4659

Про копирование автомобилей14

Тут недавно в комментах видел вопрос, почему нельзя взять просто любой импортный автомобиль, разобрать по винтику и скопировать? Неужели нет специалистов?

Скопировать конечно можно, только нет сырья и кадров. (с) не я

Шутка. А теперь отвечу серьезно. Я по образованию инженер-технолог машиностроения. По специальности хоть и не работал, но все-таки имею представление о машиностроительном производстве. И в учебных целях приходилось проектировать, например, коробки передач, пусть не для автомобиля, а для станка, но принципы конечно схожие. Если в моем ответе есть серьезные ошибки и преувеличения, пусть настоящие инженеры меня поправят.

Автомобиль - очень сложный предмет, самым сложным в нем является конечно двигатель и коробка передач. Там огромное число узлов и деталей, которые нужно сделать очень точно и качественно, которые работают в очень жестких условиях больших температур и нагрузок. Допустим, разобрали мы двигатель и КПП, достали самую простую шестеренку, и попытаемся ее скопировать.

Взяли и измерили ее, самым точным микрометром. Внутренний диаметр - 20.286 мм, наружный - 80.594 мм. Вопрос - какого размера делать копию? 20.286 и 80.594? Ответ неправильный. Во-первых, нет станка, который обеспечит такую точность в 0.001мм. А если есть, то его надо купить за миллион баксов за границей, а его еще и не продадут, т.к. санкции. Да и рабочих нет, которые смогут на нем работать. И инструмента для него конечно тоже нет.

Во-вторых, такая точность не нужна. Скорее всего достаточно 0.1 - 0.05 мм. Но какой тогда размер делать, как округлять? В техдокументации на эту шестеренку, которой у нас нет, написано что-то типа: 20.25 +0.05 / -0.07 мм и 80.50 +0.5 / -0.2 мм. Именно так, допуски в плюс и минус обычно разные. Их вычислили, зная коэффициенты температурных расширений, погрешности имеющегося оборудования, заданную допустимую величину износа за 100 тыс. км пробега авто и еще может быть десяток параметров. Если выйти из допусков, то шестеренка начнет болтаться на валу, постоянно его изнашивая, или заклинит при повышенной температуре, или наоборот в мороз.

Но допустим нашелся специалист, который хоть и примерно, но смог вычислить размеры и допуски. Далее, делаем анализ, вычисляем сплав, из которого эта шестеренка сделана. Хорошо, если сплав более-менее стандартный. А может и нет. И может оказаться, что такой сплав в стране не выпускается, и его надо где-то доставать. Или разрабатывать технологию его производства, строить отдельный цех на металлургическом заводе... Ну или делать из наиболее близкого по составу (но не по характеристикам) материала.

Далее. Шестеренка - это такая вещь, которая должна обладать двумя взаимоисключающими характеристиками. Она должна быть очень твердой, чтобы не истиралась и не изнашивалась, миллиарды раз прокрутившись со своими соседками. А твердая - значит хрупкая. И должна быть мягкой, не хрупкой, чтобы не треснула при старте или смене скорости вращения, т.к. в эти моменты зубья ударяются о зубья соседней. Как это совместить? Нужна специальная термообработка, надо закалить ее так, чтобы верхний слой, доли миллиметра стали твердыми и износостойкими, а внутренность - осталась более мягкой, упругой. В не имеющейся у нас техдокументации конечно этот процесс описан, в какую индукционную печь, на сколько секунд ее поместить, до какой температуры греть, в какое масло ее потом опустить и т.п. Если прогреть чуть больше, чуть меньше, опустить в масло не такой теплопроводности, то и параметры закалки конечно изменятся. Да, она закалится, но прослужит не 500 тыс. км пробега, а 50. или 5.

А после закалки размеры могут чуть измениться. Так что надо было ее точить немного с другими допусками. А закаленная уже не подходит. Возвращаемся в начало. И это я еще не писал про нарезку зубьев, там тоже своя непростая технология расчета их формы, допусков.

И это все - про самую простую круглую шестеренку, которую можно нарезать на станке 1940-х годов. А посмотрите какие шестеренки в современных АКПП! Изогнутые в разных плоскостях, внутрь одной входят несколько других, такое ощущение, что делаются они на станках с четырехмерными осями. Даже шероховатость торцов шестеренки может быть важной. Если сделать ее слишком шероховатой, то будет сильнее трение о масло в КПП, и чуть-чуть, но упадет мощность, будет больше греться. А если шлифовать очень качественно, особенно после закалки, то вырастут расходы, сложность, время изготовления.

А электроника и ПО? Современный автомобиль - это компьютер. Все управляется электроникой с надежным и тщательно протестированным ПО. Даже если скопировать железо, то надо как-то копировать и микропроцессоры, контроллеры, датчики и управляющие этим всем программы. Без них автомобиль останется грудой железа.

В общем для всего этого, от изготовления шестеренки до написания ПО управления двигателем нужны высококлассные специалисты. С хорошим образованием и большим опытом. Такие есть. Но они не хотят работать за 30-40 тыс. в месяц, прекрасно их понимаю. Ну и нужно современное производство, а не заточенное под ВАЗ 2109.

И самое главное. Даже если разобраться в техпроцессе изготовления каждой гайки и шестеренки, а таких деталей в машине тысячи, то мы конечно скопируем одну машину. Но нам то надо не одну, а серийный выпуск. А наладить серию - еще в разы и десятки раз сложнее, чем единичный экземпляр. На все это уйдут годы. И в результате получим через 10 лет копии, уже безнадежно устаревшие, с гораздо худшим качеством по цене самолета.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
26
Автор поста оценил этот комментарий

Именно поэтому китайцы до сих пор не смогли сделать авиадвигатель с нормальными ресурсными показателями.

Да, автомобили они делать научились вот сейчас. А путь занял сколько лет?

раскрыть ветку (36)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Они не научились, а купили чертежи и технологии. Это не одно и то же.

раскрыть ветку (1)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Все верно, оно скупали автоконцерны, лицензии на платформы. А это не только чертежи, но и весь техпроцесс.

26
Автор поста оценил этот комментарий
Так а нашим что мешало? Потому что кроме тазов они и не пытались в что-то новое. Столько времени, столько дотаций, и в итоге веста, и то которая была разработана иностранными специалистами
раскрыть ветку (22)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Наши пытались купить Опель. Но продать его российской компании было отказано.

раскрыть ветку (9)
11
Аватар пользователя DELETED
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Потому, что мы уже забирали у немцев опель. Они и подумали - зачем им два?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот оно почему😂

9
Автор поста оценил этот комментарий

Вы забыли про крайслеровскую линию, которую купили и всё фактически закопали.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Дораха получалось потому что, насколько помню

1
Автор поста оценил этот комментарий
Сбер хотел. В 12-13 годах вроде. Отмазку, почему сберу не продали хоть кто нибудь помнит?)
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А вот кстати не помню, какая?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Типа негоже госкомпании продавать. А по факту зажали технологии. Уже тогда звоночки были.
Вон китаю с удовольствием продают. Тут что-то другое
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Нашёл тут

Западные СМИ раскопали на сайте Wikileaks переговоры американских дипломатов, в которых найдено объяснение странного поведения концерна GM два года назад, когда марку Opel чуть было не продали «Сбербанку».

Если верить всплывшим секретным переговорам, после подписания соглашений российская сторона начала вносить поправки, которые несколько меняли юридические аспекты сделки. В частности, компания могла перейти под контроль российского автопрома, и опелевские технологии и патенты начали бы бесплатно внедряться в отечественных моделях, чего изначально не планировалось. Видимо, немцы тут почувствовали для себя угрозу: заводы Опеля в Германии так и останутся в состоянии кризиса, а разработки утекут в Россию. Якобы, концерн GM не смог заставить российскую сторону вернуться к изначальным договоренностям, и пришлось сделку отменить. Впрочем, за время пока шли переговоры ситуация на мировом рынке начала стремительно улучшаться, и, конечно, GM увидел для себя новые выгоды в сохранении контроля над Опелем. Этого даже западные журналисты не отрицают.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Да вроде говорили же, что боятся, что спиздят технологии опеля. Как там счас опель?)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну собственно так и сделали. Весты и пр., сделаны на платформе Рено.

раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Веста вроде собственная платформа ВАЗа, просто с заимствованием элементов Рено. Это не просто взятая у Рено платформа, а именно сделанная для специально для Весты.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Веста собственная разработка, на платформе Рено Xray и Ларгус.

Автор поста оценил этот комментарий
В смысле что мешало? Разве так не сделали уже? С москвичем
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Москвич, крупно узловая сборка, вот мечтают мелко узловую начать, но согласятся ли китайцы?

раскрыть ветку (3)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Слышал, хотят уже локализовать производство шильдика "Москвич". Уже достижение будет, ятакщетаю)))

раскрыть ветку (2)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще Москвич имеет смысл переименовать - в честь центрального исторического района Москвы, в Китайгородец

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

👍‍‍

1
Автор поста оценил этот комментарий
С москвичом тоже самое что и с ларгусом
0
Автор поста оценил этот комментарий

Давайте наших топ-менеджеров и спросим

0
Автор поста оценил этот комментарий

Отсутствие денег мешало, Китай вложил в развитие автопрома даже не миллиарды , а триллионы долларов.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну например Вольво китайцам продали, а СААБ нашим нет.

1
Автор поста оценил этот комментарий

...т.е. космические достижения Китая вас не смущают такие вещи о их техническом отставании в процессах копирования говорить? 😂😂😂

0
Автор поста оценил этот комментарий
Китайцы делают двигатель под запросы рынка - малолитражный с максимальной мощностью. Такой агрегат не может быть долговечным.
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

какой им надо - такой и делают. Нужно было бы сделать с запасом - сделали бы.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Я про авиационный двигатель писал)))

0
Автор поста оценил этот комментарий

а в космос запускают, а вот двигатель не смогли сделать. ЪУЪ

0
Автор поста оценил этот комментарий
Научились? Серьёзно?
0
Автор поста оценил этот комментарий

Авиадвигатель для истребителя, очень важный момент. Для гражданских самолетов - делают и успешно, но для боевого самолета этот уровень уже мал, самолет летает, но по характеристикам уступает.

А раз делают автомобили, ширпотреб и прочее, то с производителем истребителей проще договорится и купить, а еще лучше заключить военный союз

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Авиадвигатели, ракеты, подводные лодки и ледоколы - штучный товар.
У нас отлично умеют разработать очередную пепяку с крутыми характеристиками. И построить 2-5-10 штук. Силами нескольких тысяч высококвалифицированных специалистов.
И ввсе идёт прекрасно, пока не требуется производить товар миллионными партиями силами Петровичей.
И, даже, в ракетостроении попадаются Петрович, которые кувалдой устанавливают датчики вверх ногами.
Тут вступает Хор затейников из кондукторского резерва.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Платите как специалистам и выгоняйте нещадно петровичей. Это работает

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
К сожалению, это работает чуть сложнее. Кроме повышения зарплат требуется ещё комплекс мер. И эффект от этого будет виден только в долгосрочной перспективе.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Для начала надо нещадно ебсти рукожопов

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку