Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить…

Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить… Психология, Тень, Бойцовский клуб (фильм), Сергей Есенин, Саморазвитие, Длиннопост

Публикую для подписчиков, которые ждали 3ю часть. Она будет разделена на две части.

Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить… Психология, Тень, Бойцовский клуб (фильм), Сергей Есенин, Саморазвитие, Длиннопост

Тень не любит "света сознания". Ее очень трудно «выследить» и идентифицировать, потому что она, как правило, прячется: вот она мелькнула перед нами и снова исчезла из виду… но, неожиданный «всплеск» эмоций, ощущение, что кровь "стучит по венам", сердце бьется "как набат", хотя, вроде, и прямой опасности нет, а нас внезапно «накрыло» страхом, гневом, тоской…, выдает ее присутствие… Она всегда "идет за нами по пятам"… Несмотря на «скрытность» она настойчиво появляется в нашей жизни во множестве обличий (в сновидениях, случайных оговорках, спонтанных, ненамеренных действиях и т.д.). На всей земле не найдется человека, у которого нет этого загадочного спутника, могущественного и незримого. Наш двойник, наш противник, с которым каждому из нас стоит... познакомиться поближе...


Тень приходит, потому что хочет знать, готовы ли мы встретиться с ней «лицом к лицу» и признать в ней часть себя, возможно, самую уродливую (черную, нечесаную, непристойную, со шрамами, клыками и когтями), но, далеко не самую слабую…


Если нам хватает смелости и решительности «заглянуть ей в глаза», она готова поделиться с нами своей силой… Но, если мы ее не замечаем, редко смотрим в ее сторону, она становиться опасной, превращая нашу жизнь в прогулку по «минному полю»…Так стоит ли ждать, пока она, не добившись признания, «разнесет» нашу привычную комфортную жизнь в клочья?...


Разве не это происходит с главным героем фильма «Бойцовский клуб», снятом Д.Финчером по роману Ч.Паланика? (далее спойлеры!)

Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить… Психология, Тень, Бойцовский клуб (фильм), Сергей Есенин, Саморазвитие, Длиннопост

Сюжет: Повествование ведется от лица молодого человека, настоящего имени которого мы так и не узнаем. Впервые мы встречаем его в здании небоскреба, которое должно исчезнуть с лица земли через десять минут… Приставив пистолет к голове, он рассказывает нам историю своей жизни: «до» и «после» встречи со своим Темным попутчиком. Главный герой – представитель поколения мужчин, выращенных женщинами, его отец ушел, когда рассказчику едва исполнилось шесть лет («У моего отца привычка заводить новую семью в новом городе каждые семь лет. Он, очевидно, считает что семья – это что-то вроде сети фирменных ресторанов»), герой одинок, работает в офисе автомобилестроительной корпорации, много времени проводит в командировках, общаясь в самолетах с «одноразовыми» друзьями – людьми, которых он видит первый и последний раз. С утра до вечера – работа, работа, работа… Как и множество современных людей он одержим внешними атрибутами преуспевания (он «раб своих вещей»), хорошо и дорого одевается (согласно дресс-коду)…живет в уютном кондоминиуме, обставленном мебелью из каталога («Какой сервиз может служить характеристикой моей личности?»). Ему кажется, ещё несколько покупок — и желать будет нечего. «Раньше мы зачитывались порнографией, а теперь каталогами Horchow», — рассуждает он по поводу своего бытового конформизма...).


Герой страдает от бессонницы и зачастую не в состоянии отличить сон от яви. Он решает обратиться к врачу. Вместо лекарства тот рекомендует ему больше заниматься спортом и, в шутку, предлагает периодически посещать группу пациентов, страдающих неизлечимыми болезнями, чтобы понять, что такое настоящая боль. Так для героя ежедневно по окончании работы начинается параллельная жизнь – посещение разнообразных групп поддержки, которое дает ему ощущение принадлежности к другим и собственной значимости («Когда люди думают, что ты умираешь, тебя действительно слушают…», «Плакать легко, когда ты окружен чужим теплом и понимаешь: чего бы ты ни достиг в этой жизни, все рано или поздно станет прахом», «Возвращаясь домой я чувствовал себя великолепно. Ведь у меня не было рака»…). В группе «Останемся мужчинами!» (для мужчин с раком яичек) он встречает Марлу Зингер – такого же самозванца как и он сам, «симулянтку» и «туристку», которая посещает все группы поддержки, чтобы чувствовать себя живой…


Её философия состоит в том, что умереть можно в любую минуту; трагедия же в том, что этого не происходит. Сходным образом и Рассказчик во время каждого полёта в самолете надеется, что погибнет в авиакатастрофе. Рядом с Марлой герой ощущает себя лжецом – ведь он (как и она) не умирает... Рассказчик и Марла пытаются распределить посещаемые ими группы, чтобы не пересекаться. Однако встреча с «двойником» выводит героя из равновесия, и к нему возвращается бессонница...


Затем, в одной из своих поездок он знакомится с Тайлером Дерденом – изготовителем и продавцом мыла - харизматичным, решительным и уверенным в себе молодым человеком.


Рассказчику многое нравится в новом знакомом. «Его смелость и смекалка. Его выдержка. Тайлер – забавный, обаятельный, свободный, сильный и независимый. А я нет. Люди верят ему, верят, что он изменит мир к лучшему». Дерден – бунтарь и анархист: работая ночами на полставки киномехаником, он вставляет в благопристойные фильмы для семейного просмотра кадры с изображением пениса, работая официантом в дорогом ресторане, он мочится в суп и плюет в суфле, которые подают на стол богатым клиентам… Тайлер – воплощает в себе все те качества, которых (на первый взгляд) лишен главный герой.


Однажды возвращаясь в свое хорошо обставленное, комфортное «убежище» за бетонными стенами, рассказчик обнаруживает, что квартира полностью разрушена в результате мощного взрыва («Взрыв уничтожил не просто кучу барахла, он уничтожил меня!»). Герой в отчаянии звонит по оставленному ему Тайлером телефону и просит разрешения временно пожить у него. Они встречаются в баре, и после изрядного количества пива, Дерден сообщает ему свой жизненный лозунг: «То, что ты имеешь, в конце концов имеет тебя», и обращается к нему с неожиданной просьбой – «Врежь мне изо всей силы». Между ними завязывается драка, которая, только укрепляет их дружбу, так как приносит рассказчику неожиданное раскрепощение и не испытанное раннее чувство свободы. Позднее они «добирают» дозу тумаков на автомобильной стоянке. Их странные отношения привлекают толпу заинтересовавшихся людей... Так возникает идея создания бойцовского клуба, в котором мужчины будут драться на кулаках без использования какого-либо оружия.


Вскоре Тайлер формулирует набор заповедей для новобранцев: «Первое правило клуба: не упоминать о бойцовском клубе…». В бойцовском клубе царит равенство - не важно кто ты есть в социуме - начальник или простой рабочий - ты должен принять бой...


Герой переселяется к Тайлеру, в полуразрушенный дом, предназначенный к сносу, отныне все вокруг него является полной противоположностью упорядоченному быту, к которому он привык. Тайлер живёт за счёт изготовления высококачественного мыла из жира, который он похищает в клиниках, где проводится липосакция: «Мы продаем богатым женщинам их собственные жирные задницы».


В какой-то момент новая знакомая рассказчика - Марла Зингер - принимает опасную дозу снотворного и связывается с ним по телефону, но трубку снимает Тайлер. Он привозит её к себе, и они становятся любовниками. Слушая крики и стоны Марлы, рассказчик испытывает явную зависть к сексуальному превосходству своего приятеля. ..В какой-то момент ему кажется, что Тайлер и Марла его родители...


После ожесточённого спора и аварии Тайлер исчезает из жизни Рассказчика...


В то же время под предводительством Дердена бойцовские клубы постепенно распространяются по всей стране и, в конце концов, превращаются в проект «Разгром», целью которого являются акты вандализма против общества потребления. Поначалу насилие не входит в планы участников проекта, но постепенно они становятся все более и более агрессивными, и во время одной из вылазок от руки полицейского погибает один из них. Все это пугает рассказчика, и он решает остановить Тайлера, но тот внезапно исчезает. В поисках его главный герой обнаруживает бойцовские клубы во всех крупных городах страны — более того, их члены принимают его за Дердена. Он пытается понять, что происходит. Разговор с Марлой подтверждает его догадку о том, что Тайлер — это он сам – та сторона личности, которую он старается не афишировать, его альтер-Эго, Теневая фигура, воплощающая все то, чем он хотел, но, как ему казалось, не мог быть, его мечты, стремления и идеалы: маскулинность, привлекательность, сексуальность, свободу от навязанных обществом правил, самоуверенность, агрессивность, напористость, силу, решительность. Рассказчик создал его, потому что «задыхался» в тисках собственной жизни, которая представляла из себя имитацию, копирование того, что он видел в каталогах («копию, снятую с копии, сделанной с еще одной копии»…), замещение реального мнимым. Герой не жил, а симулировал жизнь – симулировал болезнь, чтобы посещать группы поддержки неизлечимо больных, симулировал сочувствие, когда отправлялся в качестве представителя фирмы к местам ДТП, с целью выяснить были ли погрешности в проданной машине и несет ли фирма за это ответственность… симулировал драку с боссом, и, как впоследствии выясняется, симулировал и общение с Тайлером Дерденом. В ужасе от этого открытия рассказчик хочет обуздать вырвавшегося из плена Темного попутчика, но впадает в беспамятство, а проснувшись, обнаруживает, что Тайлер задумал разрушение крупнейших финансовых корпораций. Герой пытается его остановить – обращается к полицейским, но выясняет, что и они — члены проекта «Разгром»; он пытается самостоятельно обезвредить взрывчатку, заложенную в одном из офисных зданий, но Тайлер опять становится на его пути, и тогда герой, наконец, осознает, что избавиться от Тайлера можно, только убив самого себя. Он стреляет в себя, после чего Тайлер исчезает, а герой восстанавливает единство личности.

Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить… Психология, Тень, Бойцовский клуб (фильм), Сергей Есенин, Саморазвитие, Длиннопост

Итак, герою фильма, живущему в мире типовой «мебели Икея», «одноразового мыла», «одноразовых отношений», где «презерватив является аналогом хрустальной туфельки нашего времени, которую одевают, встретив незнакомца, «танцуют» всю ночь, а затем выбрасывают (вместе с партнером)», герою, которому тридцать лет, но, он по-прежнему мальчик (не знающий отца, не чувствующий себя мужчиной), отчужденному от результатов своего труда, потребовалось создать вымышленного друга – еще один симулякр, чтобы решиться изменить свою жизнь...взорвать свое уютное жилище и начать сражаться со всем, что он ненавидит в жизни…(«Дерден: «Ты хотел изменить свою жизнь, но не мог это сделать. Твои желания воплощены во мне. Ты хотел именно так выглядеть, так спать с женщинами. Я умён, талантлив и свободен от всего, что сковывает ­тебя»)...


А, Ч.Паланику удалось ненавязчиво перечислить основные способы обнаружения Тени:


1. Анализ наших противоположностей. Тайлер – прямая противоположность героя.


2. «Избыточная» реакция на других людей. Работа с проекциями. Тайлер вызывает у героя сильные аффекты: восхищение, возмущение, страх, зависть, недоумение, злость… Он — проекция его вытесненных желаний.


3. Сны и фантазии.


Тень обычно проявляется во снах и фантазиях, как правило, в образе пугающего персонажа одного с нами пола. Тайлер завладевает телом главного героя всякий раз, когда тот спит …(«Дерден: «В немногих словах дело обстоит так: когда ты бодрствуешь, ты можешь называть себя как угодно и делать все, что ты хочешь, но когда ты засыпаешь, наступает моя очередь, и ты превращаешься в Тайлера Дердена»)...Тень - это «гонец», посланник, посол бессознательного, наделённый широкими полномочиями. Его появление никогда не оставляет нас равнодушными. С какой же такой миссией появляется этот посол? Было бы неплохо поговорить с ним и узнать, что он от нас хочет.


Как правило, его приход связан либо с переизбытком, либо с недостатком (внутренней свободы, наполненности) чего-то в жизни. Тень приходит, когда Вы знаете, чего хотите, но, не позволяете себе этого…


Отношения с теневым образом в сновидении отражают отношения с Тенью в сознательном состоянии. Если он пугает, значит до осознания своей Тени еще далеко, если страх сменяется другим чувством (любопытство, уважение и т.д.) – значит, процесс признания и примирения начался...


Следует отметить, что персонификация Тени в образе пугающего персонажа («Черного Человека»), воплощающего, обычно, то постыдное, что было в жизни, то, о чем не хочется думать, достаточно часто встречается в европейской культуре. Он приходит к художникам, поэтам и творцам, рассказывая человеку о его жизни. Свой «Черный Человек» был у Моцарта (заказчик «Реквиема»), Ф.Достоевского, И.Бунина, А. Блока…


Тема Тени часто перекликается с темой зеркала. Зеркало - это символ, олицетворяющий собой правду, которую мы видим неприкрытой («Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи...»), отражение второго Я человека.


Так у Сергея Есенина:


...Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх

Черный человек

Черный, черный...

...

Черный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой, -

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то...


...Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет

Ах ты ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою

Никого со мной нет.

Я один...

И - разбитое зеркало...


А теперь отвлечемся от кинематографа и литературы и рассмотрим работу с Тенью с точки зрения психологии...

Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить… Психология, Тень, Бойцовский клуб (фильм), Сергей Есенин, Саморазвитие, Длиннопост

Способы работы с теневыми аспектами личности: практикум.


1 этап работы - «Выследить Тень»


Цель – идентифицировать Тень.


1 вариант работы - Анализ наших противоположностей (сознательный компонент).


Инструкция:


Составьте список черт, свойств, качеств вашей личности. Чем больше в нем пунктов - тем более точным и интересным получится результат. Затем, напротив каждой вашей характеристики напишите противоположную черту, качество или свойство (антоним).


Когда вы закончите, Вы получите образ человека, противоположного вам.


2 вариант работы - Работа с проекциями (бессознательный компонент)


Дальше рассмотрим один из возможных вариантов групповой работы с Тенью (метод «3-2-1» + работа с масками).


Что такое проекция?


Проекция - это процесс, в котором позитивные и/или негативные свойства, отношения, качества, верования, поведение или чувства, которые в действительности относятся к самой личности, приписываются объектам и/или другим людям. Т.е. проекция представляет собой «отмежевание» от некоторых сторон собственной личности и приписывание их окружению.


Зачем?


Ради того, чтобы сохранить свое представление о себе и окружающем мире. Все, что угрожает и не соответствует «привычному» - проецируется («выносится») вовне. Неприемлемое (теневое) обязательно будет спроецировано, то есть, приписано кому-то.


Часто ли мы проецируем что-то на других?


Практически постоянно, при этом искренне считая, что объективно судим о людях. Мы живем в мире иллюзий, вместо того, чтобы понять, что источником того, что мы думаем и чувствуем о других, являемся мы сами, что Другие – это зеркала, в которых отражается то, что нами отвергнуто… Посмотрите на мир вокруг вас – это и есть отражение вас самих. Мы видим то, что хотим увидеть. Видим так, как хотим увидеть. Мы видим только себя.


Одним из признаков проекции являются сильные, и даже абсурдные эмоциональные реакции на других людей (неважно ненависть или восхищение).

Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить… Психология, Тень, Бойцовский клуб (фильм), Сергей Есенин, Саморазвитие, Длиннопост

Дело в том, что подобная реакция на человека возникает исключительно в том случае, когда он открыто демонстрирует те качества, которые находятся у нас в глубоко вытесненном состоянии. Поэтому, внимательно наблюдая за таким вот человеком-«раздражителем», мы как бы смотримся в зеркало и видим в нем свою темную (теневую) сторону.


Мы смотрим на других, оцениваем их – возмущаемся или восхищаемся ими, в зависимости от того, что нам кажется «правильным» ( «интроецированным»), а что нет. Окружающие, вызывающие у нас сильные эмоции, отражают наши теневые аспекты – как «хорошие», так и «плохие». Люди, которых мы находим «прекрасными» (добрыми, привлекательными, нежными, удивительными, замечательными) - делают явными наши положительные стороны (которые мы часто отрицаем из ложного стыда и скромности, а, влюбляясь, нередко проецируем на «объект» любви, идеализируя возлюбленного - украшая его «как новогоднюю елку гирляндами» своими хорошими качествами)…


Люди, которых мы считаем «ужасными», показывают то, что мы не хотим замечать в себе... Мы хорошо видим «пороки» других, но, мы не видим себя. Не понимаем (и не принимаем) того, что реагируем так сильно, потому что в другом человеке скрыто качество, которое мы когда то «спрятали» на самое дно нашей личности, в темное тихое укромное место, чтобы не чувствовать стыд, боль, вину, обиду, страх… Конечно, проекция не возникает на «пустом месте» (мы «вешаем ее как шляпу на крючок», «улавливая» что-то, что действительно есть в человеке, но, несмотря на это, можно сказать, что, глядя на других, мы постоянно «смешиваем» их с нашими «тенями», улучшая или очерняя в своих глазах…


С присвоением позитивных проекций обычно не бывает проблем, поэтому дальше я предлагаю сосредоточиться на работе с негативными …


Типичный пример: я часто слышу от женщин, что какая-нибудь молодая сотрудница ходит на работу в слишком откровенных нарядах, как профессионал, она ничего не стоит, и пытается за счет «вульгарной и дешевой сексуальности» построить карьеру («Вертихвостка!»). Когда начинаешь разбираться в причинах таких сильных чувств, оказывается, что дело не в девушке. Она всего лишь предлог для того, чтобы не чувствовать собственную зависть к чужой свободе, смелости и сексуальности, вытесненных в Тень. Та «наглая» девица имеет смелость демонстрировать свою привлекательность, а говорящая о ней  -  нет, из‑за внутренних запретов, ведь ее сексуальность и естественное желание нравиться еще в детстве были подавлены «строгим» родительским воспитанием… Не удивительно, что сейчас, вместо того, чтобы признать наличие собственных потребностей, она начинает осуждать других за «развратность» («все мужчины вокруг – озабоченные, все женщины - проститутки»!). Завидует, но зависть свою признать не может…


- «Я ненавижу самовлюбленных эгоистичных людей, которые кроме себя никого не замечают…!»


- «Я ненавижу слабых людей, рядом с которыми ты не живешь собственной жизнью, а постоянно решаешь чужие проблемы!..».


- «Я ненавижу безответственных людей, на которых нельзя положиться. Я соблюдаю все договоренности и вынужден из-за них постоянно корректировать свои планы»…


- «Я - женщина, и ненавижу женщин.Тех, что имеют богатых мужей, статус, тех, кому легко все дается…Содержанки и идиотки ! Им бы только меряться побрякушками и тряпками.Что они знают о настоящей жизни и реальных проблемах?!»…


- «Я – мужчина, и ненавижу «маменькиных сынков». Квартира, машина, карьера – все на «блюдечке с голубой каемочкой», родились в «рубашке», «с серебряной ложечкой во рту», каждому бы такой «старт»…Еще смеют говорить, что всего достигли сами…» и т.д.


(цитаты клиентов, подлинные и дословные)


"Ненавижу! Ненавижу! Ненавижу!..."


Сталкиваясь с подобной реакцией важно понять - когда мы испытываем сильные негативные эмоциональные эмоции: осуждаем, ненавидим, «бесимся», кричим на кого-то… мы, по сути, возмущаемся не кем-то, а … самим собой.


Правда состоит в том, что «исцелиться» (достичь целостности личности) можно только освободившись от проекций (Роберт Блей называет этот процесс "съедать Тень"). Возвращая (присваивая) их, мы, «наводим луч света» - «прожектор сознания» - на теневое содержание нашей психики, «вышедшее на сцену», и начинаем замечать, что «ужасный человек», в конце концов, был не таким уж плохим. Он, как правило, всего лишь был для нас тем, что мы проецировали на него…

Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить… Психология, Тень, Бойцовский клуб (фильм), Сергей Есенин, Саморазвитие, Длиннопост

Если человек хочет жить в реальном мире, он должен перестать проецировать себя на окружающих. И тогда, в следующий раз, когда Вы будете думать о ком-либо: "Я ненавижу его", спросите себя: "А чем этот человек напоминает мне то, что я ненавижу в себе?"


Инструкция:


Вспомните трех человек, которые вызывают у вас сильные негативные эмоции. Письменно от третьего лица (он, она) подробно опишите, кем является «неприятный» человек и что именно вас в нём задевает. «Вот так-то он/она выглядит, вот так-то он/она ведёт себя, вот так-то он/она говорит и вот это-то в нём/ней меня бесит». Перечислите те черты или качества, которые вызывают у вас гнев, ярость, обиду или сильное раздражение. Сначала можно писать все подряд, что приходит в голову— конкретные поступки, ассоциации, созвучные качества — но в итоге список должен превратиться в концентрат из четких формулировок - перечень «негативных» качеств «ужасного» человека. Многие из них, наверняка, подумав, можно сгруппировать и назвать каким-то одним ярким и веским словом. Сделайте это. Чем проще и короче определения, тем лучше.


Само по себе составление списков вам, конечно, ничего не даст, ведь это только начало работы, которую лучше выполнять в присутствии и при участии специалиста.

Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3.1 Шпионские страсти: найти и обезвредить… Психология, Тень, Бойцовский клуб (фильм), Сергей Есенин, Саморазвитие, Длиннопост

2 этап работы - Визуализация Тени.


Цель - отделить Тень от личности, дистанцироваться от Тени.


В психологии, исследовать Тень - обратную сторону Луны (личности) принято проективными методами, осторожно и издалека. Поэтому, прочтите внимательно итоговый список качеств. Что за личность перед вами? Подумайте, что это за образ? Что это мог бы быть за человек? Каковы его сильные черты и слабости? Можно придумать про него рассказ, пофантазировать о том, как он живет, чем интересуется, чего хочет. Дайте ему имя, максимально отражающее его характер.


Создайте маску этого человека. Маска изготавливается из картонного шаблона, который разукрашивается: дорисовывается мимика, дополняется деталями – головной убор, волосы, определенные атрибуты, детали одежды и т. д.


Вопросы для обсуждения:


- Какие эмоции, мысли появлялись в работе над маской?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на итог своей работы?


_________________________________________________________________________________

Продолжение http://pikabu.ru/story/rabota_s_tenevyimi_aspektami_lichnost...

Психология | Psychology

20K постов59.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.