Разрешите представиться - недоврач (часть 7)

Прежде чем перейти, непосредственно, к концентрации всей этой трясины, в которую попадает молодой доктор, расскажу о грязи, которая извергается из врачей, еще во время учебы. Как они учат студентов, за которых получают надбавки и откуда вообще начинает браться цинизм с безответственностью. Эти два качества, абсолютно точно присущи нашим медикам. Несомненно, безответственность и цинизм.

В начале я сказал, не мало студентов грезят романтизмом в первые годы учебы. Во всяком случае, многим кажется, что их будущие коллеги – люди образованные, умные, богатые знаниями, опытом и мудростью. Уже в процессе учебы приходит понимание - все далеко не так.

Настоящая медицина, по серьезному, начинается с четвертого курса. Появляются предметы, непосредственно имеющие отношение к будующей профессии: терапия, хирургия, гинекология, рентгенология и т.д. Все эти занятия проходят в стационарах, на кафедрах. Фактически, начиная с 4-го курса студенты всё меньше появляются в университете (в основном здании, в котором учились три года), а к пятому вообще не появляются там по нескольку недель. Ездят по разным больницам.

На кафедрах в стационарах, преподают практикующие врачи, сочетающие преподавательскую деятельность с работой, за это они получают доплату. Бывают просто врачи, которые даже не преподаватели. Им идет денежный плюс, а они должны водить студентов за собой, показывать, объяснять, разъяснять.

Очередной внезапный «удар под дых», случился на кафедре гинекологии. Мой, еще пока не до конца выветрившийся романтизм, мешал понять, что мои коллеги – абсолютно такие же люди, как и все остальные. Не больше, не меньше.

Например, идет по улице пьяный человек, ведет себя не потребно. Он может быть терапевтом, хирургом, гинекологом, педиатром, а почему нет?

Опять же стереотип - врачи пьют только коньяк, и то только дорогой, в цивильной обстановке. В худшем случае, просто дома, но уж точно не на лавочке с друзьями. А на самом деле, зависит от того, какие приятели и какие пристрастия у доктора. Умение оперировать, накладывать повязки, зашивать раны, разбираться в лекарствах – никоим образом не определяет вкусовые и эстетические предпочтения человека. Он может быть хоть гениальным сотрудником – но, раз в неделю напиваться в стельку и дебоширить во дворе своего дома.

Мне доводилось общаться с очень старым практикующим хирургом. У него, как говорится, «руки от Бога». Ему удавалось совершать чудеса на операционном столе. В тесном кругу (я туда входил) он не скрывал, «всегда перед операцией грамм сто пятьдесят водки пью, что бы во время процесса колбасить не начало». Вот так, граждане. По сути, у него был алкоголизм, только не подзаборный, а цивилизованный. И если в 40-50 лет ему хватало энергии потерпеть несколько часов, то в 60 уже никак. Никого он на столе не убивал. Напротив, выполнял наисложнейшие операции, дарил людям жизнь, только в выпившем состоянии:)

А, например, я, не очень радовался алкогольным подаркам, когда мне дарили их во время работы. Потому, что не пью столько много, сколько приносили:) Но, как объяснить пациентам, что врачи обычные люди?:) И почему так: медсестрам принято – конфеты, а старшему мед персоналу – алкоголь, причем, почему-то коньяк. Почему не водку, не виски, не вино, не абсент, не пиво в конце концов?:) Почему именно коньяк и почему все так уверенно это делают?:)) Вот вам еще яркий пример стереотипа.

Кстати, я всегда менялся с медсестрой, она с удовольствием шла на такой бартер: она мне конфеты, я ей алкоголь.

Так вот, вернусь к «удару под дых». Привели нас на кафедру гинекологии. Представили преподавателю, лет тридцать ей было. Остаемся в кабинете. Она говорит:

- В день зачета приходите, всем поставлю. А сюда можете не ходить, - признаю, студенты обычно такому положению дел радуются, потому что освобождается не мало времени. Учеба в мед.университете, надо сказать, действительно сложная. Но, есть те, которые жаждут получать знания 24 часа в сутки.

- А можно я буду ходить?, - спрашивает одна из отличниц.

- Можете ходить, можете не ходить, учить я вас все равно не буду. Зачем мне конкурентов плодить? Всё, все свободны», - говорит преподаватель на полном серьезе! Еще таким, знаете, упрекающим, противным тоном, и уходит.

Я что тогда, что сейчас, до сих пор не могу понять, каких конкурентов она плодить не хочет? Серьезно, что ли? Она на самом деле боится, что обучившись именно у нее, студент поступит через 3 года в ординатуру, отучится там еще пару лет, придет к ней в отделение, составит конкуренцию и займет ее место? Серьезно, такое у нее вИдиние и опасение относительно своего будущего?  А еще хочется спросить:

- Какая, на хрен, конкуренция в госучреждении? Ты там работаешь только потому, что не нужна никаким частным компаниям. Цена тебе на самом деле грош! И другие, те кто придут в это отделение, не на много будут лучше или хуже!, - вот так мне хочется сказать сейчас:) Это правда. По сути, государственные больницы очень сильно обрезают все имеющиеся знания врачей: вы знаете 20 препаратов, а вам говорят, что можно использовать только 5, которые положены, которые закупает гос.контора. Через год, тыжитесь-пыжитесь, вспоминаете уже не 20, а 15. А еще через пару лет будете знать только 5, потому что остальные за ненадобностью стираются из памяти. Тоже касается остальных знаний, которыми вам попросту не дают пользоваться. Таким образом, врачи в гос.больницах, в общем и целом, становятся приблизительного одного уровня. И вновь пришедшие не могут составить конкуренцию, никак. Это возможно только в частных клиниках. Только туда для начала надо попасть, пройти собеседование и как минимум показать навыки умения культурного общения и адекватного поведения.

Не отходя далеко от гинекологии, там же я впервые увидел, кажущееся мне до этого слухами, грубое обращение с роженицами. Это тоже произошло в одном из известных государственных род.домов. В какой-то степени, происходящее напоминало фильм ужасов, когда герой входит в преисподнюю и слышит крики страдания, понимая - дальше будет хуже.

Нам говорят, «сейчас пойдем в отделение, одевайте маски, шапки, бахилы. Готовы? Пошли». Подходим к отделению, слышится такой, знаете, приглушенный стон. Затем дверь открывается, в миг обрушивается смесь криков рожениц, врачей, медсестер и санитарок. Серое отделение, рожи у всех сотрудников кривые, злые, недовольные. Женщины лежат не только в палатах, но и в коридорах. Кричат, плачут, умоляют, что-то просят, а проходящая мимо медсестра, говорит грубо, с агрессией.

- Я тебе сказала хватит орать!, - и какие-то угрозы, типа «я сейчас тебе то-то и то-то сделаю, если не заткнешься». Если бы там еще была мигающая лампочка с красным оттенком, точно можно было бы подумать, что попал я куда-то в ад или в логово к мутантам-уродам из фильмов ужасов:)

Вот граждане, где и когда разрушается стремление студента быть хорошим врачом. По пути к диплому, человек как комета с хвостом, которая все тает и тает, приближаясь к солнцу. Тут наорали, тут нагрубили, тут послали к черту, тут немного унизили…энтузиазм потихонечку сходит на нет. А время потрачено, столько сил вложено, учиться осталось совсем немного. Куда теперь деваться? Придется идти и работать в этот скотный двор.

Меня еще сильно поразило, когда нас повели смотреть непосредственно на процесс выхода ребенка из чрева женщины, даже не спросив у нее разрешение. Понятно, что ей в это время не до студентов, которые смотрят со всех сторон…и вообще, типа мы врачи и все-такое прочее, но, лично я бы не хотел, чтобы без моего ведома, кто-то участвовал в каком-либо моем личном, интимном процессе.

Понимаю также, учиться на ком-то надо (в данном случае увидеть процесс рождения ребенка, работу акушеров и прочее), но ведь есть цивилизованные способы: прийти спросить согласие, договориться, упросить, официально заплатить в конце концов, но это же требует времени и некоторых сил. У нас же в обществе как удобнее? Взял силовым путем и перед фактом поставил. Всё. Начнет возбухать - прикрикнуть, подавить, наорать, кинуть угрозу. Какие там к черту права человека?

Так продолжалось на протяжении всей учебы. Не подумайте только, что каждый раз, каждый день, случалось нечто шокирующее. Конечно нет. Где-то больше, где-то меньше, но было. Просто, такие случаи — это фактически, прорыв реальности в незамутненную душу студента. После каждого подобного опыта человек становится более черствым, менее ранимым, вообще может подумать, что это нормально. Между прочим, многие мои сокурсники именно так к происходящему и относились: шутили, вели себя раскованно, бросали глупые реплики. Чувствовался вкус власти: кто-то лежит стонет, не может ничего сделать, а человек в униформе, в маске, ходит рядом, смотрит…ощущает себя причастным к ситуации, входит в образ некого палача, от которого зависит жизнь…А потом, эти самые студенты, уже врачи, правда могут влиять на состояние корчащихся от боли людей. Потом, они в полной мере упиваются своей микро-властью.

Сама подача материала, тоже неоднократно, оставляла желать лучшего. Например, вы бы и рады выучить материал, но ваш преподаватель какой-нибудь самодур, требующий только латинские названия бактерий, а больше его ничего не интересует. Вы, как дурак, все силы тратите на зубрежку. То, как реагирует бактерия, как ведет себя, от чего умирает и т.д., на эту информацию нет времени и сил.

Помню кафедру эндокринологии, там лекции читал сам профессор. По-честному – это был старик в маразме, разве что, ориентированный во времени и пространстве. Во всем остальном - неадекватный. Его лекции нужно было обязательно посещать. За опоздание - отработка, за малейший шум – отработка, за отсутствие конспекта – отработка. И много всяких подобных требований. Сами лекции шли по 4-5 часов подряд! Каждый час, перерыв только 5 минут. Самое главное, он очень нудно, муторно, не интересно рассказывал материал. Лекции превращались в пытку: задача была сидеть и переписывать конспекты у тех, кому удается фиксировать материал в режиме нон-стоп. Энергия тратилась просто потому, что вы 5 часов кряду слышите дементные (маразматические) речи преподавателя. Какое там уcвоение материала, какие-там вопросы касательно предмета? Главное соблюсти поставленные задачи – в день зачета принести конспекты.

А потом, года через 4, на прием приходит человек, и говорит:

- У меня гормон Т3 повышен.

А вы думаете.

- Хм…чтобы это значило? Наверное, что-то с щитовидной железой. А чем, интересно, Т3 отличается от Т2, Т4 и от Т5?…Погоди-ка, а вообще гормон Т5 существует?».

Во время этих дум, вспоминаете старика, которому почему-то, кто-то позволял преподавать, несмотря на его пограничное, неадекватное состояние.

Наконец, самое тесное знакомство с коллегами происходит в интернатуре. Студентов присоединяют к врачу, который их курирует. Они уже, как бы врачи, но еще не врачи. Учатся работать, но под контролем. Юридически, интерны еще не ответственны за ошибки, если только не сделают какую-нибудь вопиющую глупость, вроде, введут очевидно вредный препарат, от которого пациент скончается. Но, я уже говорил, чтобы убить пациента в не экстренных ситуациях, нужно постараться:) Все-таки, базовые знания к 7-му году учебы есть, даже у тех, кто учился на тройки. Хотя, и тут не без исключений. Был у нас товарищ, который к 7-му курсу не знал сколько камер в сердце. Что бы обывателю стал ясен уровень подготовки, это ровно что автомеханик не знающий сколько колес у машины; повар не знающий, чем отличается кастрюля от сковородки; адвокат, не знающий, чем отличается судья от прокурора…наконец, интернет-комментаторы, не знающие, что есть объективная и субъективная оценка:))) В общем, полный ноль. Абсолютный. Без палочки. Не знаю, то ли он был очень потерян, то ли отставал в интеллектуальном развитии. Его отец занимал должность главного врача какой-то поликлиники. Регулярно появлялся на кафедрах в день зачета, улаживал вопросы. Я потом интересовался у однокурсников (уже во время работы), как он там? Повторюсь, уровень был вообще никакой, поэтому интересно было знать. Говорили, устроился в поликлинике у отца, но пациентов не принимает, ему не дают. Сидит один в кабинете, выполняет бумажную работу. Получает зарплату, естественно, как доктор. К сожалению, и такое бывает…вы в том числе можете к такому попасть. И опять же, вольно или не вольно обобщите увиденное, сказав, «все врачи такие!»:)

Реальные истории из жизни

4.4K постов18.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

0. Анонимные посты переносятся в общую ленту


1. История должна основываться на реальных событиях, быть авторской.


2. История должна быть написана Вами и не должна быть переписью уже существующей истории.

Пост без тэга "Мое" будет вынесен в общую ленту.


3. История должна быть, по большей части, текстовой и может быть дополнена картинками, видео и гифками.


4. Любые пруфы истории приветствуются.


5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.


6. Администратор сообщества имеет право решать, насколько история соответствует сообществу.