«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали

Брюллову пришло в голову нарисовать такой необычный сюжет после посещения раскопок Помпеи (неожиданно, согласен).


Для Брюллова это был еще и личный вызов – итальянские художники считали его незначительным автором небольших сюжетных картин («маленький русский пишет маленькие картины»). Ну что ж, свою долю успеха и уважения он получил сполна – толпы людей в Риме, сверхпопулярная выставка в Милане, большая золотая медаль Парижского салона, признание в России и вишенка на торте - прозвище «Великий Карл».


Карл Брюллов – «Последний день Помпеи», 1833

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

На создание картины ушло целых 6 лет, с 1827 до 1833. Однако непосредственно написание картины заняло 11 месяцев, остальное время художник готовил эскизы и дорабатывал идеи.

Картина поражает масштабом. Даже просто своей величиной – 4,56 на 6,51 метра, это вам не шутки, а очень даже уютная студия))


Полотно уникально для того времени – Брюллов использует черты, характерные и для классицизма, и для романтизма. Сюжет из античности и рельефные тела – это явный классицизм. Но на фоне катастрофы мы видим личные истории жителей, большое количество живых и волнующих цветов, обилие эмоций героев картины – это явный романтизм. Брюллов ярко продемонстрировал очевидный переход живописи в новый век, но при этом он уважает традиции.


Вся хаотичная на первый взгляд композиция строится в лучших традициях классицизма - отдельные эпизоды по треугольникам. Можете отследить группы героев и мысленно провести линии вокруг них - получится именно эти геометрические фигуры)


Брюллов лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.


Мать успокаивает своих дочерей. Еще одна маленькая деталь от художника: во время извержения многие птицы умирали прямо на лету. Как, например, щегол на картине, он в правой части:
«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

На одной из улиц было найдено колесо от повозки и драгоценности вокруг. Так в сюжете художника появился эпизод гибели богатой помпеянки. В центре картины лежит полуобнаженная молодая женщина, которую пытается привести в чувство ребенок (символ падения старого мира и зарождения нового) – это противопоставление жизни и смерти в лучших традициях романтизма.


Тут у нас колесо колесницы, из которой выпала богатая аристократка, разбросанное золото и бедный ребенок:

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

На картине изображены языческий священник (в белом, несет свои золотые атрибуты культа) и христианский (слева в красном). В этом есть некоторое противопоставление – языческий мужичок бежит и старается спасти свое богатство, когда как христианин спокойно смотрит в лицо трагедии. Правда тут художник допустил неточность - нательных крестиков в 79 году н.э. еще не существовало))


Противопоставление христианского и языческого священников явно не в пользу последнего:

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

На полотно попал и один из известных очевидцев катастрофы - Плиний, который подробно описал события того дня историку Тациту. И, хотя наш везучий паренек на самом деле находился на безопасном расстоянии во время извержения Везувия, Брюллов для драматичного эффекта поставил его в эпицентр событий. На картине описывается известный эпизод - мать Плиния просит бросить ее, так как она обуза и с ней он не сможет убежать от кары природы.

Сын не согласен и старается силой и словами уговорить ее продолжить бежать с ним.


Слева от них другие сынки несут своего батю подальше от лавы и разрушений. И обратите внимание на интересный контраст: мощный и жилистый воин сопоставляется юному и нежному юноше.


Справа от двух семей происходит уже совсем драма - новоиспеченный муж держит свою умершую жену. О недавнем бракосочетании говорит свадебный венок на голове погибшей девушки.


Две семьи и неудавшаяся новая семья:

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

Еще одна интересная группа персонажей у нас в левой части картины.

Одни персонажи поняли, что здание рушится и хотят поскорее его покинуть. Но на пути они сталкиваются с другими чуваками - они видят невозможность выжить на улице и бегут спасаться в здание.


Самый забавный персонаж тут - корыстный мужик, собирающий монетки. Даже в момент глобальной катастрофы он гонится за наживой.


Автор картины не мог так просто оставаться в стороне от своего детища. Художник с ящиком красок на голове - автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.


Столпотворение у входа, подбирание монет и голова художника под ящиком с красками:

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

Еще небольшая деталька - вы заметили, как многие девушки похожи друг на друга? Все дело не в плохой фантазии автора, так он изображал свою любовь и музу, Юлию Самойлову.


Вместе с Юлией художник бродил по разрушенным Помпеям, их роман длился 16 лет с перерывами, в перерывы они обычно женились на ком-нибудь и разводились. На картине можно насчитать целых четыре Юли:

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

Брюллов очень круто играет с цветом. По сути, всю картину освещают только молнии и вулканическая лава. И это задает драматичный тон событиям. Помимо этого, удачное решение с освещением картины дает ей движения и даже некоторую скульптурность.


Безусловно, разрушения и изображение стихии театральны. Однако многие вулканологи отмечают достоверность событий на картине и дают землетрясению 8 баллов по мощности.


Разрушения на заднем плане картины:

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

Картина получала хвалебные отзывы от многих известных людей того времени: Иванов (автор «Явление Христа народу»), Гоголь, Лермонтов, Вальтер Скотт и другие поражались шедевру Брюллова.


А Пушкин даже посвятил стихотворение картине и изобразил в своем черновике один драматический момент (да, сегодня у нас тут одна драма). В Санкт-Петербурге показывали картину всем желающим, но младший брат Брюллова был при смерти и не мог сам сгонять посмотреть. Тогда его друзья отнесли к картине, чтобы он мог оценить работу своего брата.


Черновик Александра Пушкина с рисунком:

«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали Живопись, Искусство, Картина, Карл Брюллов, Помпеи, Картина маслом, Последний день Помпеи, Художник, Катастрофа, Извержение, Александр Сергеевич Пушкин, Разбор, Длиннопост

Ну и закончу пост словами великого классика:


Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.


Возможно есть еще детали и отсылки, о которых я мог не упомянуть, но после Пушкина говорить много некрасиво. Поэтому с радостью обсужу их в комментариях))


Посмотреть другие истории из мира живописи можно в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo

А если не любите телегу, то вот ссылка в инстаграмм: https://www.instagram.com/picturebymaslo

Добра!