Причинить добро: как банки насильно выдают нам кредиты
С «младшими сотрудниками службы безопасности банка» общались, кажется, все. Большинство просто сбрасывают звонки под забористую ругань лже-банкиров, но немало россиян все-таки становятся жертвами мошенников. Причем без денег остаются даже те, у кого на карте редко водится больше пары тысяч рублей, на людей без их ведома оформляют кредиты, деньги забирают те самые «младшие сотрудники», а обманутые заемщики остаются наедине с огромными долгами. Почему банки оформляют кредиты без ведома клиентов? Как не стать жертвой мошенников? Есть ли законный способ «скинуть» с себя навязанные долги? Разбираемся в ситуации с юристом Галактионом Кучавой.
Издание «Life» пообщалось с двумя россиянами, которые стали жертвами мошенников. Взрослые, образованные люди. Они много раз слышали истории о том, как лже-сотрудники банков обворовывали людей, но даже представить не могли, что подобное может случиться с ними.
Сдачу оставьте себе
Наталья вместе с мужем живут во Владимирской области. Недавно в их семье родился ребенок, но радостное событие омрачили проблемы со здоровьем у малыша. Обследоваться решили в соседнем городе. В самый неподходящий момент, когда Наталья узнала, что у ее ребенка ДЦП и эпилепсия, поступил звонок от «сотрудницы» Альфа-банка.
Карта этого банка у девушки действительно была, на счет приходили декретные выплаты, около 13 тысяч рублей. Так что звонок не показался подозрительным, к тому же после общения с врачами девушка пребывала в шоковом состоянии. Мошенники выбрали самое «удачное» время для своей аферы.
Лже-сотрудница строго спросила, не оформляла ли Наталья кредит и, получив отрицательный ответ, попросили ее зайти в приложение. На счету девушки оказалось 400 тысяч рублей. Заверения Наташи, что никаких займов она не делала, кончились самыми настоящими угрозами. Ей заявили, что она пытается присвоить себе деньги банка, а это уголовное преступление. И если Наталье не хочется угодить в тюрьму, нужно прямо сейчас вернуть кредитные 400 тысяч. Причем способ возврата оказался более чем оригинальным.
Девушке прислали ссылку на приложение TeamViewer. Только потом она узнала, что с помощью него мошенники получили полный доступ к ее телефону. Скачав его, со счета Наташи начали списываться деньги. Однако «сотрудница банка» заявила, что лимит списываний исчерпан и ей надо срочно ехать к ближайшему банкомату, чтобы перевести деньги на счет кредитной организации. Мошенники не остановились даже после того, как узнали, что Наташа сидит дома с больным ребенком и поехать никуда не может. В ответ на это ей просто предложили вызвать такси.
«За мной приехал автомобиль, водитель повёз нас в торговый центр. Я зашла в ТЦ, перевела через банкомат 200 тысяч на счёт, который мне назвала девушка. Тут же мне позвонил другой человек, уже из настоящего банка, сказал, что моя карта заблокирована, а если у меня есть вопросы, нужно звонить на горячую линию и в полицию. На следующий день я поехала в отделение банка, чтобы карту разблокировать. На счету были мои 13 тысяч и сверху ещё 10 тысяч от мошенников. То ли они такси мне так оплатили, то ли пожалели моего больного ребёнка», - рассказывает Наталья.
Сейчас Наталья должна вернуть банку 550 тысяч рублей. Как так получилось, что внушительный кредит был оформлен без личного участия девушки и даже без проверки ее платежеспособности - ответа никто дать не может. Альфа-банк в расторжении договора Наталье отказали. Мол, она ведь сама отдала деньги мошенникам. Никто не заставлял.
«Спасибо за деньги, Димасик»
Дмитрий работает хореографом за 6 тысяч рублей в месяц, зарплата приходит на карту Сбербанка. Он много слышал о банковских мошенниках, но, когда с узнаваемого номера 900 пришло сообщение о попытке списания денег, а следом раздался звонок из «банка», Дмитрий не усомнился, что с его счетом действительно что-то не так. Позвонившая «сотрудница» Сбербанка заверила, что ситуацию можно исправить и переключила молодого человека на своего «коллегу». Тем временем пришла еще одна смс с сообщением о попытке списания 90 тысяч рублей. Липовый банкир сообщил, что молодому человеку нужно незамедлительно найти банкомат, снять со счета все деньги и перевести их по номеру счета, который ему сообщат.
«Мне сказали, что на моей карте оказались деньги банка. Их нужно вернуть через банкомат, чтобы через камеру служба безопасности увидела, что деньги возвращаю я, а не мошенник. Я дошёл до банкомата и увидел, что у меня на счету более 220 тысяч рублей. Я их снял и перевёл по номеру карты Сбера, который мне продиктовали», - рассказывает Дмитрий.
Позже выяснилось, что мошенники оформили на Дмитрия кредит в 244 тысячи рублей. Теперь при зарплате в 6 тысяч он должен возвращать банку по 7 тысяч ежемесячно. Как и в случае с Натальей, до оформления займа никто из сотрудников кредитной организации с парнем не связывался.
После выполнения всех требований Дмитрия попросили оценить работу «службы безопасности». Электронный голос спросил, понравилось ли ему обслуживание, а затем добавил: «Спасибо за деньги, Димасик».
Вы СМС получили? Всё! Сами виноваты!
Юристы уже занимаются историями Натальи и Дмитрия, по обоим случаям направлены жалобы в Центробанк и готовятся иски о признании сделок недействительными, поскольку пострадавшие не собирались брать кредиты и заключать договоры с банками.
Правоохранителям уже удалось выяснить, что звонки поступили с Украины, а не из российских исправительных учреждений.
"Для судов банки - приоритетная сторона. Человек заведомо экономически слабая сторона, чаще суды выигрывают банки. Якобы одним нажатием в приложении человек уже заключает кредитный договор, подтверждает согласие на обработку персональных данных. Вы СМС получили? Всё — сами виноваты. Но мы будем бороться до конца", - считает Галактион Кучава.
Впрочем, есть шанс, что хотя бы в случае со Сбером дело не дойдет до суда. Сотрудники кредитной организации выразили готовность сотрудничать с экспертами ОНФ и помочь своему пострадавшему клиенту.
По словам Галактиона Кучавы такие ситуации проще предотвратить, чем доказывать свою правоту в судах. В зарубежных банках, например, существует практика создания буферных счетов, на которых кредитные деньги или онлайн переводы в обязательном порядке хранятся в течение нескольких дней. За это время человек должен самостоятельно связаться с банком, чтобы подтвердить получение займа или перевод денег. Если этого не происходит, деньги остаются на счёте отправителя или в банке, если речь шла о займе.
Антимошенник
4.1K поста33.9K подписчиков
Правила сообщества
Нежелательны:
* посты об очередном фишинговом сайте
* скриншоты фишинговых сообщений
* переписки с мошенниками
* номера телефонов мошенников
* фото фальшивых квитанций ЖКХ
* фото попрошаек и "работников СНИЛС"
* "нигерийские письма" и прочие баяны
* видео без описания
Подобные посты могут быть добавлены на усмотрение администрации сообщества.
Запрещены:
1. Нарушения базовых правил Пикабу.
2. Посты не по тематике сообщества, а также недоказанные случаи мошенничества (в случае обвинения какого-либо лица или организации).
3. Кликабельные ссылки на магазины и прочие бизнес-проекты. Если Вам нужно сослаться на подобный ресурс — вставляйте пробелы вокруг точек: pikabu . ru
4. Пошаговые, излишне подробные мошеннические схемы и инструкции к осуществлению преступной деятельности.
5. Мотивация к мошенничеству, пожелания и советы "как делать правильно".
6. Флуд, флейм и оскорбления пользователей, в т.ч. провокации спора, распространение сведений, порочащих честь и репутацию, принижающих квалификацию оппонента, переходы на личности.
Крайне нежелательно:
7. Бессодержательное, трудночитаемое и в целом некачественное оформление постов. При наличии подтверждений в комментариях, пост может быть вынесен в общую ленту.
В зависимости от степени нарушения может последовать:
А. Вынос поста в общую ленту (п.1, 2, 3, 5, 7 правил сообщества)
Б. Занесение пользователя в игнор-лист сообщества (п.6 правил сообщества, а также при систематических нарушениях остальных пунктов)
Если вы считаете что какой-либо пост нарушает правила пикабу или чьи-то права (в т.ч. является клеветой и обвинениями в мошенничестве) - призывайте
Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает@SupportCommunity и общество Пикабу.