Про высшее образование.

Хотел сделать маленький комментарий к посту, но что-то много написал, так что выложу отдельно.
Я сам закончил аспирантуру в государственном университете. За это время 3 года отработал ассистентом, а сейчас, не знаю зачем, остался на 0,25 ставки подрабатывать. Но! Однозначно доведу учебный год и уйду, т.к. много следующих проблем:
1. Супер низкие зарплаты. У меня, как старшего преподавателя - 13 т.р. без налогов (0,25 ставки соответственно чуть больше 3 т.р.). Хоть у доцента уже 24 т.р., но это все равно не деньги. Плюс заставляют заниматься наукой, писать работы, статьи. Вот и представьте, какой «наукой» будет заниматься преподаватель за такие деньги, когда он должен отвести все пары. А ведь к ним по хорошему надо каждый раз готовиться, искать новый современный материал.
Реально там работают ради взяток. В ректорате, кстати, совсем другие зарплаты. Сам ректор в год получает примерно 2 млн. и это не самые большие доходы по вузам среди ректоров.
2. Соответственно грызня из-за нагрузки, кто что будет вести. Всем необходимо взять заочников, поскольку там примерно 90% студентов даже не пытаются учить материал. Да они и не могут осваивать такую сложную программу самостоятельно без наличия необходимой КАЧЕСТВЕННОЙ методической базы, которую никто не будет делать в вузах за такую зарплату.
Я уже молчу, что треть предметов просто высосана из пальца и совершенно не нужна студентам.
3. Преподавательский состав в вузах процентов на 80% откровенно слабенький. Несут всякую чушь, т.к. не имеют достаточного опыта, тяги к науке. Остаются те, кто уже никому 100 лет не нужен и может зарабатывать только на взятках. Оговорюсь, что не все конечно. Остается процентов 20%, кто нормально понимает, о чем ведет речь. Но этого правда мало.
4. Хромает материально-техническая база. Стыдно перед студентами, когда компьютеры грузятся по полчаса. Причем новых полно. Их торжественно достают из закромов и расставляют рядами, когда приезжают большие люди, проводятся различные мероприятия. А потом все убирается обратно. Даже защитные пленочки не срывают) Про сложное оборудование для химической, пищевой промышленности и др. интересные вещи вообще промолчу.
5. И добавлю, что крайне много лишних специальностей в сторону экономики, управления, связи с общественностью и подобной лабуды. Хоть может – это и хорошие предметы. Но кто учит? Профессоры рассказывают про рынки ценных бумаг, когда даже ради интереса не попробуют поиграть на бирже. Или будут втирать про предпринимательскую деятельность, даже не представляя, что такое реально открыть ИП. Мне кажется уж лучше идти работать, а такие знания просто «купить» на заочном обучении. А еще лучше взять почитать качественную западную литературу типа Котлера, Брю, Мескона, Бригхема. Намного больше пользы будет.
6. Последнее наболевшее – нельзя отчислять студентов. Т.е. конечно их отчисляют, но не в тех масштабах. А только тех, кто уже совсем забил и решил, что ему не нужна бумажка, и не стоит ее даже просто покупать. Держат всех до последнего с хвостами за несколько лет. Уже отчисленных перезачисляют на другие специальности (будто он там возьмется за ум). Все отчего? Финансирование идет за каждого отдельного студента. Отчислил студента, потерял на нем 100 т.р. за год. Соответственно, все в высшей школе закрывают глаза, что оценки многим студентам ставят не за реальные знания, а за хорошее вознаграждение. Отсюда повальное падение мотивации в обучении у самих студентов. Ведь не каждый может напрячься, когда нет хорошего кнута.
Все перечисленные проблемы касаются всех вузов нашей необъятной страны. Избегают их (НЕ ПОЛНОСТЬЮ) только самые именитые. Решить проблему реально можно, но сложно из-за инертности системы и преклонением общества перед высшем образованием.
Меры:
1. ГЛАВНОЕ!!! Повысить зарплаты МИНИМУМ в 4 раза. Это позволяет решить сразу несколько задач:
1.1. Появится конкуренция на должности, и придут люди не семи пядей во лбу, но хотя бы понимающие суть вопросов. Без этого все совсем загниет.
1.2. Имея понимание (главное ПРАКТИЧЕСКОЕ) в преподаваемых предметах и получая за это нормальное вознаграждение (а не прожиточный минимум) большинство (не все конечно) будут создавать адекватные учебно-методические комплексы. Сам я будучи студентом старался учиться по вузовским методичкам и современным отечественным учебникам. НО! Реально углубившись в тему в процессе написания диссертации, могу сказать, что 99% из того, что сейчас выпускается в качестве учебных пособий – полный шлак. Не то, что пользы нет, вред принесет, т.к. мозги забьет. Пишется исключительно для выполнения плана. Увы, но за бесплатно писать качественные учебники и пособия будут только единицы..
1.3. Плюс и величина взяток тоже возрастет, т.к. не будут рисковать зарплатой в 100т.р. из-за двух тысяч. Почему я говорю про взятки? На мой взгляд, их просто так не выжечь каленым железом из нашей системы. Берут в вузах абсолютно все. Во всяком случае, с такими зарплатами. Как в анекдоте про поручика Ржевского. «Есть рот, значит берет». К тому же, при любой зарплате человеческая жадность не знает пределов (кивок в сторону хотя бы министерства обороны). Но рост самой суммы взятки из-за роста зарплаты сократит само их число. Уже студент подумает, учить или тратить деньги впустую.
2. Повысить раза в 3 три финансирование на студентов. Материально техническое обеспечение довольно сильно хромает. Все же в вузах должна быть современная техника и оборудование.
3. Сделать финансирование на группу, а не на каждого студента отдельно, чтобы можно было отчислять всех лоботрясов уже после первого курса. Это бы реально повысило мотивацию изучения материалов к сессии.
Этих мер достаточно, чтобы готовить специалистов, которых хоть как-то можно подогнать за год два работы до высокого уровня. Все остальные истории про реформы, инновации, кластеры и т.п. – полная хренотень, если не выполнить обозначенные три пункта.

Теперь по порядку, что мешает выполнить данные меры:
1. Нет денег в бюджете. Вот так все просто. Все ругают министерство образования за неэффективность. А вот я восхищаюсь их работой. Как они смогли протащить такую финансируемую махину из СССР, почти не растеряв ее, сохранить вузы, да и еще увеличить их число без денег. Да это мастера своего дела! Но надо понимать, что теперь качественно поддерживать все вузы нереально. Вот мы и получили, что имеем. Финансирование размазывается тонким слоем по всем. В итого никто ничего не получает. Надо сокращать систему, чтобы оставшиеся нормально работали. Но тут встают другие проблемы.
2. Инертность системы. Ох уж эти псевдо профессора и доценты. Очень сложно провести реформирование и кого-то закрыть. Некоторое время назад пытались сократить полномочия и имущество РАН. Так все горой встали, что надо оставить все, как есть. Хотя я слабо верю, что дедушки из РАН сейчас реально делают науку. И будет интересно найти человека с противоположным мнением, который докажет, что РАН реально занимается наукой (а не отдельные нормальные ученые, которые в нее входят, но двигают науку не в самой структуре).
3. Жуткий негатив общества на любые попытки хоть как-то сократить вузы и бюджетников. У людей просто какой-то священный трепет перед дипломом государственного образца. Хорошо. Я понимаю, когда человек приходит и хочет именно на кого то отучиться. Но половина поступает, не представляя, кем хочет быть в дальнейшем. Меня выбивает фраза из колеи: «получу диплом, а там будет видно». Это не серьезно. Кто скажет, что на некоторых работах нужен диплом, тем я отвечу, что идите работать и получать опыт, а образование заканчивайте на заочке. Все равно при таком отношении к делу сильного желания учиться у большинства нет.
Еще про общественное мнение. Сейчас по России все же двинулся процесс закрытия непрофильных факультетов и кафедр. И люди реально подписывают петиции тысячами против этого в интернете. И все бы хорошо, но за время диссертации я очень глубоко погряз в изучаемом предмете, и знаю хорошо несколько таких закрытых структур изнутри. Если почитать петиции, то можно прослезиться, что мы теряем, а по факту на них жесткие проблемы, которые я обозначил в самом начале, и готовят откровенно слабых дипломников. Экономика только выиграет, если на них денег не будут тратить, а заставят идти в пту или сразу работать. Но попробуй сказать такое простому человеку в лицу.
В итоге, я бы сказал, что надо закрыть три вуза из четырех, а оставшимся перераспределить деньги и сделать стабильное финансирование.
Хотел сделать короткий комментарий, но прорвало, т.к. для самого крайне болезненная тема. Долго обдумывал все и пришел к выводу, что главным достижением человечества при изобретении коммунизма стал тезис, что человек должен быть свободен в труде. Работаешь тем, кем тебе нравится. Мне нравится заниматься наукой и преподавать. При советах думаю, сделал бы карьеру. Но сейчас, после защиты диссертации, реально пришлось заняться предпринимательством и завязать с наукой, т.к. просто нужны деньги, а заниматься интригами, квазинаукой, взяточничеством желания нет. Хочется все же приносить пользу обществу.
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
76
Автор поста оценил этот комментарий

Январь 2005 года. у меня написана диссертация, через три месяца предзащита и ещё через месяц защита. Случайно увидела контракт доцента на столе, ставка 2900, надбавка за степень 900. Я в это время преподавала в трёх местах, отрабатывая 60 аудиторных часов в неделю, зарабатывала 5-6 тысяч. Кафедра на которой я должна была работать новая, заводит дисциплины, по которым даже учебников нет, предполагается что я с нуля разработаю к сентябрю пять предметов, о которых я прежде и не слышала никогда. Через два дня мне звонит знакомая из аспирантуры и предлагает работу секретаря-референта в горэнерго с зарплатой 20 тысяч. Учитывая что предыдущие 3,5 года я работала в системе высшего и средне-специального образования и не могла заработать более 5-6 тысяч ведя по 60 часов в неделю, готовясь к лекциям и просиживая все выходные в библиотеке, а все лето (в течении которого я никогда ничего не получала, т.к. была контрактником) в архивах, легко догадаться что предложение знакомой я приняла с радостью и благодарностью. Выбросила все наработки и написанную диссертацию, жалея только о том что вообще связалась с аспирантурой и преподаванием. 

раскрыть ветку (32)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Моя подруга, которая после получения диплома решила остаться на кафедре преподавать, уволилась через месяц ибо на такую зарплату можно только кошку прокормить. Она конечно не много пар вела, но, барабанная дробь, 900 рублей в месяц это лютый пиздец
24
Автор поста оценил этот комментарий

А нас тут много оказывается :)
По совместительству работаю преподавателем в училище (зав. нашим филиалом моя знакомая, попросила выручить т.к. кадров не хватает). Веду занятия один раз в неделю. з/п в среднем 2 тысячи :)))
И это при условии что мне там дополнительные часы проставляют. Т.е. я веду занятие у всей группы, а по ведомости проводится как-будто группа разбивается по подгруппам на практические занятия и веду у подгрупп отдельно.

Но, для меня это конечно ерунда - что-то вроде хобби и помощь знакомой. А вот отношение студентов к образованию - это кошмар, из группы в 20-30 человек в лучшем случае набирается 2-5 студента которые чего-то учат, остальные либо косят по страшному, либо забивают по чёрному...

раскрыть ветку (27)
16
Автор поста оценил этот комментарий
Про нерадивых сдудентов: это не те, которые пару лет назад орали во главе с родителями, что в школах программы сложные и ненужные? Они просто продолжают начатое и занимаются тем, чем нравится. Учёба и развитие в их круг интересов не входят.
раскрыть ветку (11)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, есть такие..  а зачем нам это, и вообще ваш предмет не профильный, и вообще мы загружены.. а давайте сделаем друг-другу приятно - отменим занятие.. и вы отдохнёте, и нам не придётся утром вставать...
А так же встречаются и такие кто весь курс пинал те самые из трёх букв, и естественно зачёт не получил... а потом звонок.. это мама такой-то, как моей доченьке можно зачёт получить.. Приходится по сто раз объяснять что ничего кроме того что было на занятиях свеху я не спрашиваю, так что пусть берёт конспект (правда хз где она его возьмёт со своей посещаемостью) и учит, а я в свою очередь даже согласен потратить своё личное время и принять пересдачу.

раскрыть ветку (10)
23
Автор поста оценил этот комментарий
Жесть. Родители студентов звонят преподам??? Моя мама знать не знала какие у меня пересдачи, экзамены и прочее. Не потому что плохая мама, а потому что это как бэ мои проблемы были. А звонить... детсад какой-то, а не ВУЗ.
раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это училище, так что средне-мпециальное... для меня ещё в школе дикостью было чтобы мама чего то там решала в школе кроме как по линии родительского комитета :)

А так вообще не по кайфу бывает.. вот закончилась весенняя сессия, каникулы... лежишь себе с детьми на пляже, загораешь.. и тут на тебе.. звонок.. здрасте.. я мама такой-то такой-то... и пошло поехало (((

Хотя, ради справедливости надо отметить что есть и такие кто уже на втором курсе живёт отдельно от родителей и стараются полностью себя обеспечивать :)

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

А вот сложно жить отдельно от родителей, обеспечивать себя, девушку (но это уже лично мои проблемы) и учиться на отлично в негосударственном вузе, в котором и стипендий то нету.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, если это получается.... то, думаю, у такой студентки всё будет хорошо... это, конечно, при условии что самообеспечение идёт законными способами или без всякого там блата... ну и учёба не находится на грани уд/неуд :)

2
Автор поста оценил этот комментарий
Моя мама щвонит часто в деканат, чтобы поскандалить. Учусь на заочке, выдается справка-вызов на сессию. Выдается на 2 недели. А сессия-месяыц идет. И делай что хочешь: ты обязан быть нп всех лекциях и экзамерах, или отчислят, но справку-мы дадим на две редели только. И остальное-твои проблесы.
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А почему мама за вас в деканате разбирается? Самому никак? Земетьте, я не предлагаю ругаться.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что ей кадется, что только скандалами добиться чего-то и можно. И за такое плохое исполнение своей работы деканадолжен ее выслушивать. А мне-то что? Меня все-равно не отпускают на учебную сессию, мне плевать, какую мне справку дают и дают ли вообще.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, если Вам плевать, то чего мама (кстати, правильнее - мать) впрягается?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Она такой человек. Если кто-то делает что-то не так, как она считает правильным, она обяжательно начнет скандалить и навязывать свою точку зрения, даже если это ее не касается никаким боком.
3
Автор поста оценил этот комментарий

В свое время именно из-за этого и уволилась: надоело заниматься профанацией образования и демонстрировать, что диплом выдается не за знания, а за деньги.

46
Автор поста оценил этот комментарий

По поводу нерадивых студентов.


Учусь сейчас на 4 курсе и хоть всегда был нормальным студентом (3-4-5), сейчас начал все больше забивать на занятия. Причины? Их несколько

1. Стипендии. Точнее их отсутствие. 1500 рублей, из них 500 уйдет за общежитие, а 1000 хорошо если на неделю хватит. При этом чтобы их получать, нужны одни четверки по экзаменам. Естественно, многие забивают и уходят работать, где начинают зарабатывать от 10 тысяч.

2. Нагрузка. Одним преподавателям достаточно, чтобы студент знал основы предмета и умел в нем ориентироваться. Другие же требуют, чтобы к семинару студент прочел 3 учебника, пять монографий и несколько статей. Например: почему договоры на Версальской конференции подписывались в разных дворцах?

3. Необходимость. Да, есть предметы, которые студентам интересны и с которыми мы еще не сталкивались. Но многие мы уже изучали так или иначе, а в случае нехватки знаний мы уже знаем, где искать материал. Просто не видишь смысл сидеть перед монотонно бубнящим преподом.


И при всем при этом надо еще диплом писать. Учусь на истфаке.

раскрыть ветку (14)
35
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже на истфаке учусь. И как же калит то, что всякую хуету в нагрузку вешают, типо "Основы экономики залупограда и Зимбабве", или "Рассмотр камня с точки зрения марксизма"

У нас лекций по истории России меньше, чем ОБЖ, лол..Тоже калит система образования, основанная на взятках и коррупции. Да и после выпуска мы мало кому нужны (хотя я уже подмутился по работе, работал с первого курса по специальности).

А ещё калит, что все равны - и ботаники и забивальщики - одни въёбывают как черти, другие забили хуй, но сессию сдадут все.

И да, я за сокращение количества ВУЗов. Даже своим местом пожертвовал бы, если бы надо было. 

раскрыть ветку (5)
27
Автор поста оценил этот комментарий
"Рассмотр камня с точки зрения марксизма"
Это просто 10 из 10.
Иллюстрация к комментарию
9
Автор поста оценил этот комментарий

Насчет ботаников и забивальчиков - я помню на философию забил полностью, а девушка моя наоборот учила. На экзамен пришел, сей жопой на ее конспект, переписал и здал на пять, четверку в учетку поставили. Пришла девушка( у нее выходила пятерка) - он ее загрузил и тоже поставил четверку. Даже мне неловко было, а ей вообще обидно. Такое отношение отбивает настроение что то учить.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, всякие там политологии, экономики и право историкам нужны, с этим я не спорю. Не понимаю, зачем физвоспитание (которое все покупают), социология или медпомощь. Так-то предметы могут быть интересны, но зачем они историкам? ОБЖ тоже.

Со взятками у нас сурово, слава Богу, никто не требует. Хотя после выпуска мы тоже никому не нужны.

Я тоже за сокращение ВУЗов и повышение качества образования в них. Часто профильные предметы у нас ведутся хуже второстепенных. Так, История России в средние века прошла мимо всего курса, зато Политология увлекла всех.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Будешь смеятся, но именно ОБЖ тебе пригодится единственным из всего через 20 лет.

Автор поста оценил этот комментарий

а у меня была социология. Вел декан какого-то как раз соц.фака, очень интересно рассказывал вплоть до психологии даже, и требовал немного наизусть; ну выучил, рассказал и забыл. :)

4
Автор поста оценил этот комментарий
А можно про Версальскую конференцию поподробнее? Просто интересуюсь историей, но сей факт впервые услышал.
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Мирные договора после Первой Мировой войны разрабатывались в рамках Парижской мирной конференции. Всего их заключили пять:

Версальский (с Германией)

Сен-Жерменский (с Австрией)

Нёйский (с Болгарией)

Трианонский (с Венгрией)

Севрский (с Турцией)


Все это дворцы и здания в Париже и его округе, от названий места подписания назывались и договора.


Как обычно, наша группа подготовила сроки конференции, глав делегаций, их требования. Преподаватель ошарашил нас вопросами "Почему договора заключали в разных местах, если конференция одна?", "Назовите поименно состав делегаций" и т. д. На вопрос о дворцах не смог ответить никто.

1
Автор поста оценил этот комментарий
А почему договоры на Версальской конференции подписывались в разных дворцах? Очень интересно)
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Мы так с этим и не разобрались, увы.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Эх,печально 

Автор поста оценил этот комментарий

Ну, я за то чтобы по профильным предметам дрючить как сидорову козу)))
А вот по своему предмету, не профильному, я как раз требую основы, и для меня главное не зазубрить определения.. а понять смысл и уметь сказать своими словами.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и нахрена ты учиться пошел с таким настроем? шел бы в ПТУ, а потом на стройку, имел бы свой полтинник... а так, получается, ты занимаешь место того, кто хотел бы учиться...


Но система образования вконец снила, тут я согласен...

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего себе предъявы)


Я учусь. И учусь неплохо. Бюджетное место зря не занимаю. О своем решении ни разу не пожалел.


Вчитайтесь в мой текст, вы суть не поняли.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот-вот, я так и думала. Я в этом году получила диплом специалиста (не бакалавра). Защитилась на отлично и меня пригласили поступать в аспирантуру (так как моя работа преподам на защите понравилась). Но я отказалась, зная всю эту кухне не понаслышке (много знакомых молодых преподавателей). Так мои родители чуть со свету меня не сжили, обвиняя в том, что я конченая дура и не понимаю как мне повезло. Месяца 2 враждовали. Говорили: "А вот дочь/сын моего знакомого пошел/ла туда, а сейчас по заграницам на научные командировки летает и гранты получает. Новый дом уже купили и т.д." Но объяснить им, что-то было нереально. По моей специальности грантов никто не дает. И на конференции дай бог раз в 2 года, если пошлет, то хорошо. Но вот беда, что вряд ли меня. А зарплата максимум будет тыс.14. А запарки на написание статей и преподавание ой какое сильные. Но слава богу настояла на своем. Правда работаю не по специальности, так как зарплата по моей маленькая. и спрашивается нафига я эти 5 лет мучилась? Пошла бы работать, а там бы, если надо на заочку устроилась.

Автор поста оценил этот комментарий
МГЮА, повышенная стипендия для активистов от 6 до 10 тысяч рублей (без учёта специальных стипендий президента и правительства), средняя зарплата преподавательского состава - 82 тысячи рублей (по данным РБК на 2012 год), значит, с учётом индексации на 2015 год - около 100+ тысяч рублей.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
1. Все помнят что кто то ест мясо, а кто то капусту, а в среднем все едят голубцы.
2. Чтобы быть активистом и знать что то по своей специальности одновременно-нужно потерять много здоровья.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку