Права инвалидов или театр абсурда

Прежде, чем перейти собственно к рассказу, нужно немного рассказать о маршрутках во Владивостоке, т.к. "поведение" этого вида транспорта у нас немного отличается от того, что происходит в Европейской России.

Во-первых, линии, на которых работают маршрутки (частные), достаточно короткие, с десяток остановок. Такого, как, например, в Брянске, где маршрутка идет в прямом смысле слова через весь город с Бежицы на Ходаринку, у нас нет. На длинных маршрутах ходят либо большие автобусы, либо муниципальные "Фольксвагены", в которых имеются стоячие места.


Во-вторых, под нажимом предыдущего мэра (которого сейчас в этом еще и обвиняют прокуроры) Пушкарева все частные АТП обновили микроавтобусы почти на 100%. Есть совсем маленькие "Газели" на 12 пассажиров, есть "Луидоры" и "Форды Спринтеры" на те же 12 мест, но с предусмотренными стоячими местами, есть  большие "Нексты" на 22 места . Есть и и корейские "Хёндэ Каунти".


В-третьих, у нас не надо маршрутки "ловить". Если в салоне есть выходящие пассажиры или свободные места, водитель ОБЯЗАН остановиться. Если ни мест, ни выходящих нет, а по техпаспорту в маршрутке стоячих мест не предусмотрено, то остановку он ОБЯЗАН проехать без остановки. ГАИ и Управление транспорта за этим довольно трепетно следят, ибо можно поживиться штрафами с АТП в случае жалобы либо поимки "с поличным".


В-четвертых (и это будет несколько противоречить предыдущему пункту, но гармонировать с первым) маршрутки не отъезжают с конечных остановок, пока не будут заняты все сидячие места. Если салон не полон, то будет стоять 10-15 минут, и только тогда поедет уже вне зависимости от числа пассажиров, потому что по истечении этого времени пассажиры в салоне начинают скандалить и звонить жаловаться. А это штраф. Соответственно, маршрутка, в которой все места на конечной заполнились,  будет ехать без остановок, пока кто-нибудь из пассажиров не выйддет.


Вышесказанное важно для понимания. Традиционных для Евророссии микромаршруток "с жопами" у нас практически не бывает. Разве что после снегопада или в особо сильные "пробки", когда маршрутки не было очень давно.


А еще, согласно стандарту, у нас в маршрутках, даже самых маленьких, предусмотрены места для инвалидов. Зачем - не понятно. Чтобы уже сидящий пассажир уступил место инвалиду - он должен выйти из маршрутки и ждать следующую, ибо стоять в низкопотолочной машине он не имеет права. Может и на штраф вместе с водителем нарваться. А ездить с четвертью вечно пустых мест на случай, если вдруг зайдет инвалид, никто в трезвом уме не будет, ибо инвалиды в маршрутки заходят крайне редко. Им просто не удобно. Особенно в маленьких.


На днях со мной приключилась совершенно фантастическая история. Так получилось, что на работу я добираюсь на маршрутке, другие автобусы туда не ходят. Маршрут короткий, полдесятка остановок, но "собирает" по пути пару медучреждений, а именно - краевую стоматологию и психдиспансер.


Так вот. Утро. Я захожу в маршрутку на конечной.  Передо мной зашла женщина, и мы заняли последние свободные на тот момент места - у двери, спиной к водителю. Маршрутка - не высокая, типа 'Некста' или 'Луидора', а обычная крошечная 'Газель' на 12 сидящих пассажиров, стоячих мест нет. Едем.


На следующей остановке маршрутка начала тормозить. Пассажиры сказали водителю, что останавливаться не нужно, потому что никто не выходит, а свободных мест нет. Однако он остановился и взял двух пассажиров стоя. Само по себе нарушение. Держаться не за что, "стоящие" пассажиры в случае неудачного маневра могут упасть на сидящих, покалечиться самим и покалечить тех, на кого упали. НО!


Но эти "подобранные" пассажиры вдобавок были инвалидами с тростями. И дальше начался цирк. Одну остановку они картинно охали и ахали, "падали" на других пассажиров, 'случайно' задевали их тростями по ногам. Делалось это все нарочито мученически, поскольку ехали в гору и достаточно медленно, так заваливаться не было абсолютно никаких предпосылок.  Увидев, что никто на это поведение не реагирует, вошедшие  прямым текстом потребовали у уже ехавших пассажиров  уступить им место. Естественно, все отказались, справедливо заметив, что мало того, что в этой маршрутке невозможно стоять, так еще и не за что держаться, и если они, видя, что мест нет, в нее поднялись, чтобы ехать, согнувшись пополам, то другие такого согласия не давали.


На это "уважаемые" инвалиды заявили, что ничего не знают, имеют право на места в маршрутке, а если мы не хотим стоять, то можем выйти и подождать следующую маршрутку, ибо молодые и здоровые, можем и на остановочке постоять. Они, мол, нас силой не держат. То есть, они влезли в уже переполненную маршрутку, зная, что в ней стоять нельзя и никто не встанет, а люди, уже проехавшие полдороги, должны выйти, лишь бы их они "приземлились"! И еще заплатить за проезд, ибо проехали же пару остановок! Кто 'молодым и здоровым' в таком случае должен компенсировать двойную оплату проезда и опоздание на работу, так как следующие маршрутки ввиду утреннего часа пик наверняка пойдут переполненные, и ждать придется долго, ответить 'герои' затруднились. Лично я специально каждое утро делаю крюк до конечной остановки, потому что знаю, что на середине пути в это время  могу ждать маршрутку со свободными местами  достаточно долго. Что мешало товарищам инвалидам  сделать то же самое и спокойно занять места на конечной - непонятно, водители по поводу оплаты проезда стариками у нас не лютуют, одну остановку до конечной могли и подбросить бесплатно. Если, конечно, по-человечески попросить. Однако же они предпочли не поступить по-человечески, а устроить скандал и спектакль с выгоном людей, едущих на работу, из транспорта. Кстати, забыла уточнить: на месте для инвалидов была вовсе даже не я, а люди, сидевшие лицом по ходу движения. Но я и женщина, зашедшая передо мной, оказались в маршрутке самыми молодыми, а посему, по мнению скандалистов, самыми "недостойными" продолжить свой путь.


Я  впервые не сдержалась и прямым текстом послала людей. Потом водителя. Потом позвонила и передала привет его руководству. Передаю привет и нормам, обязывающим в маршрутках на 12 человек выделять 'места для инвалидов', которые потом, апеллируя их наличием, выгоняют людей из транспорта на полдороги, потому что уступить им эти места можно только таким образом .


В общем, в этой истории все прекрасно. Я все понимаю и всегда считала себя человеком лояльным и терпимым. Но по-моему, жалость и сочувствие общества к "особенным" людям приняли чудовищно гипертрофированные формы, которые уже превращают в театр абсурда жизнь людей, которым повезло родиться и жить обычными, без каких-либо "особенностей".