Продолжение поста «Оказалось, все важно»1
В прошлом посте в комментариях интересовались что за CJM такой и как его лучше делать.
Суть методики: описываем весь путь клиента по пути в компанию (если нас интересуют каналы привлечения) и описываем путь клиента внутри компании (ищем варианты повышения лояльности, продаж и пр.)
Мы упростили методику специально, оставим только самое нужное.
Вот пример отрезка CJM, в котором мы с заказчиком описывали процесс внутри частной школы младших классов.
Что дал этот CJM нам, агентству которое занимается digital - маркетингом:
- придумали пробный день, теперь продаем и не школу и не просто экскурсию, а пробное посещение. По словам клиента, хорошо сказалось на конверсии с посещения в договор;
- обозначили узкие места, например крайне важные моменты первого впечатления о школе.
Все это вместе нам дало новые преимущества для нашей работы, а клиент повысил эффективность и качество работы в целом.
Забрать себе можно как образец тут: https://www.figma.com/board/40ZG86UuT85q2jv4gYrBfc/CJM-частная-школа?node-id=0-1&t=CXjqTppYWbJMCLeW-1
В прошлом посте я эту методику затронул как применялось в автосервисе. Были интересные комментарии:
Решил ответить на эти два комментария, т.к. они вполне подходят но это не бизнес, а самозанятость. А это два принципиально разных подхода.
Объясню на пальцах:
1.Мастер Федя
Мастер Федя снимает свой гараж за 15 тыс в мес. Инструмент постепенно купил свой, работает на себя. Максимум, сколько этот Федя может из себя выжать в месяц: 160 часов рабочего времени. (22 рабочих дня по 8 часов).
Сколько нужно Федору, чтобы обеспечить себя?
Ну пусть минимальная зарплата, которая позволяет Федору по вечерам покупать пиво, курить нормальные сигареты и покупать премиум-танки 80 тыс (вся в черную естественно), аренда бокса 15 тыс. Ну еще заложим на инструмент 10 тыс в мес. Итого 105 тыс в мес. Если Федор считает свой нормо-час навскидку 1000 руб в час, то ему надо в месяц наработать клиентов на 105 часов. Если будет больше - Федя возьмет не темное местное а бутылочное чешское.
2. Павел - бизнесмен
Павел снимает бокс уже на 4 поста. Павел постепенно за пару лет взял четырех мастеров Федя 1, Федя 2, Федя 3, Федя 4. Каждый Федя в принципе молодец, работают на совесть и требуют в зарплату не меньше той же самой тысячи рублей, потому что вечерами все Феди любят темненькое с фисташками.
Но расходы Павла чуть больше, как и хлопоты. Чтобы загрузить 4 Федь работой надо в месяц привлекать не менее 400 часов заказчиков по 1000 рублей.
- администратор Алена за 40 тысяч может принимать звонки и разгрузить Пашу
- приходящий бухгалтер Лена за 20 тыс в мес ведет документацию и сдает гору отчетов в налоговую
- месячное обслуживание онлайн-кассы обходится еще в 2-5 тыс руб
- программа для автосервисов, чтобы можно было записывать всех удобно 2 тыс руб
- Закупщик запчастей. Пока Паша сам закупает и сидит в боксе, но уже прикидывает, что нанять вместо себя еще человека будет стоить никак не меньше 50 тыс руб.
- Всех желательно бы устроить официально хотя бы на МРОТ, чтобы налоговая не прикопалась, а сотрудники все-таки заработали на пенсию. Это еще по 10 тыс сверху налогов на каждого.
И что мы получаем: накладных расходов кроме Федь выходит на 117 тыс в мес. Делаем на 4 Федь и получаем по 30 тыс на брата.
Значит Феди должны иметь стоимость часа не 1000 рублей, а 1300, чтоб всех обеспечить работой. При этом в месяц надо находить 400 часов, а их где-то надо брать. Через годы будет сарафанное радио, а сейчас? добавляем рекламу, сайт и т.д.Нет времени ждать сарафанное радио и сидеть без работы, надо срочно действовать, аренду и ЗП всем никто не отменял.
И вот как Павел может убедить клиента приехать к нему, а не к Феде? И там и там работу делают хорошо. А вот для этого и нужен CJM.
- качество звонка
- качество ожидания
- сервис по запчастям
- гарантия
- кофе
и так далее и тому подобное.
Все это нужно не чтобы свистоперделки сделать, а чтобы привлечь более платежеспособных клиентов, для которых неважно сколько стоит час, 1000 или 1300 или 1500, они требовательны к сервису и качеству обслуживания. Им как раз нравится девочка на ресепшн, кофе, удобные кресла, телек и PS. Они готовы приехать поменять масло и отдохнуть от суеты в уютной зоне отдыха.
Тут нет правых и не правых. Это просто разные сегменты рынка. Они выбирают разными критериями и да, денег больше там, где платят больше, поэтому Павел всеми силами хочет заработать больше при прочих равных.
Про другие методики рассказывать?