Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны

Здравствуйте. Начинаю опубликовывать выдержки из моей выпускной квалификационной работы.(Тема работы была "Политическая пропаганда").

18 июня 1917 года состоялась демонстрация, где группы людей шли под лозунгами большевиков: «Вся власть Советам!», «Да здравствует рабочий контроль!», «Долой войну!».

Но из-за стычки 4 июля Временное правительство и ВЦИК Советов обвинили большевиков, после этого начались аресты, была разгромлена редакция «Правды».

После июльского кризиса влиятельные политические силы пытались договориться о стабилизации политического положения. Вместо Учредительного собрания было созвано Московское государственное совещание. На нём уже не было большевиков. А 12 августа они организовали в Москве Всеобщую политическую забастовку.

Официальные ораторы соревновались в жесткости угроз. Керенский обещал «железом и кровью» раздавить попытки сопротивления правительству. Но истинным героем дня стал генерал Корнилов, незадолго до этого назначенный верховным главнокомандующим. Его на руках вынесли с вокзала офицеры, ему устроили овацию делегаты. Он огласил программу наведения порядка: должны быть три армии – на фронте, в тылу и на транспорте. Корнилов потребовал восстановления смертной казни и в тылу, железной дисциплины на фабриках и заводах. В результате Государственного совещания обозначились два центра власти: Временное правительство и Ставка верховного главнокомандующего.[1]

Но пропаганда проводилась не только большевиками. В честь Временного правительства и Февральской революции тоже выпускали плакаты.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Так, один из плакатов освещал Февральскую революцию в виде памятки народной победы, где Николай II покорно отдаёт корону народным революционерам.

Были и предвыборные плакаты.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Так, на предвыборном листке от Партии народной свободы был нарисован богатырь на белом коне, который с копьём скачет, чтобы убить большого ящера. Лозунг гласил: «Анархию победит демократия», а внизу был триколор, на котором написано: «Отстаивающая государственность и интересы всего великого русского народа. Голосуйте вместе с промышленной демократией за список Партии народной свободы!»

Но потом наступила Октябрьская революция. Большевики 7 февраля 1918 года создали организационно-агитационный отдел, который входил в аппарат действующей армии. В апреле 1918 года было организовано Всероссийское бюро военных комиссаров, и организационно-агитационный отдел вошел в состав этого бюро.[2]

Появление военных комиссаров как распространителей коммунистической идеологии в армии стало центральным моментом в пропаганде большевиков, именно по требованию Ленина комиссары получили официальный статус.

После восстания чехословацкого корпуса ситуация в стране ухудшилась. Начиналась активная фаза Гражданской войны.

Во время Гражданской войны агитационно-пропагандистская работа играла особую роль. Шла борьба за власть и будущее России. «Война на информационном фронте» велась усиленно, так как создавался образ врага, и это была одна из основных задач по обеим сторонам фронта.

Например, в документах Красной Армии было указано на контакты и дипломатические отношения белых с иностранными державами. А также что белые продают окраины государства иностранным компаниям. Велась и агитация для войск Белой армии, где говорилось, что в Красной Армии отсутствуют телесные наказания, воины обеспечены продовольствием и материальными ресурсами, а также говорилось о моральном и численном превосходстве красных.[3]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война
Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война
Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война
Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война
Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

У белых агитационно-пропагандистская работа шла в сторону русского национализма, критики коммунизма, а также поддерживала идею снова созвать Учредительное собрание после победы над красными. Также говорилось о том, что Троцкий – убийца крестьян, а Ленин – предатель рабочего класса. Сама коммунистическая система белыми представлялась как грабительская, где комиссар или коммунист отбирает последний скот у крестьян.[4]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война
Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война
Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война
Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война
Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Основными целями пропаганды красных были пропаганда социализма и коммунизма, ненависть к капиталистам и прекращение сопротивления белых.

Белые агитировали за восстановление дореволюционных порядков, борьбу за единую Россию, созыв Учредительного собрания.

У красных было несколько газет, где шла агитационно-пропагандистская работа. Одна из них называлась «Беднота», она выходила ежедневно и издавалась Центральным комитетом Всесоюзной коммунистической партии большевиков с 27 марта 1918 года. Она распространялась прежде всего среди сельских жителей, освещала борьбу беднейших слоев деревенского населения за освобождение труда от власти капитала, сплачивала деревенский актив лозунгами социалистического переустройства деревни, а также уделяла внимания сельскохозяйственной работе.[5]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Для солдат и моряков тоже была отдельная газета, которая называлась «Армия и флот рабочей и крестьянской России». Издавалась она Органом народных комиссаров по военным и морским делам. В ней печатались распоряжения правительства, а также приказы.[6]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Были и пропагандистские листовки.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Которая и сейчас узнаваема, была листовка с обращением-призывом: «Ты записался добровольцем?». На плакате стоит красноармеец, который указывает на того, кто смотрит на листовку, а позади него – заводы с дымящими трубами. Сам красноармеец и заводы нарисованы в красном цвете.

У белых тоже были пропагандистские издания. Одно из них – «Северное утро». Хотя газета и выходила еще с 1911 года в Архангельске, но во время Гражданской войны была антибольшевистской.[7]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Также выходил «Приневский край». В нём печатались истории о том, как Русь стала единым государством, о приказах Петра I, о политической жизни Европы, а также воззвания генералов Глазенапа и графа Палена, главнокомандующего генерала Юденича.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

У белых были и агитационные листовки.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Среди известных – с воззванием «Отчего вы не в армии?», где стоит указующий пальцем на читателя солдат с двумя георгиевскими орденами на груди, а рядом с ним нарисована ленточка с триколором.

Появились и новые агитационные инструменты, например, агитпоезда и агитпароходы.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

Так, агитпароход «Красная звезда» курсировал по Волге и Каме летом 1919 года.[8] На судне печатались листовки, воззвания и даже газета. Участие в издательской деятельности принимали В. М. Молотов и Н. К. Крупская.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 1. Пропаганда во время революции и Гражданской войны Политика, История России, СССР, Длиннопост, Пропаганда, Плакат, Гражданская война

В 1920 году агитационную деятельность проводил уже агитпароход «Спартак», выступал против кулацких вылазок.[9]

А в 1921 году пароход, который назывался «Володарский», двигался по Волге и проходил Татарскую республику. На нем печатали газету «Красная Кама».[10]

Проводя анализ агитационно-пропагандистской работы во время Гражданской войны, можно прийти к выводу, что обе стороны уделяли пристальное внимание пропаганде. Уже тогда было ясно, что хорошая пропаганда действенна и полезна. Особенно ярко это продемонстрировала Первая мировая война, когда пропаганда западных стран действовала на своих граждан куда лучше, чем устаревшие агитки центральных держав, уже не способные воздействовать на войска и население. Поэтому было видно, что и красные, и белые старались как можно лучше делать свою агитационную работу, прежде всего чтобы воздействовать на вражескую сторону, а также народные массы, которые жили на территории противника.

В этой войне победили большевики, наступало новое время для России, теперь уже советской.

[1] История.РФ. Временное правительство. URL: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vriemiennoie-pravitiel-stvo.

[2] Егоров А. О. Органы пропаганды и агитации в структуре Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1918–1920 годы). // Ретроспектива: Всемирная история глазами молодых исследователей. 2014. № 8. С. 47.

[3] Пропаганда и агитация Красной и Белой армий. URL:http://17propagandakibarmiy.tilda.ws/.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Черепенчук В. С. Особенности освещения событий в Сибири конца 1918 года антибольшевистской прессой Архангельска // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. № 2. С. 162–164.

[8] Романова О. Н. Деятельность первого агитпарохода ВЦИК «Красная Звезда» в 1919 году. // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия гуманитарные науки. 2011. № 2 (16). С. 38–39.

[9] Тимофеева Е. А. Агитационные поезда и пароходы в годы Гражданской войны // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КУБГТУ». 2016. № 9. С. 261.

[10] Там же. С. 262.

За Правду

783 поста1.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Посты нашего сообщества будут дублироваться в Телеграмм канале. Можете общаться без боязни пострадать за свободу слова.

https://t.me/chemtonado