Проблема не в солнечных детях, а в головах

Который день наблюдаю срач из-за инклюзии и детей с ментальной инвалидностью. Мол, из-за них и в школах никакой учебы, и обществу никакой пользы, все равно работать не станут.

Это не совсем так. Я когда-то работала в центре, который помогал таким ребятам. Зачастую проблема не в них, а в родителях. «Зачем его чему-то учить, он дурачок и работать не сможет», «я не отдам своего ребенка в спецшколу -- это клеймо на всю жизнь», «я не буду давать ему лекарства -- он на них подсядет и вырастет тупым», -- реальные ситуации и установки, с которыми приходилось столкнуться.

К счастью, хороших историй было больше. Кто-то специально искал школу со спецклассами и снимал квартиру поближе, чтобы дать ребенку подходящее ему образование. Кто-то устраивал десятилеток в училище, где вместе с общеобразовательными предметами их учили несложной профессии. Кто-то ходил с ребенком на уроки вместо тьютора.

И результат есть! Мальчик с синдромом Дауна стал маляром. Ребенок с ДЦП и небольшими ментальными нарушениями -- ретушером, обрабатывает фотки. Слепой создал свой бард-клуб, учит играть на гитаре. Еще одна девочка, тоже с синдромом Дауна, выучилась на графического дизайнера и рисует логотипы на удаленке. Все эти дети оформлены официально либо самозанятые, платят налоги -- как и другие члены общества.

Что надо, чтобы таких детей адаптировать? Принимающее и уважающее их особенности общество, которое не впадает в ужас, если ребенок заплакал в магазине: здоровые тоже часто устраивают истерику, если им шоколадку или игрушку не купили. Адекватные родители, которые, когда их ребенку нужна коррекция, дают ему все нужные лекарства и, при необходимости, ведут в спецшколу, где его и самообслуживанию научат, и, при возможности, дадут профессию/подскажут, куда пойти учиться дальше. Правильная инклюзия, когда ребенка не просто закидывают в обычную школу, а дают индивидуальный образовательный маршрут, подходящий конкретному ученику: кто-то может сразу четыре урока по 45 минут сидеть, а кому-то лучше ходить к сверстникам на музыку и ИЗО, а остальные предметы дома осваивать.

Тогда все получится.