Психологи-решалы: жесткие методы и гарантированный результат
Давайте разберем, почему такой подход на самом деле не работает, и мало общего имеет с реальной психологической помощью.
Есть такой тип психологов, у них есть характерные общие черты:
- Прямолинейность, иногда граничащая с хамством
- Жесткость, маскулинность (не обязательно чтоб психолог был мужчиной, это бывают и дамы)
- Уверенность в результате, показной "профессионализм"
- Авторские методы работы, ноу-хау, противопоставление себя скучной традиционной психотерапии, которой "учат в вузах"
- "Опасные, но эффективные" методы работы, идущие вразрез с профессиональной этикой
- Почти мгновенная постановка "диагноза"
Среди широко известных психологов можно привести в пример Лабковского, но есть такие же ребята помельче.
Они собирают свою аудиторию, потому что создают очень привлекательный образ психолога-бати, который знает, как нужно сделать.
Да, он может и жестко говорит, зато честно и без соплей, свое дело знает, ответственный профессионал, точно скажет, что нужно делать. Такой шеф Ивлев от психологии.
Когда клиент обращается к такому психологу, их роли уже заранее предопределены: спасатель и жертва. В драматическом треугольнике Карпмана есть три роли: Спасатель, Жертва и Преследователь.
Жертва в данном случае игнорирует свои возможности справиться самому, и ищет того, на кого можно опереться. Спасатель в свою очередь игнорирует возможности жертвы, и с радостью подставляет свое плечо. На какое-то время все удовлетворены, клиент рад, он наконец-то нашел того, кто не фрустрирует, и готов включаться. Психолог рад, он самореализуется, помогает, клиент слушает его открыв рот.
Но эта ролевая игра идет частично втемную. На открытом уровне это психолог и клиент обсуждают какие-то ситуации, клиент получает рекомендации и т.д. А в тени остается та часть коммуникации, где клиент жаждет определенности, гарантий, спокойствия, снятия тревоги, а психолог жаждет внимания, признания и быть нужным окружающим.
Но рано или поздно в таких отношениях происходит переключение ролей. Либо у психолога "заканчивается терпение", и он из спасателя переключается в преследователя: "Я вам помог, результата нет, потому что вы сами не готовы! Вы ничего не поняли из того, что я говорил, потому что не слушали!"
Либо переключается клиент: "Я выяснил, что у вас нет образования! Вы шарлатан! Мне стало только хуже, посмотрите, что вы наделали! Я пойду и по всем соцсетям напишу, кто вы на самом деле!"
Каждый из участников выходит из такого взаимодействия, укрепляясь в своем видении мира. Психолог чувствует себя непонятым гением. Клиент чувствует себя несчастным и брошенным, и ему никто не способен помочь.
Настоящая психотерапия тоже содержит в себе элементы такого отыгрывания. Но задача психолога распознать эти роли, и постепенно, оставаясь с клиентом в контакте, проявлять эти механизмы, вместе с клиентом распознавать потребности, стоящие за ними, чтобы в результате клиент пришел к автономии. К способности поддерживать себя самого, и вступать в равноправные отношения с другими людьми.
Это не значит, что все настоящие психологи зайки, есть фрустрирующий стиль работы, провокативный, жесткий, на высокой энергии. Но даже при таком стиле сохраняется уважение к человеку, и не происходит неосознанного отыгрывания роли спасателя.
А что же психологи-решалы? Они, чаще всего, открещиваются от профессионального сообщества, потому что получают от коллег-психологов нелицеприятную обратную связь.
Они организуют себе манямирок, окружают себя своей аудиторией, которая подтверждает им картину мира. В особо тяжелых случаях собирается закрытое сообщество, и фанаты того или иного психолога противопоставляют себя другим людям.
К счастью все больше и больше появляется качественного контента про психотерапию, и появляются агрегаторы, которые сами ведут отсев таких специалистов. И очень скоро психологи-решалы не вымрут, конечно, но маргинализируются и встанут в один ряд с гуру, духовными учителями, и прочими тренерами личностного роста.
Психология | Psychology
20K постов59.4K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.