Просто выжить 13

Глава 26

В своей комнате Елина проснулась первый раз. А-а-ах! Хорошо-то как! Вчера первый раз топили печку в баньке. Ну, как банька, каменный низкий домик и лавки. Горячий сухой воздух, большой котел горячей воды — лей сколько хочешь. Считай — первый раз нормально помылась и ноги распарила.


Морна сперва чувствовала себя не слишком уютно, и жарко ей, и неудобно, но потом оценила, что воды горячей — море, что сидеть на скамейках — удобно, что одежда не раскидана по камням, а аккуратно висит в теплом предбаннике. Там же стол, за которым можно чайку в тепле попить и обсохнуть.

И всё это можно зимой. Даже когда снег и в доме холодина, можно прийти и так славно согреться. Хотя, вон Елинька обещает, что дома тепло будет всегда. Даже и не верится. А ещё Еля показала, как ноги тереть специальным камнем, а потом маслицем смазала, посидела ещё в тепле и смыла. И трещин на пятках почти не осталось. Но говорит — всегда, мол, надо в шлёпках ходить, тогда ноги целее будут.


Комната Елины была пока почти пустая. Кровать, печка в углу, самый большой стол — шить и работать за ним, пара резных табуреточек. И сундук с приданым в углу. Надо бы нормальный шкаф заказать. Да и вешалки не забыть. Шёлк немнущийся почти, но если долго в сундуке — всё равно заломы немного видно. Слёживается одежда.

В углу, просто кучей, сложено всё, что привезли от гончара. Куча горшков и мисочек разных размеров и форм, все с крышками, формы для выпечки — несколько штук разных. Просто глиняные дощечки — их, вон, целая стопка. Нужен стеллаж обязательно.

Свет у себя в комнате она распределила так: небольшой светящийся квадратик с плотной заслонкой — у изголовья кровати. Вроде и книг нет, но ей так привычно. Хоть что-то о доме будет напоминать. Одна "лампа" длинная на всю комнату и несколько поменьше — над рабочим столом.


Сегодня уже можно будет и попробовать фарфоровую массу составить. Точный рецепт она не помнила, но что за беда? Есть лак, есть крахмал и крепкий щелочной раствор, есть даже слабенький винный уксус — в красители добавлять. Есть несколько базовых цветов — можно сделать кучу оттенков. А рецепт массы — да восстановит она, или новый "изобретет", не проблема. Лишь бы Морне понравилось лепить. А и не понравится — не страшно. Кто-то должен зарабатывать, а кто-то — хозяйство вести. Сейчас его вести точно удобнее.


Над рецептом мастики возилась почти неделю. Две глиняных таблички покрыла воском и на них аккуратно, деревянной заострённой палочкой записывала рецептуры. Взвесить было негде, но выручали мерные стаканчики. Она специально заказала кучу разного размера. Дело ведь не в граммах, а в долях.


Первая удачная попытка её порадовала. Всё, что получалось до этого — просто мусор. Или плохо лепилась масса, или трескалась при сушке, или была слишком хрупкой. На пробы извела чуть не треть запаса крахмала. Ещё день ушел на приготовление красок. На тот момент, когда она решила показать всё Морне, она имела:
Белую массу — сам крахмал и составляющие.


Чёрную массу — с добавлением сажи. Если не лить лак — будет матовый цвет. Если добавить — будет сочный глянец. У неё есть недостаток — пачкает руки. Значит, с ней, с чёрной, нужно отдельно работать, и только потом аккуратно соединять детали.
Синюю — прекрасного цвета индиго и несколько оттенков разных.
Зелёную — отвары и просто сок разных трав. В некоторые чуть индиго для сочности добавила. В некоторые — жёлтый концентрированный отвар кореопсиса.
Тёмно-красную и целую куча оттенков розового и персикового — вишнёвый сок, морковный, кореопсис. Разные, короче, смеси.
Охра и песочный — смеси жёлтых красителей.
Очень красивый бордово-шоколадный оттенок получился из сока вишни и долго кипячёного сока свёклы.
Серовато-сиреневый цвет дали при кипячении чайные цветы. А если жать сок — выходит красивый сиреневый оттенок, но цветы мелкие и их нужно очень много. Хлопотно это всё.


Весь стол был уставлен небольшими горшочками с плотными крышками. Чтобы меньше сохла масса, Елина все крышки подогнала сама — обмотала плотными нитками выступающую часть и покрыла той массой, что Вара потолки пропитывал. Получилось что-то вроде резинового уплотнителя.


Ну, как говорят здесь: «помоги Единый!»


Самая большая ошибка, допущенная при ремонте — печь с духовкой в комнате. На улице больше 30, а она топит печку. Не помогает даже дверь нараспашку.


Несколько маленьких роз с серовато-зелёными листочками, несколько плоских круглых бусин разного размера. И, самое интересное — круглые бусины и полукруглые камни-вставки для бижутерии. Размер выбирала такой, чтобы входили в медные оправы. Мастер Мика постарался на славу — всё, как она просила. На готовых изделиях были оставлены места под вставки. Только зажать лапками.


Эти бусины было делать интереснее всего. Точно повторить результат практически невозможно.
Елина брала небольшой кусочек массы, раскатывала в тонкую лепешку, сверху — другой слой, контрастный или близкий по цвету. И так много раз.


Бусины можно было получить разные — просто в полоску, или, прокатав слои и свернув их трубкой, скрутить несколько раз, и получить в итоге сказочной красоты каменный срез.


Первую партию она высушила и разложила на столе. Теперь можно и Морну звать.

— Ой, Ели

Все фото взяты просто для примера с просторов инета.


— Ой, Елинька, да откуда жа така красота-та?— Это и есть тот рецепт, помнишь, я тебе говорила на рынке? Я его не сразу сделала, плохо помнила, чего сколько, ну так и видела-то совсем маленькой. Но теперь я всё точно знаю, чего и сколько класть нужно. Как лепить, как сушить. Вот этим я и хочу заняться. И тебя, если хочешь, научу.— Да я бы поучилась, Елинька, тока мне и в руки-та взять страшно этаку красоту. Оно ведь вона всё какое, хрупенькое... Сломаю ещё.— Оно не хрупкое, вполне твёрдое. Возьми в руки-то, не бойся.
— Боязно...


Елина взяла розочку и кинула её на стол.


— Ой, побьёшь!
— Да не побью, Морна, ну что ты, право, как ребёнок. Я же говорю — они твёрдые. Конечно, если с большой высоты уронить или, там, наступить — наверное сломаются. А просто в руках их сложно сломать.
— Елинька, пойдём, детка, обедать. А уж потом придём и я возьму. Как-та мне всё равно боязно.
— Ну, пойдём. Я уже и правда голодная. А вернёмся — поговорим.
— Вот-вот, голодная она! Дак есть надо вовремя, а то как прутик тонюсенька! Пойдём, детка. Я там рыбки пожарила и баку размяла с маслом, как ты показывала. Вкусно очень получается. Пойдём...

Глава 27

Обедать Морна накрыла в доме. Слишком жарко на улице. А виноград на беседке тень будет давать не скоро. Не в этом году — точно. В доме прохладнее — камень защищает от жары.


Серый потолок, тёмная лаковая мебель, блестящий лакированный пол. Роскошная кровать с резным изголовьем, толстенный матрас, набитый пополам шерстью и водорослями, иначе шерсть собьётся быстро, две подушки пуховые, в любовно вышитых наволочках. Вместо пледа, кровать покрыта светло-серым шёлком. Просто так, для красоты.

На стене, над кроватью, цвело покрывало "Морина". Тяжёлое покрывало прибили к рейке, чтобы не провисало, и уже в таком виде повесили на стену. Напротив — то самое зеркало в красивой раме. Два кресла с резными спинками — одно для Морны, второе для Вары.

Для Гантея и Елинки резные табуреточки с одинаковым рисунком. Таким, как на изголовье кровати. На креслах плотные подушки — совершенно непривычная здесь вещь. У всех тарелки отдельные, из одного сервиза. Ну и что, что глиняные. Всё равно — красиво. И даже цветы стоят на столе в обливном кувшине. Сплошная лепота. На зиму нужно ещё будет в тон к покрывалу коврик прикроватный придумать.


Как ни странно, цветы ежедневно приносил Гантей. Даже себе в комнате ставил в кувшин. А вот к Елинке не заходил. То ли стеснялся, то ли ревновал к матери. И даже запас сладостей, которые она привезла и выдавала ему ежедневно, не смягчил. Брал, спасибкал, глядя в сторону и убегал по своим мальчишечьим делам. Надо бы подумать, что тут сделать можно. Не стоит запускать ситуацию. Что-то мальчишку давит, а это как нарыв. Лопнет — всем хуже будет.


Ели молча, Вара последнее время поправился и как-то даже залоснился. Бороду стал стричь аккуратно, дома ходил в рубашке с вышивкой и, похоже, был совершенно доволен жизнью. Банька его привела в восторг. Объявил, что она очень пользительна для здоровья, и спина от неё меньше болит и топил через день. Даже за дровами ходил сам, так как расходовать стали сильно больше. Но к лету из веток в мусорном заливчике образовывался просто завал, так что не ленись, ходи и собирай — зимой мёрзнуть не будешь.

В море выходил часто, деньги сдавал все Морне и не забывал подарками баловать. А себе, для солидности, завёл фляжку на поясе. Красивую, дорогую. Обтянутую кожей с тисненым корабликом по центру. Во фляжке было вино… Но пил очень редко, и, как подметила Елинка — только в присутствии гостей. Со словами — Не угодно ли по стаканчику? — наливал гостям мужчинам. Женщинам не предлагал, не принято такое.

Очевидно, для него эта фляжка, как Ролекс для офисного планктона. Присматриваться к Елинке перестал, успокоился, и понял, что Морну она не обидит. Звал "деткой" и особо не обращал внимания. Но и помочь никогда не отказывался. Говорил: — "Эта, мы такое, завсегда пожалуйста..." Так что в доме тишь да гладь пока. "Все счастливые семьи счастливы одинаково..."


С обеда вернулись к Елинке. Морна долго нерешительно перебирала бусины и цветочки. Рассматривала, восхищалась хрупкой красотой и "настоящностью" цветов. Попробовала даже лепить.Но как-то не пошло у неё сразу. Все попытки оборачивались корявыми лепестками, толстыми и неуклюжими.


— Елинька, душа у меня не лежит к такому. Ты вот лучше покажи ещё раз, как покрывала такие делают. Вот я бы поучилась, больно мне нравится. Да и стегать ровно я могу, пальцы привычные. А тут — така красота, а мне неловко с ней возиться.
— Морна, покрывало ты можешь сшить. Я тебя всему научу. А вот продавать его — нельзя.
— Это почемуй-та? Я ведь не воровано, а своё сделаю. Как так можно, что нельзя продавать.


Очевидна мысль зарабатывать деньги на синели засела у Морны крепко.


— Понимаешь, я фру Лице продала секрет изготовления. И мы с ней договор заключили, что я больше никого в Варусе обучать не буду. Нечестно это получится, если ты начнешь торговать в Варусе. А в деревне никто не купит — для них слишком дорого. Ты можешь делать такие только для себя, для дома. Ну, ещё одно мы с тобой сделаем для Корны, подарок к рождению малыша. Это — можно. Я тебя потому и учу лепить, что это тоже деньги и никому я рецепт продавать не стану. Наоборот, никому не скажу, что да как делается, из чего варится, как сушится. Стоить они будут не слишком дорого, вот их и будем продавать.


Морна крепко расстроилась. Явно не приглянулась ей лепка.


— Морна, родная моя, ну брось. Для себя можешь шить таких — сколько хочешь. Или можешь нашить много, а потом с мужем отвезешь их в Кроун. Только так и можно.
— Ой, Еля, Еля...Так мне этот ковёр в душу запал. Прям я себе представляла, как таку красоту сама буду делать.
— А знаешь, как он называется?
— Нук?
— Он называется ковер "Морина". Это в честь тебя!


Морна аж всхлипнула.


— Да што ты, детка, рази ж так можно? Это для богатеев и ристократов тако в пору, а они так и будут звать — "Морина"?
— А куда они денутся — рассмеялась Елинка — так и будут.


Морна расчувствовалась совсем. Подождав, пока она успокоится, Елина вернулась к теме.


— Давай ещё подумаем, Морна, как мы будем действовать. Деньги мы всегда сможем заработать. И ты не безрукая, и Вара у тебя работяга. Можно шить эти покрывала, и складывать их. Года за два накопится много, тогда и решим, что делать. Можно будет в Кроун отвезти, можно будет по окрестным городкам прокатиться. Но тут города все маленькие, небогатые, не везде смогут купить, так что, если нравится — шей на здоровье, а на материал денег мы всегда заработаем. Зато представь, сколько потом сразу будет. А на лепку я тогда девочек в деревне найму. Научу, у девочек пальчики тонкие, руки ловкие.
— Еля, дак они научатся и сами будут делать, для себя, а не для тебя.
— Нет, Морна. Тут я никаких секретов никому не покажу, мастику делать буду только сама. И ты будешь рядом стоять и всё запоминать.
— А мне-та зачем тако знать?
— А затем, что кто знает, завтра заболею или ещё что случится — и опять забуду. А ты будешь помнить. Если что, такой рецепт, да со всеми тонкостями обучения — очень даже дорого продать можно. Или самой стать хозяйкой мастерской, делать мастику, а лепят пусть другие. При таком ремесле голодной не останешься никогда.
— Еля, не гневи Единого, не наговаривай беду всякую.
— Я не наговариваю, а страховка не помешает.
— Чо не помешает?
— Знания на всякий случай. Пословица есть такая — знал бы, где упаду — соломку бы подстелил.
— Не слыхала такого, а ведь умно сказано-та.
— Вот-вот, умно. Потому я и говорю — будешь стоять со мной и учиться. Можешь не лепить, не буду заставлять против воли, но чтобы все тонкости изготовления знала. А покрывала я тебя поучу ещё шить, там много узоров очень, есть и ещё сложнее и красивее. И тонкости всякие покажу. Раз тебе по душе — ну и шей на здоровье. А ещё нам бы по хозяйству нужна помощница.
— Это ещё зачем тако диво? Чай не криворукие, сами справимся.
— Морна, тут всё просто — меньше тратишь времени на хозяйство — больше остается на покрывала.


Идея Морне явно не понравилась. Начались споры, убедительные доводы, торги...


Порешили следующее. Мысу Морна на отрез отказалась чужим доверять. Так что на ней живность вся, и куры, и Кук. Только покормить и подоить. Убирает и навоз выгребает пусть Вара. Это тяжело, а устать мы успеем.


Готовит Елина, у неё лучше получается. Стирку пусть помощница приходящая берет и огород на ней. И ещё, посуду мыть и воду таскать. Ну, воду можно Варе и Гантею поручить — само то для них. А посуду мыть — на работницу повесить. Всё равно она есть с нами будет, не оставлять же человека за дверью, когда обедать садимся.


Разговор о судьбе Гантея Елинка пока отложила. Не горит, а на Морну и так столько нового сваливается ежедневно.

Сообщество фантастов

7.5K постов10.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Всегда приветствуется здоровая критика, будем уважать друг друга и помогать добиться совершенства в этом нелегком пути писателя. За флуд и выкрики типа "афтар убейся" можно улететь в бан. Для авторов: не приветствуются посты со сплошной стеной текста, обилием грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок. Любой текст должно быть приятно читать.


Если выкладываете серию постов или произведение состоит из нескольких частей, то добавляйте тэг с названием произведения и тэг "продолжение следует". Так же обязательно ставьте тэг "ещё пишется", если произведение не окончено, дабы читатели понимали, что ожидание новой части может затянуться.


Полезная информация для всех авторов:

http://pikabu.ru/story/v_pomoshch_posteram_4252172