Приемы восприятия по Ю.М. Лотману

Данная статья относится к Категории: Приёмы, инварианты, эвристики

Приемы восприятия по Ю.М. Лотману Наука, Искусство, Познавательно, Современное искусство, Эстетика, Прием, Творчество, Видео, YouTube, Длиннопост

Ю.М. Лотман опубликовал тезисы: «Проблемы сходства искусства и жизни в свете структурального подхода».


«… марксисты были опасливыми и оговорочными, начиная с главного труда В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и кончая сочинениями советских философов: они боялись, как бы не преувеличить роль наблюдателя и не впасть в субъективизм, поэтому готовы были отказаться от диалектического и сложного соотношения субъекта и объекта и предпочитали акцентировать «голую» объективность внешней действительности. […]


Статья почти целиком построена на методе структуральных оппозиций (Лотман опирается на «Основы фонологии» Н.С. Трубецкого и цитирует эту книгу): нахождение в двух явлениях непохожих свойств возможно лишь тогда, когда есть и сходные черты, только в таком случае возможно сравнение. И? наоборот, в сходных явлениях важно найти отличающее одно от другого. Предмет в искусстве как будто бы похож на свой прототип в жизни, и можно найти в них общее, но не менее существенны и отличия.


И далее Лотман, опираясь на якобсоновское включение метафоры (сравнение по сходству) и метонимии (сравнение по смежности) в поэтическую функциональность, переходит к анализу эстетического восприятия (обращаю внимание на гносеологический, познавательный аспект этого анализа).


В эстетическом восприятии Лотман отмечает три психологических акта:


1) «метафора», узнавание по сходству изображённого с изображаемым;


2) «метонимия» - выделение в изображаемом тех частей и свойств, которые специфичны именно для него, а заодно и элиминирование всего несущественного;


3) противопоставление изображённого своему прототипу с учётом всего неизображённого.


И далее следует такой жесткий «структуралистский» вывод: «Общее не изображается, воспроизводится лишь отличное. Но различие есть отношение, а не предмет. Отношение нельзя изобразить - оно осознаётся при сопоставлении изображаемого и неизображённого» (с. 97 тезисов)».


Егоров Б.Ф., Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана, М., «Новое литературное обозрение», 1999 г., с. 105-106.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

Пять канонов Джона Стюарта Милля

+ Плейлист из 11-ти видео:

Интеллектуальные / творческие / креативные продукты

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию № 283 17 апреля 2022 года (Воскресенье) в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Юрий Михайлович Лотман — отечественный культуролог, филолог и семиотик. Один из основоположников Тартуско-московской семиотической школы, с 1964 года — руководитель «летних школ» по семиотике / SYL.ru & Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

История быта и искусств

1.8K постов6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников