Пьянки - дело хорошее. Или как демократия связана с алкоголизмом

Как вы помните по предыдущему материалу, где древние египтяне радостно поблевывали на вечеринках, вино в Египте приобрело огромную популярность, а потом пришло в Древнюю Грецию.

Пьянки - дело хорошее. Или как демократия связана с алкоголизмом Вино, Культура, Алкоголики, Традиции, Виноград, Длиннопост

Дело было примерно в 2500г до нэ - тогда появились первые лозы на Крите. Вообще греки были не очень смышлеными и сначала полностью переняли стиль виноградарства от египтян: лозы высаживались с деревьями: с оливами, с цитрусовыми, а лоза там где-то между ветвей, все смешалось, кони, люди. Потом наконец-то им пришло в голову, что надо дать лозе больше свободы и заботы, так наконец-то система посадки была усовершенствована.

Держали виноградники знатные греки, а вот работали на них рабы. Урожайность стала такой высокой, что вино стали продавать даже соседям, а лозы специально высаживали поближе к воде, чтобы быстрее отправлять корабли.


Сначала греки просто давили виноград ногами, как и египтяне. Потом придумали первый пресс - тяжелые доски на плоских камнях. Некоторые особо сообразительные древние виноделы уже тогда начали подвяливать виноград на солнце: вино получалось слаще и алкогольнее. В вино добавляли много секретных ингредиентов: травы, соль, деготь, муку и даже мраморную крошку. Как вы понимаете, народ тоже радостно поблевывал иногда, беря пример с египтян. Травились они конечно знатно этим шмурдяком. Если винодел отказывался от флера секретности, то еще был шанс не отравиться.


Кстати, делали как красное вино так и белое, но реже. А вот сладких белых было мало, но стоили они запредельно.


До 1 века нэ у греков были только амфоры. Жутко неудобная вещь. 20-30 литров, две ручки, таскать тяжело, пусть и удобно вращать, но ставить вообще невозможно, вот это было веселье, когда они друг на друга валились и разбивались - ставили-то их друг к другу. Иногда ставили в песок или решетки. Спрашивается, а нельзя было дно нормальное сделать? Нельзя, в этих конусах собирался осадок. Потом, конечно, изобрели бочки и стало удобнее перевозить готовое вино, а в амфорах продолжили настаивать сусло.

Пьянки - дело хорошее. Или как демократия связана с алкоголизмом Вино, Культура, Алкоголики, Традиции, Виноград, Длиннопост

А вот еще интересный момент, в амфорах при транспортировке вино упаривалось и становилось похожим на сироп, так что греки изобрели винный концентрат) Такое вино и разбавляли водой, оно было сладким и крепким (около 15%). А молодое вино греки пили неразбавленным.


Чтобы замаскировать неприятные запахи вина, сделанного в антисанитарных условиях и выдержанного в бурдюках (шмонило знатно), туда и добавляли те самые секретные ингридиенты, так что в целом сиропное вино с травяными добавками было похоже на Егермайстер или Горький лист (сколько вы их выпьете неразбавленными?)


Вообще интересно, что этот напиток был настолько популярным, что у него был свой бог. Вы представьте, что у компота есть свой бог. Или там, у чайного гриба. А у вина появился. Дионис.


Жертвоприношение вином было обыденным делом, вылить первый бокал на землю - типичное подношение богу. После этого можно приступать к ужину. Иногда молились перед тем, как выпить вино (я бы тоже молилась, если бы в моем вине были "секретные ингредиенты"). В свиту Диониса входил бог Силен - бог выпивки и опьянения. Всегда пьяный, но мудрый.


Греки отмечали начало весны и открытия парусного сезона и урожая (винограда) гуляниями и соревнованиями. Например, кто выпьет больше вина. (Хороший тамада и конкурсы интересные.) Праздник в честь Деметры и Диониса назывался Великие дионисии, четыре раза в год отмечали (и откуда только силы брали). Играли на трубе, пели песни, устраивали шествия. Но самое интересное было вечером.


После ужина мужчины отправлялись по домам, а женщины оставались на афтепати. Обязательный атрибут таких тусовок - выпечка в форме мужских и женских половых органов. На празднике весны ключевыми фигурами были женщины, потому что считалось, что у них более близкая связь с природой. Женщины шли на гору Парнас в Дельфах, и шли босиком! Я сейчас даже по пляжу на Черном море не могу босиком 10 метров пройти, а они по горам лазили. По пути они собирали других женщин. Например, когда местные женщины из Дельф слышали, что идут женщины из Афин, то выходили из домов и шли дальше вместе.


Я вот думаю, сейчас за подружкой заезжаешь, пока она голову помоет, пока накрасится, умереть можно, а они городами встречались и шли. умели быстро собраться.

Вечером на Парнасе у них были запланированы гуляния и жертвоприношения. Вернувшись домой, женщины ничего не рассказывали, это было запрещено. Говорили, что женщины, держа в руках змей, раздирали все живое на кусочки.

Вот вам и борьба со стрессом.


Вино в целом окутано мистикой. Например, благодаря вину появилось слово «энтузиазм»: оно имеет древнегреческие корни и восходит к культу Вакха, любителя бурных возлияний. Согласно Расселу, оно означает "вселение бога в поклоняющегося ему человека, который верит в свое единство с богом". Предполагалось, что пьяный захвачен богом вина и становится частью божественной сущности.


Вино становилось все популярнее и уже его стали пить не только знать, но и рабы. Оно стало частью культуры. Например, театра. Греки любили танцевать один древний сюжетный развратный танец основательно поднакидавшись. Женщины в шкурах и венках, а мужчины в костюмах сатиров: кожаные фаллосы и длинные хвосты. Сатиры пытались поймать танцовщиц и сделать всякие непристойности, а за этим наблюдали зрители. Это был первый театр, который возник из культа Диониса.


Стоит заметить, что поклонники Диониса не жаловали трезвенников. В пьесе Эврипида царь пытается запретить попойки, поэтому Дионис, разобидившись, внушает женщинам, что под маской царя - лев. Толпа его раздирает. И возглавляет эту толпу... мать царя.


Платон сравнивает опьянение с школьными занятиями. "Первый раз это удовольствие сомнительное, а наутро плохо. Но, если упражняться регулярно, то можно научиться пить вволю и не терять при этом голову." Самообладание - можно взрастить в себе только с помощью ежедневных попоек, - считает Платон. Цирроз печени тоже, но тогда о нем еще не знали. Кстати, самое интересное наблюдение, дошедшее до нас, это проверить надежность человека совместной пьянкой - только так можно увидеть истинное лицо. Если можно доверять, когда пьян, значит можно доверять всегда.


Эвбул в 375г до нэ пишет:

"Пить надо всего три чаши. Первая за здоровье. Вторая за любовь и наслаждение. А третья за спокойный сон. Четвертую лучше не пить, это чаша агрессии. Пятая - приносит меланхолию, шестая - разврат, седьмая - синяк под глазом, восьмая - стражников. Девятая - плохое самочувствие. Десятая - гнев и разбитые вещи."

Где же оттачивать мастерство пития?


Ответ прост: симпосии (симпозионы). Проводились они в знатных домах, женщин туда не пускали, в основном танцовщиц, флейтисток, наложниц.

Вино подавали после ужина. Саму еду поглощали быстро без ритуалов. Ее задача нивелировать воздействие вина. Греки, знаете ли, не на ужин собрались, а на попойку, и из еды культа не делали.


И потом как начиналось!... Все происходило в круглом зале, со слегка покатым каменным полом, чтобы облегчить слугам уборку. По периметру - кушетки с подушками, лежать и пить удобнее. Вино (то самое, густое) разбавляли водой, пропорции отличались, кому как нравилось, но большая часть была вода. Только Дионис мог пить чистоганом без последствий, считали греки. За все отвечал симпосиарх. Выбирал вино, чаши, частоту пития и тосты. Он решал, каким будет симпозион. Дегустация или кутеж в нулину. Выливали немного вина на пол, как дань богам, а потом напивались. При чем, греки напивались намеренно: в основном, не приходили с целью просто попробовать, вином наклюкивались так, что мама не горюй, иначе зачем вот это все.


Пока возлежали на кушетках, успевали вести беседы. Тему задавал симпосиарх. В "Пире" Платона мы видим банальную попойку, но где внезапно заговорили о любви. Многие философские труды и сюжеты рождались на симпосионах.

Пьянки - дело хорошее. Или как демократия связана с алкоголизмом Вино, Культура, Алкоголики, Традиции, Виноград, Длиннопост

Самый частый гость таких вечеринок был Сократ. Он любил выпить и пил много. Но не терял мудрости в состоянии опьянения.

На симпосиях были популярны игры. Например, выплеснуть последние капли из чаши в мишень. Это была пиала или какая-то бронзовая мишень. Иногда мишенью в стране - родине демократии и гуманитарных ценностей становился раб (что вы хотели, раб не человек). Греки теряли контроль и в результате чаще всего все заканчивалось разгулом и безумием.


Тимей пишет о некоем доме, который назвали кораблем. Дело в том, что в этом доме друзья напились и решили, что они на корабле попали в шторм (так их штормило от огромного количества выпитого). Чтобы облегчить судно, гости стали выбрасывать мебель, кровати, стулья, посуду, да все, что под руку попадалось. Местные быстро растащили добро. А наутро наведались власти: гости лежали вповалку на полу. Когда их растолкали, юноша из этой компании продолжил утверждать, что пришлось все выбросить, чтобы не утонуть. Очень забавно, что их решили не наказывать - дело-то житейское. Еще не протрезвевшие "путешественники" сказали властям на прощание: если мы, уцелев после этой страшной бури, прибудем в порт, то воздвигнем вам памятник как спасителям рядом с памятниками другим богам.

Может показаться, что симпозий это обычная пьянка, но это не так. Он отображал модель древнегреческого общества и был площадкой для дискуссий. А еще играл некую политическую роль. Идея собрания, где все делят одну чашу, из которой пьют по очереди, олицетворяет модель демократии. И в то же время, это мероприятие доступно только знати, у которой есть привилегии, деньги и власть. Так и было в Древней Греции. Демократическое право голоса было только у аристократов, которые составляли пятую часть всего населения. И главным костылем демократии было рабство: если бы рабы не делали всю грязную работу, мужчинам бы некогда было собираться и вести политические разговоры.


Разве что-то поменялось?


Платон, постоянный участник симпозионов, основал Академию, в которой преподавал более 40 лет. Каждый день после лекций он делил трапезу и пил вино с учениками. Но просил слуг подавать им умеренно, чтобы наутро студенты хорошо себя чувствовали и могли учиться. Какая забота!


По сути, философская классика - это пьяные рассуждения гостей на симпозионах, которым придали читабельный вид, к примеру, "Пир" Платона. Конечно, выпускники философских факультетов могут обидеться, но с этим ничего не поделаешь)


Благодаря грекам вино появилось и у римлян, но об этом позже....

__


Я пишу свои истории тут, на ВКонтакте и в Телеграм, тык тык туда и подключай моего бесплатного бота по выбору вина в магазинах )