Про старую веру...

После моей неожиданной для меня самого публикации про старообрядчество https://pikabu.ru/story/neozhidannyiy_rasskaz_6414910 мне назадавали изрядное количество вопросов, на которые я решил ответить отдельным постом.

Мне очень приятно, что вас эта тема интересует. И мне очень приятно про нее писать. Удивительно, ведь уже многие годы старообрядцы достаточно открыты миру – существуют старообрядческие сайты и форумы, проходят просветительские выставки и диспуты, «старообрядческими» называют улицы (лично был в Москве и в Сочи). Сто с лишним лет прошло, как древлеправославным храмам разрешили вернуть главы, кресты и колокольни. По телевидению прошел (хоть и почти тайно, украдкой, ночью) сериал «Раскол» о тех драматических событиях XVI века. Но люди в массе своей ничего о старой вере и ее последователях так и не знают. Более того, когда мы как-то с женой сидели в одной компании и открылось, что мы старообрядцы, кто-то сказал: «А, староверы? Это типа вы Перуну поклоняетесь?»

Итак, отвечаю на ваши вопросы.

Про старую веру... Старообрядцы, Староверы, Церковь, Религия, Православие, Длиннопост

Реформа Никона не появилась на ровном месте. Необходимость приведения религиозного культа к единому знаменателю возникла давно. И это все чувствовали. Вся церковная интеллигенция того времени соглашалась с тем, что реформа церковная нужна и полезна. И в Москве появился так называемый «Кружок ревнителей благочестия», куда входили изначально и протопоп Аввакум, и его земляк, будущий патриарх Никон. Я был на родине Аввакума, это в Нижегородчине, там установлен большой памятник пламенному протопопу. А Никон – из соседней деревни. Кстати, они разных национальностей – Аввакум русский, Никон – мордвин.

Зачем нужно было реформировать церковь? Как всегда, во всем виновата Украина! Это большая и отдельная тема, но смысл в том, что Россия как империя начала складываться задолго до Петра. И к середине семнадцатого века в Московское царство вошло много русских земель, населенных православными русскими людьми, которые до того входили в состав другого русского государства, Великого княжества Литовского. Так как ВКЛ к тому времени был частью Речи Посполитой, католического в массе свой государства, православие там было сильно удобрено западными, католическими новшествами и обычаями. В итоге, весь этот багаж перекочевал на Московскую землю. Это очень грубо и вкратце.

В итоге, в каждой области Московии люди молились, пели, крестились по-своему. Кружок ревнителей благочестия рассматривал реформу как тщательное, планомерное изучение древних документов, например, решений «Стоглавого собора», и издание справочников-уставов с тем, чтобы лишнее и неправильное отвергнуть, и утвердить одни правила для всех. Но! Тут в эту историю врывается Никон. Став патриархом, этот человек, ужасно властный, дерзкий, надменный в погоне за властью начинает просто ломать всех через колено. Его идея такова – православие на Русь принесли греки? Так пусть греки у нас тут все заново и устроят! Ничего, что православию на Руси уже семьсот лет! Что великой Византии уже как двести лет нет, и Константинопольский патриарх – раб турецкого султана. Что греческое духовенство вынуждено учиться в католических духовных учебных заведениях и печатать в Италии свои книги, так как в Османской империи сделать это невозможно. Наисправляли эти деятели такого, что мама не горюй! Не буду лезть в дебри, скажу только, что в итоге и сам Никон был готов пойти на попятную, и провозгласил было: «Да молитесь и креститесь вы, как хотите, хоть двуперстием, хоть щепотью, лишь бы результат был!», но… Тут вмешался государственный аппарат! Под каток которого попал в итоге и сам злосчастный патриарх, будучи низложен и сослан до самой своей смерти. А именовал себя Государем, царю дерзил!

Про старую веру... Старообрядцы, Староверы, Церковь, Религия, Православие, Длиннопост

Были бы в итоге реформы Никона простым недоразумением, если бы не были вводимы они с нечеловеческой жестокостью. И реакцией на массовые казни и убийства было утверждение людей в правоте своей веры. Никон и царь Алексей не жалели никого – даже старых своих друзей (Алексей Михайлович ведь очень любил Аввакума за его любовь к правде и принципиальность), родственников. Известная боярыня Морозова, например – жена человека, вырастившего молодого царя, его «дядьки», была заморена голодом в яме. Аввакум сожжен. Соловецкий монастырь взяли с пушками осадой. Старые иконы, на которых изображались святые с двуперстием, выкидывались из храмов вон и сжигались. Такой вот церковный «большевизм». Никакой нормальный человек не мог принять таких жестоких новин сердцем.

Про старую веру... Старообрядцы, Староверы, Церковь, Религия, Православие, Длиннопост

В середине семидесятых готов уже ХХ века РПЦ сняли проклятия со старого обряда. Но за террор в отношения огромной части своего собственного народа так никто и не покаялся. Типа – ну так, недоразумение было.

И вот здесь я отвечу на вопрос о единоверии. Смотрите, РПЦ сняла проклятие со старой веры только полвека назад, даже меньше. Но в своем лоне с начала восемнадцатого века она зародила такое явление, как единоверие – это когда людям разрешается молиться по-старому, но под присмотром и управлением господствующей церкви. На то мало кто тогда купился, больше под принуждением, и сама РПЦ и тогда, и сейчас относится к этим общинам с недоверием и некоторым презрением. Один известный единоверческий священник рассказывал мне, как лично патриарх Алексий Второй ему грозился: «Тебя отлучу, а из церкви твоей сделаю трапезную и буду к тебе на обед ходить». Тем не менее, для нас единоверцы – тоже еретики, хотя, надо признать, в некоторых единоверческих храмах службы по старому обряду служатся безукоризненно.

По поводу молодежи – молодежь старообрядческая есть, слава Богу! Есть летние лагеря, воскресные школы. Но в храмах, конечно, особенно в городах, представителей старшего поколения больше, и намного. К нам, в наш приход, регулярно приходят молодые и извне. Их сразу видно, неофитов – по густым бородам, косовороткам, истовым поклонам. Такой обязательно подойдет к тебе и поправит: «Брат, не так крестишься, не так поступаешь!» Обычно через год они пропадают, искать правды в другой религии. Ведь и в старообрядческом храме те же люди, грешные, не святые.

Прийти в старообрядческий храм на службу может каждый. Но вас опытным глазом сразу вычислят местные - во-первых, вы наверняка будете как-нибудь не так одеты. Во-вторых, вы не знаете, что нужно делать во время службы. Если идет литургия верных, вас вежливо попросят удалиться. Если читаются часы, например – попросят не проявлять молитвенных действий – креститься, кланяться, прикладываться к святыням. Так делать нельзя не только в нашей церкви, просто в РПЦ это правило не соблюдается (помните, я писал про «правоприменение»?). Если что-то хотите узнать – после службы с вами с радостью побеседует священник (все старообрядческие священники, которых я знаю – умнейшие и тактичнейшие люди. У нас попом быть непросто, туда идут не из корысти – денег особых тут нет, власти тоже. А до 1905 года и в коммунистическое лихолетье – так и вообще за это сажали и даже убивали. Как правило, эта профессия династическая).

Если интересно что-то еще, задавайте вопросы! С радостью отвечу.

Про старую веру... Старообрядцы, Староверы, Церковь, Религия, Православие, Длиннопост