Про велосипеды

Воспоминания из детства

Я точно не помню, сколько мне было лет, когда для меня купили велосипед. Настоящий! Двухколесный, с рамой. Зеленый. До этого меня катала на раме по деревне моя старшая подруга Ленка. Еще велосипеды были у моих тети и дяди – они добирались до деревни на них. Тетя Таня иногда катала меня на багажнике, но ее велосипед был и большим для меня, и тяжелым.

И вот мы пошли в магазин. Находился он на улице Горького, д. 95, с торца здания. По-моему, магазин там существует до сих пор, но уже не продает велосипеды.

Я помню, что после покупки мы ходили гулять с мамой и папой на дорогу рядом с Полем Дураков. Помню, что мама и папа встали по разные стороны, и я каталась от одного к другому. А папа весело кричал прохожим: «Берегись! Велосипедистка едет!»


Помню свой первый велосипед. Трехколесный. Помню, что, вырастая, доставала коленками до руля, когда нажимала на педали, и коленкам было больно. Но не сильно. Помню себя в возрасте 4х лет. Как еду по деревне на трехколесном велосипеде. Доезжаю до дома Ленки, встаю, разворачиваю велосипед и еду обратно. Помню, что было утро, солнечное, помню сандалики на ногах, такие коричневые в дырочку. Помню засохшую грязь на дороге и ямки, поросшие мелкой травой.


Кажется, мне было лет 8… или 9, когда мне купили мой велосипед. Летом велосипед переехал в деревню. И я с ним тоже. Он был высоким, да еще рама. Поэтому на велосипед меня подсаживала бабушка. Подсадит, я уеду кататься, сделаю круг - два по деревне и приезжаю обратно. Опять зову бабушку. Очень неудобно. Но, что ж делать, приходилось просить бабушку о помощи.


Проездила я так недели 2, наверное. А потом бабушка заказала машину дров, чтоб топить печку. Привезли. Вывалили у забора. Куча получилась до неба! Приехали бабушкин брат – дядя Саша с женой, бабушкина сестра – тетя Нина с сыном Вовой и дочерью Ирой и куча внуков! Мои двоюродные и троюродные братья и сестры! И столько народа у нас в доме я не видела никогда! Ни до, ни после. Все родственники приехали помогать колоть дрова. Мы до сих не использовали все запасы, что были сделаны 20 лет назад.


Мои братья и сестра (Даня, Дима и Лена) приехали с велосипедами, а также взяли те велики, которые были у нас. Мы играли, бегали по деревне, делали «секретики» в песочнице, строили замки, и для украшения последних мои братья даже «надругались» над палисадником – оборвав самые красивые цветы… Мне досталось от взрослых на орехи. А еще мы купались в пруду и речке, бесились, ну и, конечно, катались на великах.

Выкатив однажды утром своего «зеленого коня» на дорогу перед домом, я остановилась в нерешительности. Звать бабушку? Чтоб под насмешливыми взглядами Даньки, Димки и Лены, она меня подсадила на велосипед? Нет уж, я не маленькая! Поставила ногу на педаль, хорошенько оттолкнулась от земли, перекинула другую ногу через раму и… поехала! Сама! Я сделала это сама! С той поры обходилась без помощи бабушки.


По-моему, следующее событие произошло тем же летом.


…Мы уходили от погони. На верных железных скакунах. Причем, мы поменялись велосипедами, и я ехала на легком сером велике своего соседа – Андрейки, а он на моем. Мы довольно хорошо отрывались от преследования и тут Андрейка предложил развернуться и поехать навстречу нашим врагам (ну, это по правилам нашей игры, а на деле друзьям - Ваньке и Димке)! Они ведь такого не ожидают, не успеют среагировать, и мы сможем победить окончательно. Однако, была одна проблема: я не умела разворачиваться! Когда мне нужно было поехать в другую сторону, я тормозила, слезала с велосипеда, переворачивала его в противоположную сторону, снова садилась и ехала. А тут… Ну не могу же я подвести друга! Да еще такой адреналин, погоня, эмоции! И, сделав широкую дугу передним колесом, я (внутренне крича от ужаса) развернулась, не слезая с велика! Эйфория переполняла меня!

Ребята, как мы и думали, не ожидали такого хода от нас, и мы с Андрейкой победили!



Мы часто гоняли по деревне, уезжали в поле: до Прилук и обратно. Кто быстрее всех? Обычно побеждал Ванька. И не удивительно: у его папы был (да и сейчас есть) магазин велосипедов и комплектующих к ним. К тому же, Ванькин папа, кажется, сам был велоспортсменом. И сына приучал.


И вот однажды, возвращаемся мы в деревню, вот уже поворот знакомый и покажется мой дом, но… что такое? Руль почему-то покатился вперед, выскользнув из рук. Я посмотрела вниз и обнаружила, что велосипед распался пополам! Каким-то образом мне удалось совершить мягкую посадку. Обошлось без травм. Уж как заливались смехом Ванька, Димка и Аришка! А мне было не до смеха: велосипеда нет. Как я без него?


Выход был найден: дядя Витя собрал мне гибрид: один велосипед, собранный из нескольких старых. Велик был тяжелый. С небольшими, но толстыми колесами, с рулем-рогами. Был он покрашен в желтый, будто присыпанный пылью, цвет.


Но скоро папа привез мне мой велик! С заваренной рамой. Сам варил. Папа был сварщик. Сварил хорошо: больше велосипед таких фокусов не выкидывал.



Я расслабилась: лето, друзья, каникулы! Гулянки с утра до вечера. Перекусить можно было где угодно: в какую избу не зайди, дадут конфету, а то и пирожок. Обедали и у меня, и у бабушки Ваньки, Нонны Петровны. Именно там я попробовала молочный суп, а еще суп из крапивы, который люблю самой нежной любовью до сих пор. Но сама готовить не умею такое, меня иногда балует Таня Сен – моя подруга и большая мастерица в изготовлении необычных и вкусных блюд.


…В тот день мы познакомились с новым мальчиком, приехавшим с родителями на дачу. Дом его находился уже на краю деревни, за Ванькиным, ближе к строениям дачников. Мы познакомились, начали играть. Велики были брошены у берез, в траву, недалеко от забора нашего нового знакомого. Бегали мы, бегали… Устали. Да и есть захотелось. Договорились, что сейчас все съездим на обед и вернемся играть снова. Я выхожу с участка к березам, а… моего велика нет! Ванькин вон лежит, а мой пропал!

Первая мысль: украли! Хотя у нас такого в деревне было. Все друг друга знали, деревня маленькая, чужие редко бывают. Но.. что случилось, то случилось: велика не было.

Пошла, повесив голову ниже плеч, к бабушке сдаваться. Слезы ручьем. Она наругала меня крепко, но вицу в руки не взяла.


Так я стала жить без велика. Спрашивала у всех, не видел ли кто ребят или взрослых с моим велосипедом? Никто не видел. Даже бабушка.

Велик мой на ночь закрывали в сарайке. Там и лопаты хранились, вилы, косы, ведра. Еще стоял дедушкин точильный станок и инструменты: молотки всякие, гвозди, рубанки. С той поры как пропал велик я перестала заходить в сарайку, и бабушка ее почему-то днём не открывала. Там пол земляной, она холодная очень, всегда там неуютно как-то, поэтому днём дверь туда обычно открыта настежь – чтоб продувалось, да сырость по углам не скапливалась. К концу недели я сначала что-то подозревать: бабушка на меня особо не ругалась за «потерянный» велосипед, что было странно. К исходу недели без велика я пробралась к окошку сарайки и заглянула внутрь: в полутьме, прислоненным к козлам, в сарайке стоял мой велосипед! Радостная, я полетела к бабушке! «Он нашелся, нашелся!» - билось внутри меня.


Реальность оказалась другой. Оказывается, в день пропажи велосипеда меня искала бабушка. Шла по деревне, пока не увидела мой велик, лежащий рядом с дорогой. «Безобразие!» - подумала она. – «Разбросает вечно вещи, никак к порядку приучиться не может!»

И забрала мой велик с собой. Увела, спрятала в сарайке. И мне ни словом. Наказывала. Учила.


Научила хорошо. Впредь, как бы я не заигрывалась, как бы я не спешила – велик оттаскивала в укромное местечко: к углу дома, к забору, к поленнице. Видно чтоб было: это велик кому-то принадлежит, а не валяется в траве!



А еще, лет 20 назад начали строить окружную дорогу вокруг Вологды. Как раз она проходила недалеко от моей деревни – минут 10 пешком, 5 – на велосипеде. Конечно, когда мы увидели, что на месте предполагаемой стройки гора песка, мы не смогли удержаться от искушения – начали приезжать и играть там: искали красивые и древние (с отпечатками листьев и ракушек) камни, рыли норы, просто отдыхали, закапывая ноги друг друга. Мы это место так и называли – «Пески».


Стройка дороги длилась долго, по смутным воспоминаниям не один год – а все три, наверное. Зато, когда построили… Мы дожидались наступления сумерек: рабочие покидали место стройки часов в 8, наверное. И появлялись мы! Взбирались по песчаной круче наверх: пахло еще не остывшем асфальтом, гудроном, трещали кузнечики, небо было такое большое, раскрашенное в красные, оранжевые и фиолетовые цвета. Заходило солнце. Внизу воздух был прогретым, теплым. Появлялось ощущение теплого мягкого свитера, который окутывает тебя со всех сторон. Выше же, на дороге, было прохладнее: нет-нет, да и дунет освежающий поток воздуха. А мы мчались по свежему асфальту, и ветер свистел в ушах!



К чему это я вдруг вспомнила о своем первом велосипеде?.. Я недавно записалась в автошколу. Никогда не сидела за рулем, ничего не умею, ничего не знаю. В прошлое воскресенье мы с Ильей (с моим молодым человеком) уехали на небольшую асфальтированную площадку почти за городом, где он чуть-чуть поучил меня. Я посидела на водительском сиденье, покрутила руль, научилась снимать машину с ручника и трогаться с места. И вдруг меня осенило: всё ощущения, которые я пережила в детстве, когда осваивала велосипед: научиться самой залезать на велик, ехать и не падать, поворачивать на ходу, заботиться о «железном коне», ехать и радоваться скорости до свиста в ушах - всё это скоро повторится! Повторится, только «конь» будет на четырех колесах и побольше размером. Я одновременно и боюсь, и предвкушаю.


Ну что ж, вперед!