдер:
«Директор заставляет нас покупать велосипеды. Список слева это компании посредники через которых работают курьеры. Эти фирмы и выдают велосипеды.

Справа список - длиннее. Эти компании не будут предоставлять велики. Там покупают сами курьеры. Мы уже две недели доставляем заказы пешком. Половина вело парка вышла из строя, а на оставшихся ездить опасно. Они старые.»

Революция общепита, обратная сторона прогресса и самокаты «Самоката» Капитализм, Яндекс, Самокат, Доставка, Курьер, Курьерская доставка, Маркетплейс, Длиннопост

В таблице на скрине виден перевес в сторону партнёров, которые не предоставляют велики. А те, которые их выдают, явно экономят на ремонте и обновлении вело парка.

Самарские вело - механики говорят, что с этим большие проблемы:

«Платить сторонним мастерским – дорого, содержать своих механиков и обеспечивать инструментом и зап. частями – тоже. Этот вопрос, уже перекладывают с механиков на курьеров».

Ковид и экономический кризис в мире вызвал дефицит зап.частей и в вело индустрии. Уход брендов из России – лишь затянул петлю на шее ритейлера. Рынок вторички – тоже пошёл по пути оверпрайса за магазинами. Продавцы в надежде отбить стоимость.

Курьеры – чья оплата не индексируется, не могут позволить купить велосипед для подработки.  Конечно если не имеется в виду под «подработкой» - сезонную работу или постоянную. К таким вариантам по сути и подталкивают гиганты рынка.

Не хочешь покупать, арендуй

Если есть запрос, значит должно быть и предложение. Мы видим развитие аренды велосипедов и электротранспорта для работы курьером.

Так например стоимость аренды электровелосипеда:

- 7 500 ₽ при оплате за 1 месяц;

- 7 200 ₽/в месяц, при оплате за 2 месяца;

- 6 500 ₽/месяц, при оплате от 3 месяцев.

«Обычный» велосипед:

- 3 600 ₽ за первый и второй месяц;

- 3 300 ₽ за 3 месяца и далее.

Электровелосипед в доставке зимой это мастхэв. Приходится крутить в кашу, застывший снег, лёд. Уходит больше калорий, устаёшь сильнее.
Про города рядом с морем и высокой влажность – говорить не приходится. В Петербурге ветер разворачивает столбы, срывает подоконники и водостоки с крыш.
Что уж и говорить про обычный велосипед. Электропривод - облегчает работу.


«Покупайте велосипеды за свой счёт»

Корпоративные скрипты NPC администрации – «покупайте велосипеды за свой счёт». Как личности они понимают условия рынка. Видят что это не «подработка» а работа сезонная или постоянная. Как никто понимают не справедливость.

Как корпоративная машина, действуют коллективно в интересах капитала. Высшее руководство надеется на «резервную армию голодных» и на лоббирование через законы. «Ничего личного, это бизнес».


Чтобы люди не «голосовали ногами»
Да, оплата – чуть больше по больнице. Учитывая выше сказанное, траты и риски – возрастают. Выгода – пропадает. Характер работы – сезонный или постоянный.
На первый взгляд, в доставке – справедливая оплата. Но эта близорукость лечится вычетом расходов и стремлениями фудтех корпораций – переложить проблему на рабочих. 

На каждое действие есть противодействие. Поэтому появляются профсоюзы и новые формы борьбы и кооперации. «Не нравиться уходи» - уже не работает. Вопрос в том, с какого состояния мы научимся проявлять инициативу и самоорганизацию.

Чат – бот: @CourierUnionFeedbackBot; https://t.me/courier_fight

#КурьрыВелосипедыСамокаты

#КурьрыСамоката