Покупки и продажи на маркетплейсах

Ну прям очень много букв.


Давно надо это было все написать, времени не было. Сам владелец сети магазинов, на Ozon представляем почти десяток брендов официально и более 2,5 лет, на Яндексе более года, с ВБ не пошло, СберМегаМаркет, где-то ещё на самом старте и есть даже у СДЕК свой Маркет, о котором даже сотрудники логистики не знают, но сейчас хочу написать все нюансы и для покупателей и для будущих продавцов, так как часто отвечал на различные вопросы в комментариях.


OZON (Сторона покупателей):


Самая строгая площадка для продавцов, на третий год работы маркетплейса, Ozon действительно стал требовать много документов, постоянные проверки, жалобы от правообладателей и все остальное. Как покупателю, это даёт гарантию, что процент купить условный «кусок говна» будет куда ниже, чем на ВБ, где постоянно жалуются знакомые, что присылают камни в пакетах, вместо оригинально iPhone, в упаковочной коробке оказалась металическая пластина и многое другое.


Цены: если замечали, цены на Ozon дороже. И если вы нашли чехол на ВБ, который стоит 100, а на Ozon 300, то собственно рассказываю механику установки цены: 100 отправляется сразу же в логистику, если продажа идёт со склада продавца, дальше мы берём 15% за комиссию продажи в нужной категории. 145 рублей получит Ozon, чехол к примеру стоит тоже 100 и продавцу остаётся 55 рублей за чехол, если его ещё конечно не вернут.


Акции: Ozon ввёл механику, что бы хитрожопые продавцы не загибали цену перед большими распродажами, чёрными пятницами и чистыми четвергами. Продаётся велосипед за 9900, цена якобы до скидки 11000 и тут продавец, перед чёрной пятницей решил докрутить ценник до 13990 и цена до скидки 15990, передаёт привет всем дебилам, которые на Ozon устраивают распродажи в 99%, и ставят скидку 100500. Собственно о самой механики, перед условной распродажей, Ozon сделает скидку именно с первой цены, а не со второй и продавцу придётся из-за своей жадности делать скидку ещё больше. Так что, в 70% случаев, когда идут «грандиозные» скидки на Ozon, вы действительно покупайте товар со скидкой.


Логистика: на прошлой неделе Ozon уволила много частных водителей и курьеров, которые с ИП или самозанятые катались и возили вам пакетики. Это написал для тех, кто переживал за подъемом цен и то, что доставка переносилась на пару дней, надеюсь вам все пришло. В остальном сравнивать не буду, за годы сотрудничества, их логистика потеряла наших, ну 3-5 заказов, это крайне мало. Да и сам сколько заказывал, проблем не было.


Продавцы: здесь я тоже комментировал данные случае. Люди жаловались, что приходили подделки, хрень, жопа единорога. В зачастую, люди просто не читают описание продукта, а закидывают в корзину и заказывают. На личном опыте: имеются беспроводные наушники, фирменная упаковка, пломбы с двух сторон, что никто из не вскрывал, и вот приходят такие наушники, инструкция на русском летит в сторону, упаковка мнётся. И вставив в уши заветные наушники, они не подключаются к телефону. И вот проходит минут 15, гневный покупатель уже пишет отзыв, идёт в ПВЗ и сдаёт наушники, потому что они не работают. Опять же, повторюсь, десятки реальных примеров. Просто люди, не могу снять защитные клеммы, маленькие прозрачные наклейки на контактах, что бы наушники подключились в кейсу и собственно включились. Таких возвратов было около сотни. За отзывами слежу сам и порой хочется ответить матом, но увы.


Ушёл от темы. Писал про внимательность. Старайтесь заказывать или у Ozon, или у продавцов, которые если и продают товар, особенно электронику, что бы был значок: «подтверждённый продавец брендов», поддельные Ozon Документы не пропускает, все проверятся через РосРесстр, с сертификатами дела обстоят так же. Так вы будете более уверенны; что закажите официальный продукт.


Возвраты: ну тут уж особо и писать нечего. 30 дней без премиум и 60 с премиум, возвращают вообще все, на ПВЗ (а сейчас в основном это все ИП), вообще насрать, что вы там завернули в упаковку, принесли, сделали возврат, получили деньги.


Пример, который всегда вспоминаю с юмором. Есть партнеры, которые торгуют только перед Новым годом, елки, украшения и все прочие забавы. Так вот после 10-12 января, 60-70% возвратов с глупыми комментариями, или цвет не подошёл, размер другой прислали и все прочее. Тут подробнее писать не буду, все мысль думаю уловят.


OZON (Сторона продавцов).


Комиссии: За 2,5 года выросли ой как. Если брать весь рынок, где вы можете выставлять свой товар, то Ozon это прям ну очень дорогой. Если есть своё производство, так ещё и неповторимый товар, то эта площадка для тебя. Если ты решил просто заниматься перепродажей, через большое количество таких же рук, то это плохая идея. В самом начале, когда продавцов было 10-30, то это была монополия, все были в своих сферах и со своими ценами. Комиссия вместе с логистикой тогда забирала всего лишь 10-11%, хорошие были времена.


Что же дальше? В январе 2021 года Ozon рассказываем о новых выгодных комиссиях, логистику разделили, добавили последнюю милю и сейчас будет ещё выгоднее, снизили так же комиссии на категории товаров. В основном это было с 10% до 5%, радости не было пределов, пока по новой схеме не отработали первый месяц и увидели, что отдали Ozon почти 40% выручки! Следовательно это были первые повышения цен, после таких обновлённых «выгодных» изменений.


Весной, спустя 1,5 года сделали ежедневные выплаты. Да, раньше (и сейчас) 15 и 25 числа. С ежедневных выплат брали 0,75% от суммы, собственно когда оборот увеличивается и деньги на закупку товара уже нужны каждый день, то это оптимальный вариант. В свете последних событий, поднятия ключевой ставки и другого ужаса, Ozon решил поднять комиссию с выплаты на каждый день до 3,95%, обосновать это они не смогли, так как это обычный перевод контрагенту, (а Ozon всегда заявлял, что комиссия составляет 0,75%), то сейчас якобы банки подняли это дело, хотя постоянно отправляю и принимаю суммы и нет там таких конских процентов.


Так что лучше продавать со склада FBO, с возвратами там уже будут споры и этим будут заниматься сотрудники Ozon, до июня 2022 года размещение бесплатное.


Индекс цен: вот эту хрень неведомую ввели почти год назад, собственно повторюсь, если ты производитель, собственный бренд, то этот пункт можно пропустить.


Ozon считается всем продавцам, по какой цене они продают товар, смотрят на другие площадки и ругают тебя, бьют палками. Вот собственно один пример для всей этой схемы и читать меня поймёт о несуразности этого изобретения: на Ozon вы продаёте ведро за 490 рублей, сюда вы включили цену закупочную ведра: 200 рублей, логистика 100, не забываем комиссию, пусть будет 10, так как точно не знаю и 5% погоды не сделают. И того получаем 349 рублей затрат и 141 рублей заработанных. Но тут врывается Ozon со своим индексом цен и говорит: «Смотри, бестолочь. На Яндексе такое ведро продают за 240 рублей! Или понижай цену или мы лишим тебя Premium (об этом чуть позже). Ozon в этот момент смотрит только на цену, но в зачастую на Яндексе к примеру, есть платный курьера, некоторый товар и в ПВЗ стоит 49 рублей, про СберМегаМаркет вообще молчу, у них это ведро может стоить 240 рублей + доставка 399 рублей до ПВЗ. И на это Ozon не обращает никакого внимания, им важна цена. И тут ты либо понижаешь цену, и уходишь уже в минус или споришь с тех. поддержкой, которая докажет, что ты бестолочь и будет повышать тот самый индекс. Ozon не обращает внимание, что на других площадках на много меньше комиссия, ведь и ты бы продавал дешевле, если бы не отдавал столько. По этому это самая сырая функция на данной площадке, жалоб очень много, но они даже внимание не обращают.


Возвраты: выше для покупателей писал, что они могут принести совсем другой товар и никто его даже проверять не будет. Тут частая проблема. Совет один, продаёте что-то дорогое, технику - записывайте на камеру упаковку, этикетку и как отгружаете. И тогда к вам вообще никаких вопросов не будет, если логистика что-то потеряет, клиент подменит. Покупателей адекватных и хороших много, но все же индивидуумы находятся абсолютно везде.


Premium-программа: не совсем конечно раскрученная функция, но вы можете продвигать товар, да счёт того, что пользователи с Premium подпиской будут получать за каждую покупку бонусы Ozon (да, да, 50% накидывайте вы и остальное Ozon). Так что, даже да Premium приходится платить. Больше полезных функций у неё пока нет, а вот что бы каждые две недели его сохранить, к сожалению нужно на уровне сохранять индекс цен, процент доставки вовремя (зависит от логистики Ozon, а не от тебя), процент отмен.


Рассрочка: да, многие пользователи покупают в рассрочку на 3-6 месяц без процентов, собственно почему бы и нет? Только раньше 6% отдавал за такую раскрутку продавец, а сейчас уже почти 12%.

Ещё один фактор, который будет влиять на вашу будущую цену.


И правда слишком много получилось. За другие площадки напишу другой раз, если это будет здесь нужно. Писал с телефона, возможны ляпы, да и собственно не писатель я.


Будут вопросы о площадке, пишите. С самого начала с ними. В 2021 году стал партнером года.

И просьба или предостережение для начинающих, не покупайте никаких курсов, все это инфоцыгане. Ни один здравый бизнесмен не будет делиться с вами информацией, на которой он сам правда зарабатывает деньги. У меня же тут аналитика, никаких коммерческих тайн раскрывать тут не собираюсь.


Всем хороших продаж и отличных покупок, по нормальным ценам.