751
Книжная лига
Серия Правильные сказочные герои

Про купеческую дочь и сына сапожника

Ганс Христиан Андерсен появился только в четвертом советском фильме, снятом по его сказкам.

Нет, правда. В "Каине XVIII" политический памфлет вытеснил его сказки практически полностью - по большому счету, от Андерсена там остался только эпизод, когда фрейлины загораживают юбками целующуюся принцессу.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

В "Удивительной истории, похожей на сказку" Андерсена вытеснили натурные съемки, а главным героем вместо Гадкого Утенка стала природа.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

"Снежная королева", при всех своих достоинствах - это все-таки экранизация Евгения Шварца, а не Ганса Христиана Андерсена.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

И только в "Старой, старой сказке" 1968 года суть и смысл творений гениального датчанина добрались, наконец, до советского зрителя.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

А донесла их все та же Надежда Кошеверова, что за пять лет до этого сняла "Каина XVIII".

Надо сказать, что Кошеверова тогда переживала очень серьезный творческий кризис. Я уже говорил, что эта купеческая дочь с внешностью, властностью и несгибаемостью отрицательных героинь Островского была одним из самых кассовых режиссеров советского кино.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

И при этом - одним из самых чутких. Природа с избытком наделила ее тем, что у коммерсантов именуется "чуйкой", ведь она в этой среде выросла. Папенька был питерским купцом 1-й гильдии, большими деньгами ворочал, это любимую дочку от амбарных гроссбухов в творчество понесло.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Сегодня Кошеверову везде аттестуют как киносказочницу, но это не так, или, по крайней мере, не совсем так.

До 60-х годов классическая сказка у нее была всего одна - "Золушка" 1947 года. А ее главные хиты, фильмы, на которых она сделала себе имя - это народные кинокомедии, снятые в стилистике сталинских времен и ныне абсолютно забытые. Вот как выглядит пятерка самых популярных ее лент:

1. Осторожно, бабушка! (40,3 млн зрителей).

2. Укротительница тигров (36,7 млн).

3. Медовый месяц (26,5 млн).

4. Шофер поневоле (24,0 млн).

5. Аринка (22,9 млн)

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Кадр из фильма "Осторожно, бабушка".

А "Золушка" с ее 18 млн едва втиснулась в топ-10.

И вот этот суперуспешный режиссер в конце 50-х понимает, что эпоха уходит и скоро уйдет совсем. И если ничего не предпринять, то она останется в той эпохе навсегда - превратится из творца в музейный экспонат, будет уважаемым реликтом навсегда ушедшего времени.

Сразу скажу - сменить свой творческий стиль вслед за изменившийся эпохой мало кому удается.

Честно говоря, обычно это не удается никому и никогда. Мы с вами сами были свидетелями, как после 1991 года все лучшие режиссеры советского кино посыпались созревшими яблоками с дерева - просто потому, что ментально остались в том, исчезнувшем мире, и измениться уже не смогли.

А упрекнуть их в этом язык не повернется - ведь сделать это практически невозможно, если тебе уже не двадцать с небольшим. Это ведь не грим на лице поправить - это надо основу перестраивать. Кости внутри себя ломать и в новой конфигурации сращивать.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Тем не менее, Кошеверова все-таки начинает экспериментировать. Она снимает странную сказку для взрослых - антивоенный памфлет "Каин XVIII", потом пытается повторить успех "Укротительницы тигров", сделав еще одну цирковую комедию "Сегодня — новый аттракцион".

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Но сама первой понимает - это не то. Совсем не то.

Здесь копать бессмысленно, "Полосатый рейс" уже сняли. Надо не бить по хвостам, не подражать молодым и наглым, а самой задавать тренды - если, конечно, творческих сил хватит.

Когда в 1968 году вышла "Старая, старая сказка", снятая по сказкам Андерсена «Огниво», «Дорожный товарищ», «Свинопас» и «Дурень Ганс» - все немного офигели от того, что у Кошеверовой получилось.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Без жалости переломав себя, режиссер "Старой, старой сказки", вопреки названию, сделала совершенно новый фильм. В абсолютно не характерном для себя, прежней, стиле.

Полностью уйдя от монументальности, плакатности и морализаторства киноязыка 30-50-х, Кошеверова создает фильм, который станет одним из символов новой стилистики. И 20-летние актеры, взятые на главные роли - восходящая звезда советского кино Олег Даль и никому не известная студентка Неелова из Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии только подчеркивали молодость и творческую свежесть фильма.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Впрочем, там весь актерский ансамбль - рыдать от счастья.

В определенной степени это была антитеза привычным киносказкам Роу и Птушко. Не отменявшая этих великих мастеров, но убедительно показывающая, что можно и по-другому. Без бюджета и спецэффектов, но с иронией, неоднозначностью и глубиной.

Вместо впечатляющих и дорогих декораций и костюмов - почти глобусо-шекспировская условность небрежно нарисованных задников, на фоне которых и разворачивалось действо. Почти телеспектакль - но не переходя этого "почти".

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Вместо монументально-симфонических музыкальных партий - пастельно-лиричная музыка Андрея Петрова и бардовские куплеты еще не эмигрировавшего Александра Галича:

- Когда король без денег, то он плохой король,

Зачем служить такому королю?

- Подай-ка стул, бездельник!

- Пожалуйста, изволь!

- Я так Его Величество люблю!

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

И во всем так.

Если принцесса - то не царственная красавица, а скачущее козлом шилопопое чудо с локонами.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Если ведьма - то образ строго перпендикулярный привычной злой-страшной-оборванной Бабе-Яге.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Если Король - то затравленный безденежьем и капризами обожаемой доченьки, мечтающий "дотянуть по получки".

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Если Добрый Волшебник - то флегматичный Deus ex machina, бросающийся на воробьев и безнадежно вздыхающий о несовершенстве человеческой натуры.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Если принц-соперник - то милейший наследник Очень Маленького Королевства с розой и соловьем, подрабатывающий трубочистом.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Все новое, все по-другому. И только дикий кич розовых папах королевской охраны -

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

это перемигивание с собой прежней, оммаж малиново-фиолетовым сооружениям на головах придворных дам "Каина XVIII".

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

И - самая главная инновация - если раньше киносказка всегда четко адресовалась детской аудитории, то "Старая, старая сказка" - один из первых по-настоящему семейных фильмов в СССР.

Кино, где взрослые подпитаются как минимум не меньше, чем дети. Начиная от шуточек про неуплату коммуналки и "разменяли бы королевство на два в разных районах" и других отсылок к современным реалиям, вроде полетов на пылесосе или принцессы, сооружающей себе мини-юбку.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

И заканчивая гораздо более серьезными вещами.

Помню, в детстве я недоумевал - зачем нужно было обрамлять сказку этими дурацкими предисловием и послесловием про кукольника, дающего представление в харчевне и влюбленного в дочь трактирщика?

Понадобилось вырасти, пересмотреть, и понять - милый мой чистоглазый советский пионер, не для тебя это делалось и не тебе адресовалось.

Если вы помните, в финале сказке Принцесса догоняет Солдата, признается, что ее в детстве заколдовала злая ведьма, а поцелуй - расколдовал, и они уходят вместе - ать-два левой, ать-два правой, вдоль по дороге столбовой.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

А в реалистичном обрамлении дочь трактирщика никуда с кукольником не идет. Потому что папа останется один, она здесь родилась, да и вообще, как говорит папа: "Что же это за работа такая? Хуже, чем у нищих".

Заканчивается фильм репликами:

- А я ночью сказку новую сочинил. Там все заканчивалось так хорошо.

- Но ведь сказка — это одно, а жизнь — это совсем другое. Правда?

- К сожалению - правда.

Про купеческую дочь и сына сапожника Детская литература, Сказка, Советское кино, Ганс Христиан Андерсен, Огниво, Длиннопост

Творческая профессия действительно дарит человеку очень много счастья.

Но и отнимает - никак не меньше.

И Надежда Кошеверова, в 65 лет сотворившая невозможное, и Ганс Христиан Андерсен знали это как никто другой.

Справа и слева - синее небо, а посредине - дальний путь. Куда иду я - не знаю, дорога сама меня приведет куда-нибудь.

_________________________________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Книжная лига

27.2K пост81.5K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
31
Автор поста оценил этот комментарий

А еще характерно, что она полностью сменила труппу. Только Вицина оставила, потому что гений.


А я в детстве этот фильм терпеть не мог - мне довелось до того посмотреть точную ГДР-овскую экранизацию "Огнива", и я все время негодовал: где же собаки гигантские, почему вместо ведьмы какой-то странный голос, что это вообще такое? И только уже сильно позже, практически взрослым, оценил.

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Он вообще, Денис, по большому счету, взрослый фильм. У Кошеверовой в принципе с работой на детскую аудиторию было не очень. Но бабушка, конечно, была могучая.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку