Пропаганда так называемых традиционных русских ценностей.

"Что же есть “традиционные русские ценности” на самом деле. Во-первых, говорить о чем-либо как о традиционно русском более-менее корректно, если это относится к домонгольской Руси. Но и здесь не вполне ясно, а кто же такие русы? И какие ценности относить к ним? Русы – это скандинавы, финно-угры или славяне? Вы знаете, этот вопрос до сих пор обсуждается историками и остается открытым.


Вопрос о традиционно русском усложняется и тем, что по ходу истории Русь ассимилировалась много раз, например, монголо-татарами, шведами, поляками, литовцами. Так как же отличить традиционно русское от, скажем, татарского?


В любом случае, конкретный источник традиционной русскости и её ценностей не уточняется, но, скорее всего, имеются в виду общественные уклады, существовавшие в Русском государстве с XVI века по XIX-й. И знаете, что это за уклады, в общих чертах? Давайте глянем.


1) Рабство. Крепостное право существовало огромную часть истории России. По сути, крепостное право – это ни что иное, как форма рабства. Жизнь крестьян тех времён вряд ли заставит современного человека ей позавидовать: вши, блохи, болезни, каторжный труд и неурожаи, лучины, бычьи пузыри вместо окон на хатах, лапти и ранние браки. Тяжелый невольнический труд. Полная зависимость от милости помещика, который мог бить, насиловать, морить. Что многие помещики и делали. Вспомните про боярыню Морозову. Плюс к тому, долгая воинская повинность в царской России – это тоже форма рабства. В общем, можете прочесть, например, “Тупейного художника” Лескова. Крепостной крестьянин был навсегда прикован к тому клочку земли, на котором он жил. Ни о какой возможности поехать в город поучиться не было и речи.


Крестьяне жили нередко большими плотными семьями.

Во-первых, жизнь крестьян большими семьями был продиктована лишь их крайней бедностью. Это сейчас мы можем позволить себе покупать новые квартиры, пусть иногда и в грабительскую ипотеку. Жизнь большой семьей – это, если хотите, способ выживания для всех её членов. Больше рук могут сделать больше дел. Но не стоит забывать, что это практикуется тогда, когда нет денег и сил на новый дом.


Нет ничего приятного в коммуналках, в родственных в том числе. В том, что молодые мужчины и женщины живут в тесной обстановке, наверняка получая нравоучения (и стереотипы) от людей старшего поколения, нет ничего хорошего. Это институт навязывания стариковских стереотипов молодому поколению. И это, я считаю, зло.


Большие семьи в тесных домах – это пережиток времён массовой бедности. И петь про блага тесной семьи – это всё равно, что восхвалять каменные рубила, когда у вас есть острый стальной топор.


Да, про избы. Жили эти семьи, по большей части, в крошечных нищих полных вшей домах, не имея больших возможностей их покинуть. Несмотря на то, что “отпочковывание” семей – это вполне нормальная, продиктованная естественным отбором, стратегия расселения.


Крепостничество дало основу меткому выражению М.Ю. Лермонтова в адрес России – “страна рабов, страна господ”. Не стоит забывать и его продолжение: “и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ”.


Крестьяне – это тягло. И они не могли быть на том же социальном уровне, что и дети помещика.

Знаете, если говорить о населении Рима, то никому в голову не придёт идея учитывать рабов. Рабы – это как мебель. Но кого считать гражданами царской России до 1861? Ведь крепостные крестьяне составляли значительную часть русского населения, в некоторые эпохи – большую!


Так что чьи традиционные ценности нам пытаются привить под видом традиционных русских?


Следствия рабства – это царизм, почтение к барскому сапогу, холуйство, безволие, необразованность. Мог ли простолюдин выучиться на профессора? Да, но такие случаи крайне редки. Кстати, массовая серость – это следующий пункт.


2) Серость. Большую часть населения России составляли (да и составляют) люди тёмные необразованные.


Так можно ли считать на этом основании необразованность традиционной русской ценностью?


Отдельно хочется сказать про образование женщин. Я думаю, что ничтожно малый процент женщин-учёных в России (Ковалевская, например) обусловлен не глупостью женщин, а традициями общества, которое категорически пресекало попытки женщин получить образование. Роль женщины – растить детей, готовить жратву и полоть грядки. Собственно, вот и третий пункт.


3) Бесправие женщин. На Руси отношение к женщинам было пренебрежительным, что отражают русские пословицы. Баба с воза – кобыле легче. Все от Бога, окромя бабы. Любовь зла – полюбишь и козла. Пока баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Баба – что жаба. Бабе дорога – от печи до порога. Бабий ум – бабье коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца.


Русское общество традиционно насильственно приписывало женщинам роль домохозяек, о чём мы можем прочитать в Домострое. Ни о каком образовании женщин, равноправии с мужчинами или же возможности отказаться от традиционной роли и говорить не приходилось. Среди крестьян была популярна практика ранних браков, после которых судьба женщин была расписана на годы вперёд. Это словно рабство у рабов.


Так что пропаганда домостроевских ценностей обречена на провал, словно пропаганда свечей, когда все уже пользуются энергосберегающими лампами."