Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Правовая лупа про незаконное обогащение

Само название блога и поста намекает на две вещи: первое, - говориться здесь будет на правовые и около политические темы; второе, шуточное - язык тут не будет официозно-академическим, а простым, в том числе для людей, не имеющим юридического образования.

Я лично простой адвокат, ранее успевший поработать следователем в МВД и Следственном комитете РФ, и имею кое-какие скромные мысли по поводу развития юриспруденции в нашей стране.

И так, начнем. Какая социально-правовая проблема, сейчас наиболее наболевшая в стране? Наверное, коррупция. Россия находится на 136 месте по уровню восприятия коррупции, проигрывая Эфиопии и едва опережая и Гондурас. У меня есть собственные предложения по борьбе со взяточничеством, тем более, что ни в концепциях правоохранительных органах, ни в программах всех парламентских и непарламентских партий нет никах комплексных мер по борьбе с этим явлением (серьезно, там только за все хорошие, против всего плохого, полюбопытствуйте в интернете сами).

Правовых предложений всего три, есть куча организационных, политических, экономических и т.п., но об этом пока не будем. А сейчас обсудим, всего три изменения в нормативные акты, которые запустят механизм самоочищения государственного бюрократического аппарата.

Первое, признание незаконного обогащения как самостоятельного уголовного преступления для государственных служащих и депутатов. Что это значит на практике? А то, что, если крупный чиновник не может доказать законное происхождение своих счетов, машин и особняков он подвергается уголовной ответственности. Это должно распространяться также на родственников и сожителей чиновника или выборного лица. Причем, такое имущество не обязательно должно находится в собственности вышеперечисленных лиц, оно может быть и в их законном владении.

То есть если чиновник с немаленьким таким окладом в 100 000 рублей постоянно пользуется автомобилем «Мерседес» стоимостью 1 000 000 евро, зарегистрированным на его лучшего друга и однокурсника – тогда пусть либо друг доказывает законность происхождения денег на свое авто, либо чиновник отправляется подымать народное хозяйство в условиях крайнего Севера.

Разумеется, невозможно будет проверить всех бюрократов страны, с их родственниками и бизнес партнерами родственников (как известно лучшие бизнесвумен – это жены крупных чиновников). Но, этого и не надо. Рыба, как известно, гниет с головы. Достаточно 1-2 тысяч высших госслужащих с их замами – министров, глав департаментов, генералов нескольких силовых ведомств, а также избранных лиц - губернаторов, мэров крупных городов, депутатов Федерального Собрания и парламентов субъектов. На это, ресурсов кого-либо антикоррупционного отдела ФСБ вполне должно хватить.

Конечно, взяточники могут придумать тысячу и одну схему ухода от ответственности за незаконное обогащение. Ну и пусть напрягаются, чтобы жизнь медом не казалась, по крайне мере это ограничит их показное, демонстративно-роскошное потребление.

Следует, отметить, что ответственность за незаконное обогащение связана с принципом объективного вменения, т.е. «презумпции виновности», когда обвиняемый обязан доказывать свою невиновность, так как правоохранительные органы не могут достоверно уставить коррупционный источник доходов чиновника, а подозревают его по факту, объективно.

На настоящий момент это противоречит ч. 2 и 3 ст. 49 Конституции РФ:

- 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

- 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

И ч. 2 ст. 5 УК РФ. Принцип вины:

- 2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

В этом нет неустранимого препятствия, так как вся страна в 2020 году убедилась, что любые изменения в любой закон, даже в Конституцию можно внести, было бы желание. И в этом нет опасности для всех граждан, так как презумпция виновности будет распространяться только на определенный круг лиц, которые сами, добровольно пошли на это. Для чего, при занятии определенных должностей, лицо должно давать добровольную расписку о своем согласии с объективным вменением незаконного обогащения при крупном несоответствии его доходов с расходами и пользуемым имуществом. Если несогласен и тебе есть что скрывать – пожалуйста, уходи в коммерцию, - скатертью дорога.

Уголовное наказание за незаконное обогащение не является чем-то уникальным, оно есть во многих странах мира, таких как Гонконг, (который был одной из самых коррумпированых стран на планете, но сейчас с этим покончено), Бельгия, и постсоветская Литва. Не незаконное обогащение, но схожие нормы для чиновников имеет Франция. Кроме того, мера незаконного обогащения предусмотрена статья 20 Конвенции ООН «О борьбе с коррупцией», которую Россия конечно же не ратифицировала.

Вот собственно первая из трех уголовно-правовых мер, о которых хотелось рассказать. Следующие меры – в следующих постах.

Для объективности приведу критику данной позиции: со стороны Михаила Абызова, бывшего министра РФ по вопросам Открытого правительства: «Дело не в ратификации какого-то отдельно взятого документа или статьи, а в качественной работе государственного аппарата по противодействию коррупции, развитии эффективных форм общественного контроля, общественной нетерпимости к проявлениям коррупции. Важно системно, ежедневно и на всех уровнях противодействовать коррупции, но в рамках основ национального законодательства. А применение противоречащих Конституции механизмов приведет только к правовому беспределу, правовой вакханалии». (масло масленое, не так ли?)

Справка: Михаил Анатольевич Абызов – российский государственный деятель, предприниматель. В марте 2019 года арестован судом в России по обвинению в хищении и выводе за рубеж 4 млрд рублей. Содержится в СИЗО «Лефортово».

При необходимости адвокатской помощи связывайтесь kapshuk.kirill@gmail.com