Неожиданный рассказ...

Вот вправду – неисповедимы пути Господни!

Год назад, когда я пожаловался одному своему хорошему другу на недостаток общения, он посоветовал мне этот сайт. Читай, говорит, а то, может, и пиши. Мне вообще давно мои друзья советовали начать что-нибудь писать.

Долго я решался. Самой болезненной и волнующей темой для меня был тогда мой развод. Рушилась целая жизнь, спланированная, задуманная. Но, ознакомившись поближе с пиплом на Пикабу, я понял, что таких «трагедий» тут миллион, и ничего во моей истории нет ни нового, ни интересного другим, ни оригинального. Каждый второй пикабушник такое пережил. А с предательством, безразличием, корыстью и просто свинством - так и каждый первый в своей жизни встречался!

Потом приехала ко мне эта странная девушка, с неё я и начал свой первый рассказ. За что и был закидан немедленно комьями грязи! Не уверен, мазохист ли я все же, но то был невероятно нужный и отрезвляющий опыт! Продолжаю писать про мое путешествие с моими друзьями-чехами на Кавказ, и завтра утром выдам вам следующую порцию, а пока…

Сто раз говорил себе не ввязываться в споры и срачи в чатах. Ну глупое ребячество, и никому ничего не докажешь! Но ввязался тут на днях, и получил в итоге два десятка подписчиков и просьбу написать пост на тему, изначально которой даже близко не было в моих мыслях.

Речь в моем сегодняшнем посте пойдет про современное старообрядчество. Вот так вот, как ни странно! Мне назадавали вопросов, и я обещал ответить.

Итак, поехали!

В этом году исполняется 13 лет, как я, молодой парень, очень смущенный, пришел в нашу тогда маленькую, старую, переделанную из частного деревенского дома церквушку, пахнущую восковыми свечками, мышами и луком. Причины моего воцерковления и выбор для того именно старообрядческой церкви – это особая тема. Сейчас же попробую ответить на те вопросы, которые задали мне мои дорогие подписчики.

Старообрядчество (как и современное никонианство, кстати) очень неоднородно. Исторически так сложилось, что состоит оно из двух течений, называющихся «поповство» и «безпоповство» (именно так, с приставкой «без», чтобы не получилось никаких «бесов»). Поповство - самое многочисленное течение сегодня, называется так потому, что в нем сохранена трехчинная иерархия – есть диаконы, священники, епископы. Поповских церквей несколько, основных две – РПСЦ (в которой состою я) и РДЦ.Ничем они не отличаются, ни обрядами, ни догматикой, никакой разницы вы никогда не поймете и не увидите – но обе церкви друг друга не признают и молитвенно не общаются. Главой РПСЦ является митрополит Корнилий, мой земляк. Глава РДЦ – патриарх Александр.

Безпоповцы так называются, конечно, потому что у них нет попов! Предки их и рады были бы тех попов заиметь, но после раскола, который окончательно оформился в злополучном 1666 году, у приверженцев старого обряда не осталось епископов, чтобы поставлять новых священников. А «беглых попов» от господствующей церкви безпоповцы принимать не захотели, да и было тех немного. Постепенно сложился этот уникальный пласт русского христианства – внешне благообразные христиане-старообрядцы, а по сути многие безпоповские течения со временем превратились в своеобразный вид протестантизма с местным колоритом. Течений безпоповства, или, как они сами говорят, «согласий», очень много – федосеевцы, часовенные, нетовцы... Самой большой является Древлеправославная поморская церковь.

Меня спросили, как мы между собой все общаемся. Это может показаться странным, но, несмотря на существенные различия в догматике между поповцами и безпоповцами, и спорах о том, чья церковь законнее - между уже самими поповцами, диалог у нас есть. Так, в Орехово-Зуеве и поповская и безпоповская общины располагаются в одном храме (правда, по-моему, это единственный случай). Совместно издается общая для всех церквей газета «Старообрядец», где опускается все, нас разделяющее, и рассказывается о том, что нас объединяет – об истории старообрядчества, священномученике Аввакуме, русских купцах-меценатах (большинство их до революции были как раз староверами).

Как живут староверы в современном мире? А вы нас особо и не отличите от других. Есть одна «фишечка», отличающая мужчину-старообрядца от «обычного» человека. Старообрядец должен носить бороду. Обязательно. Но сейчас, когда борода опять в моде, это не так бросается в глаза. Женщинам нельзя ярко краситься (в идеале вообще нельзя), предписывается носить скромную, без сексуального подтекста одежду. В идеале – покрывать голову, что соблюдается в миру, конечно, больше на селе, чем в городе. Общины у нас небольшие, но дружные, мы друг друга, как правило, знаем и знаемся. Принято помогать друг другу, вместе отмечать церковные праздники (при каждой, даже самой маленькой, церкви есть своеобразная столовая – трапезная). Старообрядческие семьи, как правило, крепкие и многодетные. Поэтому в Сибири их так и называют – «семейские».

Неожиданный рассказ... Старообрядцы, Религия, Вера, Староверы, Церковь, Православие, Длиннопост

Браки с иноверными не то, чтобы не приветствуются. Тут вот как. Светский брак не считается в нашей церкви законным перед Богом. Соответственно, если ты христианин и живешь с женщиной в браке, но с ней не венчан, то считается все равно как если бы ты с ней просто сожительствовал, живешь «во грехе». А повенчать тебя могут только с древлеправославной христианкой, причем именно твоей веры. Потому, если хочешь жениться на никонианке, атеистке или мусульманке, ты должен сначала привести ее в свою церковь. Поэтому, как таковых, никаких браков с инославными не бывает.

По поводу общения со старообрядцами из других регионов – и раньше общались плотно, а сейчас, благодаря интернету и развитию транспортной доступности, еще плотнее. Старообрядцы очень мобильны, тем более это касается священства. Знаю парня из Нижнего Новгорода, взявшего себе в жены староверку-казашку. В нашей Церкви раз в год представители всех регионов России, Молдавии, Украины – священство и выбранные миряне – собираются в Москве на Освященный Собор. Несколько раз делегатом Собора был и я.

Неожиданный рассказ... Старообрядцы, Религия, Вера, Староверы, Церковь, Православие, Длиннопост

Основное отличие старообрядчества от господствующей Церкви, имею ввиду РПЦ МП – как ни странно, не столько в обрядах, и не в догматике, а в чем-то большем. В юриспруденции это называется «правоприменение». То есть, в книге написано одно – а на практике там зачастую совсем другое. Тем не менее, основные отличия все же перечислю. Самое известное – это то, что в крестном знамении мы складываем руку особым способом, выделяя два пальца - указательный и средний. Только совсем не так, как в кино показывают, «пистолетиком»)))))… Крестные ходы вокруг храма проводятся «посолонь» - по солнцу, по часовой стрелке, а не против часовой, как в РПЦ. В церковном пении нет многоголосья – все голоса, и басы, и альты, поют одну и ту же мелодию, тем не менее, это звучит не менее красиво. Вместо нот – сложные старинные письмена, называются «крюки». Службы без сокращений, долгие и торжественные. Крест чаще всего используется восьмиконечный. Благословляет священник вас тоже двуперстием, а не никонианской «раскорякой».

Неожиданный рассказ... Старообрядцы, Религия, Вера, Староверы, Церковь, Православие, Длиннопост
Неожиданный рассказ... Старообрядцы, Религия, Вера, Староверы, Церковь, Православие, Длиннопост

Одной из важнейших отличительных особенностей является то, что подлинным у нас признается только погружательное крещение, в полных три погружения. Обливательное же крещением не считается, и таких людей перекрещивают. Очень интересно выглядят верующие на молитве – женщинам в церкви предписано быть в сарафане и белом платочке, своеобразно заколотом под подбородком булавочкой. Мужчине лучше быть в кафтане (мой черный, а так бывают и синие, и серые, и красные). Есть также различие в текстах богослужебных книг, исправленных никонианами. Например, из одной из основных христианских молитв, «Символа веры», было вычеркнуто ими слово «Истиннаго», характеризующее Святого Духа. Очень много земных поклонов, используется для них специальный коврик-подушечка для рук, поэтому так и называется – «подручник». В руках у молящегося часто увидите особого вида четки – лестовку.

Неожиданный рассказ... Старообрядцы, Религия, Вера, Староверы, Церковь, Православие, Длиннопост

Ну и напоследок про нашу численность-многочисленность. Есть такая байка у нас - в разгар хрущевских гонений решил Никита Сергеевич лично посетить наш главный храм, Покровский, что находится в Москве при Рогожском кладбище. Приехал туда, заходит внутрь – а там одни бабки в платочках. «Ну, эти сами скоро помрут» - сказал он и разрешил храм пока не закрывать, и не закрыли его до сегодняшнего дня. Так вот, основа всех прихожан во всех наших церквах – это вот эти вот бабки в платочках. Видимо, запрос на религию возникает у человека чаще на закате жизненного пути. Но… совсем дряхлые старушки покидают этот грешный мир, и тогда приходят новые, помоложе. Что лично мне всегда нравилось в нашей церкви – у нас никогда не бывает случайных людей, как у нас говорят, «прохожан», тех, кто «я только свечку поставить!»

Ну вкратце так.

Неожиданный рассказ... Старообрядцы, Религия, Вера, Староверы, Церковь, Православие, Длиннопост