Репетиторские истории #23: конфликты

Неоднократно читал, что у репетиторов часто возникают конфликтные ситуации с учениками или их родителями.

У меня же за несколько лет преподавания не было ни одного мало-мальского конфликта.

И я уже стал задумываться: может я что-то не так делаю?:)

Но это до поры до времени.

И тут за пару недель подряд два проблемных клиента. И если бы я пошел на принцип, то наши отношения с ними сложились бы очень плохо.


Итак, первый клиент - женщина с сыном 5ый класс.

Хотят заниматься дистанционно по скайпу.

В телефонном разговоре женщина сказала: мы еще ни разу не занимались дистанционно, поэтому не знаем, как оно пойдет. Решение о дальнейших занятиях примем после первого пробного занятия.

Ну хорошо, не вопрос, давайте попробуем.

Провел я занятие, и мне нужно было оплатить комиссию репетиторскому агрегатору. О чем я сообщил клиенту, сообщив реквизиты для оплаты.

Но женщина ответила:

Ж: Так это же было пробное занятие, я подразумевала, что оно будет бесплатным.

Я: Да, мы действительно договаривались о пробном занятии,  но речи о том, что оно будет бесплатным, не было.

Ж: Ну как же так, я на это не рассчитывала, ведь пробное и значит бесплатное.

Я: Да, я Вас понимаю, но в анкете у репетиторов прописаны все их условия работы. У кого-то указано: "бесплатное первое занятие", или "скидка 30% на групповое занятие", например, и т.д.

В моем профиле такой информации нет, и мы не обсуждали отсутствие оплаты, хотя я, в принципе, возможно, и пошел на это в определенном случае. Поэтому предлагаю договориться так: в виду возникшего недопонимания, первое занятие учесть со скидкой 50%, то есть за полцены.

Женщине такой вариант понравился, так как ей, с одной стороны было неудобно ставить меня перед фактом бесплатного занятия, но с другой стороны, сама она тоже не рассчитывала его оплачивать.

В итоге наше общение не закончилось неприятностями и каждый из нас вышел из ситуации максимально мягко.


Второй случай. Мама семиклассника.

В переписке в мессенджере договорились о стоимости занятия. Речь шла о оплате за занятие (60 минут). Клиента всё устроило, но дальше она пишет:

Ж: А Вы можете заниматься не 60 минут, а 1 час 20 минут? Дело в том, что сыну нужно время, чтобы достать тетрадку, принадлежности, сходить попить, покушать, отдохнуть, и в итоге чистого времени на занятие как раз и будет около 60 минут.

Конечно я согласился, любой каприз за деньги клиента. С другими учениками часто меняем длительность занятий и в меньшую, и в большую сторону с перерасчетом стоимости урока, естественно.

После окончания урока мама ученика спрашивает меня:

Ж: Сколько я должна?

Я: "называю оговоренную сумму за 60 минут и умножаю ее на 4/3 (то есть, учитывая то, что мы занимались 80 минут, соответственно и оплата тоже за 80 минут).

Ж: Но Вы же называли другую сумму!

Я: Я называл сумму за 60 минут, но Вы попросили меня заниматься 80 минут.


Вообще, очень странное отношение к человеку. Занять его время на то, чтобы великовозрастное дитятко жевало сопли и полчаса тратило на хождение и доставание тетрадей, и потом не оплачивать мое ожидание.


В итоге, здесь я тоже частично пошел навстречу, и согласился за оплату 60 минут, но с условием, что дальнейшие занятия тогда будут либо по 60 минут с соответствующей стоимостью, либо договариваемся на увеличенное время с соответственно увеличенной оплатой.

Договориться на этих условиях удалось, и дальнейшая наша работа была продолжена.


Что касается самого ученика, то этот ученик пока что самый неприятный из всех. Желание слушать и понимать отсутствует напрочь. Когда вырастет, хочет, чтобы родители купили ему квартиру и он будет "работать" ютубером. Проходить стрелялки и выкладывать их для просмотра.

Учеба в школе ему не нужна и ничего ему больше не нравится, кроме как играть в игры на компьютере.

А домашнюю работу по всем предметам за него делает мама (ну, по математике, видимо, эта обязанность должна была лечь на меня).

Такая работа самая неблагодарная для репетитора, ведь всегда приятнее и интереснее учить того, кто этого хочет, а не кого заставляют.


В принципе, в этих двух случаях наше общение перешло бы к конфликту, но нам удалось найти решение.

Поэтому, пост моего негодования по поводу неадекватных клиентов и нашей ссоры откладывается на неопределенное время:)

Лига Педагогов

1.9K постов5.9K подписчик

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;