Разрешите представиться - недоврач (часть 4)

Расскажу историю из своей практики, в которой одновременно покажу что такое «протокол действий» и что такое врачебная пассивность, которая, в том числе может привести к летальному исходу: дело было всё в том же кардиологическом отделении. Со мной в паре дежурила моя сокурсница. Не пытайтесь понять этот факт, я уже говорил, двум студентам оставаться в отделении запрещено, но тем не менее мы так работали. Никто никакой ответственности за это не нёс. То ли не было других работников, то ли мы были супер-пупер сотрудниками, в которых не сомневались. Между прочим – уже повод высказать «фи» в сторону нашей медицины. Представляю какого было родственникам пациентов, которые видели нас при поступлении. Хотя, работали мы в самом деле хорошо.

Другое дело, те, кто был не доволен положением дел, гнев все равно срывать будут на нас, на медработниках. Понимаете, откуда берется негатив и как все запутанно?

Представьте, поступает пациент, родственник негодует увиденному. Что он потом скажет?

- Представляешь, до чего наше государство дошло, не могут обеспечить достойную зарплату медперсоналу. Уже одни студенты в отделениях дежурят -, так он скажет? Или же:

- Прикинь, два сосунка там работают, ни хрена делать не умеют, уроды блин!.

Скорее второе, правда? Причем про «работать не умеют» - будет голословным высказыванием. Очень хочется, чтобы вы прочувствовали эту тоненькую грань, куда направлен негатив в первом случае и во втором…абсолютно в разные стороны. Чаще всего, критика идет не по аналитическому пути, поэтому летит в сторону мед.персонала. Такие ситуации, в том числе, накручивают общество на агрессию.

Так вот, дежурим мы, вдруг я слышу крик напарницы (со своей половины отделения, она была в мужской части). Бегу к ней, вижу она растеряна, не знает, что делать. Это было ее 3-4 - ое дежурство, и первая в жизни работа. А я к тому времени имел стаж несколько месяцев. На полу лежит безногий дедушка. В общем, он встал при ней и упал. Велю ей позвонить в реанимацию (их отделение было на втором этаже, наше на третьем), сам начинаю реанимировать (массаж сердца, другого ничего у меня не было). Дедушка, то приходит в себя, то снова теряет сознание. Через пару минут, в неспешном ритме приезжают пару человек с каталкой для лежачих. Кладем человека, быстро спускаем вниз. А дальше, я, вероятно, в глазах реаниматологов выглядел наивным, через чур активным, глупым мальчиком…

Заезжаем, мне показывают куда везти. Везу. Заспанный врач, довольно молодая женщина, лет 35 – ти, говорит:

- Да нет, уже не спасти, - не спорю, может быть им виднее, они же это каждый день делают. Но, даже сейчас, будучи врачом с опытом, вспоминая тот случай, мне не ясно откуда взялось такое утверждение. По каким признакам ей стало понятно?

Беру пациента за ноги (что бы переложить на кровать с аппаратурой) и…пауза, секунд в 5. На меня смотрят как на дурачка. Как будто вы пришли в новый коллектив и делаете что-то, чего не надо делать, что не принято, и вообще, вы тут, вроде как, лишний со своим энтузиазмом. Я-то полагал, реанимация — это как в кино.

«Адреналин! Разряд! Пульс падает! Еще разряд!», ага…черта-с два:))

Взял мужчину за середину тела, сам переложил на кровать, криво, косо, как смог.

Дальше, началось то, к чему я эту историю и рассказываю – протокол. Они пощупали пульс, посветили в зрачки, поняли для себя что ловит нечего. Женщина-реаниматолог говорит:

- Проколите ему подключичную вену, а то потом на вскрытии докопаются. И вколите…(называет препараты), - медсестра подходит, берет иглу, прокалывает. Затем делает инъекции.

Вы только вдумайтесь! Они делают инъекции трупу! Человеку, которому уже констатировали смерть. Человеку, которого уже не вернуть к жизни. Всё, его уже нет и никогда не будет. Наступила смерть, шансов на возвращение ноль!

Они просто взяли и прокололи сосуд, а потом вкололи препарат. Зачем? Потому, что врач не станет писать в эпикризе: «Привезли пациента. Я на глаз решила, реанимировать его смысла нет, поэтому мы всем коллективом ничего не стали предпринимать». Она напишет, как положено, «реанимировали столько-то времени, ввели такие-то препараты, в процессе был установлен подключичный катетер» и все прочее. Напишет то, что надо….

Так вот, в этой истории можно увидеть два факта: безразличие врачей, как они не хотят работать: откачали бы дедушку (не утверждаю, но предполагаю), а это уже до утра не поспать, следить за ним надо, «туды-сюды», вот и нет мотивации.

А второе, можно увидеть в этой истории, как работает протокол: есть в этом здравый смысл? Нету, но делать надо. Это уже идиотизм законодательный. Вынуждают тратить лекарства (которые государственных денег стоят), вынуждают делать уколы трупам, что уже звучит абсурдно. А потому, что, если этого всего бреда не соблюсти, то начнутся проблемы, обвинения, уголовные дела.

Здесь уже претензии не к врачам, а к каким-то другим людям…Не может врач сказать, «он умер до того, как можно было ему помочь. Поэтому я не стал переводить препараты». Если врач так скажет, то как минимум, будет очень долго и муторно ходить к прокурору, давать показания по обвинению в халатности, приведшей к смерти. И плевать, что умерший - алкоголик, уже перенес три инфаркта и два инсульта (тот самый дедушка), плевать что еле дышал в последний месяц, плевать на всё это. Оттого вы, граждане, регулярно можете видеть в своих историях записи, которые вроде как с ваших слов записаны, но в то же время точно помните, что не говорили подобного:)

Очень много формализма, за которым ничего нет – это так. То, что врач много пишет и много бессмысленного – чистая правда. Потому очереди, потому работа медленно идет.

Представьте, если каждое ваше действие вы должны будете описывать. А если не сделаете этого, начнутся проблемы. Например, попили утром кофе и обязаны сделать запись: «Выпил 300 мл кофе. По температуре не очень горячий. Язык не обжег. Десну тоже. Глотал нормально. Не поперхивался. Пил примерно минут 15. Добавил 2 ложки сахара. После выпитой чашки, больше не хочу. Предположительно, выпью еще чашу часа через 4». Так каждый раз…не в свободной форме, а именно так – как велено.

Теперь представьте, за каждую выпитую жидкость, за каждую съеденную еду, вы обязаны писать своей рукой именно так, как положено! Нет возможности сделать коротко, исключительно по делу, «все ок, ничего не беспокоит». Ради интереса, попробуйте поделать так один день, и примерно поймете, что такое писанина для врача. Бессмыслица, которая занимает время, забирает силы, а практического выхлопа нет.

Итак, случай с реанимацией – относится к моментальным последствиям врачебных действий, которые действительно могут пагубно повлиять, но вероятность низкая, потому что зачастую врач руководствуется регламентом, нежели своим взглядом на проблему. Действует по наработанной схеме, от которой, по сути, отходить не может, даже если посчитает нужным. Разве только он бесстрашный и возьмет на себя все риски импровизации.

Соответственно, погибнуть из-за некомпетентности врачей в реанимации, довольно таки сложно. Там больше главенствует регламент действий. А если, вам кажется не правильным сам протокол, то это вопрос «к тому, не знаю кому, там, не знаю где». Реально не ясно, кто конкретно решает, как именно должен действовать обученный человек, в момент, когда от его действий зависит чья-то жизнь. Видимо этот «кто-то» знает лучше.

Наконец, в описанном мной случае, есть предположение, что может быть, была возможность вернуть человека к жизни. Не утверждаю. Только отмечаю не активное поведение врачей. Может у них к тому времени уже глаз был наметан и по каким-то косвенным признакам они все поняли заранее.

Вы, справедливо можете подметить:

- Сам же рассказал, что реаниматологи вели себя пассивно, поэтому, возможно, и наступила смерть. Вот, пожалуйста, врачебная ошибка, - дело в том, что это не является врачебной ошибкой. Это человеческий фактор. Когда же люди обвиняют врачей в халатности, у них, чаще всего, нет объективных оснований этого делать. Просто тычок пальцем, «по вине этого врача умер мой близкий». Не более. То есть, абсолютно субъективный подход к обвинению. Если продолжить теоретический диалог, отбросив истерию, эмоции и голословность, он бы выглядел так:

- Откуда вы знаете, что это случилось именно по халатности врача?

- Потому что, иначе бы мой родственник не умер

- Вы признаете, что критическое состояние имело место быть?

- Да

- Вы видели, как его реанимировали?

- Нет

- Экспертиза вскрытия нашла какие-то ненужные препараты в крови, которые могли привести к смерти?

- Нет

- Экспертиза вскрытия утвердила, что реанимация проводилась как положено?

- Да

- Тогда почему вы утверждаете, что врач виноват в смерти вашего близкого?

В том числе, на такие умозаключения, родственников толкает непробиваемость медиков. Они не видят сострадания, трепета в глазах врачей. А откуда этому всему взяться? Медики же видят по несколько смертей в неделю, если не десятки (я имею ввиду в реанимационных отделениях). Для них это рядовой случай, они совершенно холодно сообщают, «пациент скончался». Отсутствие эмоций воспринимается обывателем, как бесчеловечность, однако, это лишь профессиональный навык. Ровно, что боксер получает в лицо, не моргая, не отворачивая голову. Тоже профессиональный навык, тоже удивительно для обывателя.

Я хочу сказать, врачебная ошибка – это врачебная ошибка, которая видна, ясна и фиксируема. В реанимации такого, практически не случается. А человеческий фактор, вещь не доказуемая.

Однако в мифах, часто фигурирует именно ошибка. Вроде как, не то вкололи, не тот орган удалили.

Даже описанная мной история, не является рядовой. Лично я видел еще не мало процессов реанимации, они проходили совсем по-другому. По полной программе: быстро, четко, холодно, с каменными лицами. Тех, других докторов, уже невозможно ни в чем упрекнуть. Сами посудите: я врач, и лишь раз встретил в практике пассивность, и то, не смею утверждать, что прав на все 100%. Еще раз повторюсь: может быть им было виднее наметанным глазом.

В сравнении с другими случаями, которые мне встречались, получается, примерно, 5% из 100.

Халатность встречается, но масштаб среди обывателей сильно завышен.

Реальные истории из жизни

4.4K постов18.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

0. Анонимные посты переносятся в общую ленту


1. История должна основываться на реальных событиях, быть авторской.


2. История должна быть написана Вами и не должна быть переписью уже существующей истории.

Пост без тэга "Мое" будет вынесен в общую ленту.


3. История должна быть, по большей части, текстовой и может быть дополнена картинками, видео и гифками.


4. Любые пруфы истории приветствуются.


5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.


6. Администратор сообщества имеет право решать, насколько история соответствует сообществу.