Принц и Нищий

Я обратила внимание, что людям легче разбираться со своими проблемами, когда они понимают механизм их действия. Постараюсь в этом посте описать один из распространенных принципов взаимодействия с самим собой. Оговорюсь, что этот пост не про нарциссическое расстройство, это, скорее, черта нарциссического характера, коим обладают многие.

В некоторых тяжелых для психики случаях, когда мучительное переживание стыда сильнее способности справиться с ним, и поддержки нет, здоровая любовь к себе раскалывается на две очень интересные субличности. Условно назовём их Принц и Нищий.

Принц и Нищий Психология, Психология личности, Нарциссизм, Субличности, Длиннопост

Для справки: субличность здесь – это метафора для некоего состояния человека, в которое он переключается под воздействием внешних или внутренних факторов; это состояние обычно включает в себя некий набор мыслительных, эмоциональных и поведенческих стереотипов, присущих данному человеку, а часто – и группам людей.

ПРИНЦ - это та часть личности, которая отчаянно хочет преодолеть живущее в памяти чувство унижения, быть хорошей - правильной, умной, красивой, богатой, сильной, могущественной и тд - всем тем, за что ее можно любить, уважать и восхищаться ею. Причем, не просто хорошей, а ЛУЧШЕЙ. Правильное и хорошее у каждого свое - для кого-то это быть самым отвязным, для кого-то - самым трудолюбивым, для кого-то - самым зататуированным, и тд (этот выбор часто связан с той травмирующей ситуацией). Принц видит окружающий мир очень искаженно – он видит себя золотым, а остальных, кроме горстки избранных, недостойными.


Главный символ Принца - Корона превосходства. Корона - это его мнение о себе, непременно высокое и раздутое. Корону свою он полирует всем, что под руку попадется - а его видение настроено так, что под руку попадается в основном то, что служит его целям - то есть, из окружающей среды он выхватывает лишь то, что покажет его в лучшем свете. Например, вежливый комплимент в свой адрес Принц может воспринять не как нейтральную вежливость, а как объяснение в любви.


НИЩИЙ - это часть личности, которая тоже помнит о переживании стыда и боится его, как огня. Поэтому Нищий пристально следит за Принцем, боясь, как бы тот не затянул их обоих в неприятности. Он предпочел бы никогда не высовываться, но для Принца это неприемлемо. Поэтому Нищий старается держать Принца в узде. Символ Нищего - это Хлыст самобичевания. Стоит короне Принца перестать блестеть, как Нищий со своим Хлыстом тут как тут. Начинается многим знакомая песня «я неудачник, я не смогу, я никто по жизни» и так далее, пока Принц снова не натрет свою Корону и не заткнет тем самым Нищего.


Когда активен один - другой молчит, и это понятно, потому что они части одного целого и не могут говорить одновременно. Между ними идет вечная борьба. Принц старается компенсировать ущерб от когда-то произошедшей (может быть даже не одной) болезненной ситуации тем, что возвышает себя до небес, тогда как Нищий старается предвосхитить ее повторение, опуская себя до глубин Марианской впадины, чтобы ни на что не претендовать, тем самым защищая личность от столкновения с потенциально болезненной реальностью. Они оба как будто сидят на качелях, и когда один наверху - другой обязательно внизу. Но тот, кто внизу, обязательно поднимется рано или поздно, так это работает.


В здоровом случае, то есть, в отсутствие в прошлом сильных переживаний стыда, Принц и Нищий слиты воедино в сущность, которая умеет здраво оценивать сама себя и поступать согласно своим способностям и ситуации. Ошибаясь, такая личность выносит из урока ценный опыт и в целом относится к ошибке адекватно, с пониманием себя и того, что в себе следует изменить (если это нужно). А будучи расколотой, эта сущность либо переоценивает свои способности, одновременно недооценивая ситуацию, либо недооценивает их, переоценивая сложность ситуации. Виртуозное умение искажать реальность пригождается обеим «половинкам» - одной дабы не признавать свою неидеальность, другой - дабы не лезть в потенциально неприятную ситуацию.


Иногда у Принца случается резкое столкновение с реальностью, и тогда его Корона слетает. Тогда Нищий захватывает личность настолько, что человек может даже впасть в депрессию.


Для того, чтобы выйти из этого расщепления, можно сознательно ввести третью фигуру в структуру личности - фигуру Мудреца. Главная функция Мудреца – следить за тем, чтобы поведение личности соответствовало реальности. Мудрец спокойно и без критики присматривает за Принцем, следя за тем, чтоб его громкие амбиции более-менее соответствовали реальности (снимает Корону), и так же спокойно придерживает руку Нищего, готового ударить Принца Хлыстом. Мудрец держит руку на пульсе реальности, сверяя поведение личности с текущей ситуацией. Кроме того, Мудрец налаживает диалог между Принцем и Нищим. Ведь в здоровом случае Принц - это умение человека быть довольным собой, радоваться достижениям, ценить себя, а Нищий - это умение относиться к себе критично (в конструктивном плане, а не деструктивном), признавать свою неправоту, быть готовым исправлять ошибки, здраво оценивать свои возможности и тд.


Мудрец относится к Принцу и к Нищему как к детям со сложным характером. Как к своим детям, причем, то есть - с любовью, пониманием, терпением, достаточной строгостью и улыбкой, когда они "шалят" безопасно для личности.


Мудреца довольно сложно выращивать с нуля. Лучше всего учиться такому отношению у окружающих - у мудрых и любящих родителей невзрослых детей, например, или у людей, которые уже умеют так к себе относиться, психологи еще этим умением обладают.


Поначалу, пока Мудрец еще слаб, и не может полностью контролировать «детишек», они то и дело перехватывают контроль, да еще и Мудреца перетягивают каждый на свою сторону. Но со временем, при достаточном терпении и внимании, Мудреца можно вырастить в довольно авторитетную фигуру, которая потихоньку будет учить Принца и Нищего действовать в интересах общей цели, а не друг против друга.

Психология | Psychology

21.8K постов59.9K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.