79

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

Начиная с времён Древнего Египта и Греции и до примерно до XVI века основой флота средиземноморских держав являлись галеры — длинные и узкие суда с широкой надводной надстройкой для гребцов, несущие также парусное вооружение, но в качестве основного движителя использующие вёсла. Существовало большое разнообразие галер — начиная от небольших 30-вёсельных до огромных Galera grossa di Mercato (больших торговых галер), имевших сотни гребцов и перевозивших тонны грузов. Эти корабли использовались как в гражданских, так и в военных целях, хотя и имели ряд недостатков — относительно небольшую вместимость (из-за узкого корпуса), малый запас хода и низкую автономность (большое количество людей на борту требовало огромных запасов провизии и пресной воды). Также галеры обладали невысокой мореходностью из-за низкого борта (на них не выходили в море при высокой волне). Однако галеры не спешили сдавать свои позиции в эпоху появления и совершенствования парусников («круглых кораблей», как их тогда называли). По мере распространения пороха боевые галеры вооружали пушками, однако преимущественно лёгкими и в небольших количествах (всё из-за тех же недостаточной грузоподъёмности и стеснённости), в то время как парусники могли нести большее количество пушек, включая тяжёлые. Каждый из этих типов кораблей занимал определённые ниши и применялся для своих задач, пока на арену не вышел новый игрок.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

В 1571 году в разгар Турецко-Веницианской войны Священная лига католических государств спешно наращивала свой флот, дабы противопоставить его непобедимому доселе флоту Османской империи, которая стремилась заполучить остров Кипр и другие территории. Всего было собрано около 300 кораблей — поразительная по тем временам цифра, но венецианцы, лучшие корабелы того времени, привнесли в общую копилку не только количество, но и качество. Из стоящих на стапелях готовых корпусов гигантских торговых «галер-бастардов» они оборудовали шесть принципиально новых больших боевых кораблей с хорошей мореходностью и могучим пушечным вооружением — галеасов.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

Название происходит от итальянского слова Galeazza - большая галера, «галерища». Первые упоминания этого термина относятся ещё к XII веку, но тогда под ним подразумевали просто галеру крупнее обычной. Однако венецианские галеасы существенно отличались от галер и являли собой новый тип судов. Они были шире галер, но уже парусников, имели высокие борта, что улучшало мореходность и затрудняло абордаж. Эти корабли имели длину до 47 метров при ширине в 8 метров, высота борта доходила до 3.2 метров. Они имели три мачты с тремя латинскими (косыми) парусами, две артиллерийские надстройки в виде башен с тяжёлыми пушками, которые располагались на носу и корме (форкастель и архекастель), обеспечивая круговой обстрел. Помимо этого, имелись бортовые батареи лёгких орудий на верхней палубе и некоторое количество фальконетов (малокалиберных пушек, устанавливаемых в специальных «вилках» и используемых при абордаже). На носу корабля располагался надводный таран - шпирон, служивший для сцепления с кораблём противника при абордаже, а не для потопления его. Экипаж галеаса состоял из капитана, двух лоцманов, четырёх офицеров, боцмана с помощником, священника, 62 матросов и рулевых, 268 гребцов, 254 солдат и бомбардиров — всего 594 человека.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

Первые шесть венецианских галеасов пошли в бой в битве при Лепанто 7 октября 1571 года — одном из крупнейших морских сражений тех времён. Великаны шли парами, возглавляя три группы флота Священной лиги - правый фланг, левый фланг и центр. Мощный круговой обстрел новых судов оказался настолько эффективен, что за время битвы ни одной турецкой галере не удалось взять галеас на абордаж. При этом каждый галеас связывал боем сразу несколько галер противника. Такой успех убедительно доказал эффективность парусно-гребного судна с высоким бортом и тяжёлым вооружением.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

Закономерно, что венецианские корабелы продолжили строить галеасы, которые со временем становились крупнее, тяжелее и опаснее. Их длина достигала 70-80 метров, хотя ширина не превышала девяти. Экипаж возрос до 800, 1200 и даже 1500 человек (к примеру, крупный 50-пушечный испанский галеас «Жирона», разбившийся у берегов Шотландии в 1588 году, имел на борту более 1300 человек команды и десанта. Спаслось лишь девять). Вооружение галеасов достигало 70 пушек (от мощных куршейных, установленных продольно в носу, до лёгких фальшбортных фальконетов). Самые тяжёлые орудия по прежнему располагались в носовой (иногда более 10 пушек) и кормовой (до восьми) надстройках, прочие — на батарейной палубе, причём последняя могла располагаться как над, так и под палубой для гребцов. В первом случае на неё могли устанавливаться лишь лёгкие орудия, во втором же — более низкое расположение палубы позволяло ставить на ней и тяжёлые орудия без опасения опрокидывания корабля, однако при стрельбе требовалась слаженная работа гребцов, которые перед залпом должны были одновременно поднять все вёсла.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

В битве при Лепанто новые корабли впечатлили и союзников, и противников венецианцев. Турки постарались как можно скорее скопировать новинку — правда, поначалу без особого успеха: первые построенные ими «мавны» (maunè — изначально торговая галера; венецианские галеасы турки тоже называли «мавнами») представляли собой скорее просто большие галеры с более многочисленным артиллерийским вооружением, и существенно уступали оригиналам по мореходности и боевой ценности. Впоследствии турки стали строить улучшенные варианты «мавн», однако широкого распространения они не получили, со временем уступив пальму первенства чистым парусникам с мощным артиллерийским вооружением.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

У союзников дела с введением в строй галеасов пошли заметно лучше, так как выдающиеся венецианские корабелы поделились с ними некоторыми своими «ноу-хау». Первым добилось хороших результатов с новыми кораблями другое итальянское государство - герцогство Тосканское. Галеасы успешно строились и использовались Англией (где, правда, их упорно называли галерами). Известно, что в конце 1580-х годов Лондон охраняли два таких корабля. Особо преуспели в создании галеасов для своего флота испанцы (не без помощи тех же венецианцев, во множестве служивших в те годы во флоте Габсбургов). Они применяли галеасы не только в Средиземном море, но и в Атлантике. Испанские галеасы, в отличие от итальянских, несли не латинское, а смешанное парусное вооружение с прямыми парусами на фок- и грот-мачтах, более соответствующее условиям плавания вдоль океанского побережья. В состав Непобедимой Армады 1588 года входило четыре таких галеаса, оценки боевого применения которых, впрочем, не дошли до наших дней.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

Несмотря на универсальность и независимость от ветра, галеасов никогда не строили много. Это объясняется их спецификой и узким применением. Они могли развивать на тихой воде хорошую скорость, вполне сопоставимую с обычной галерой, но оказались сравнительно тяжёлыми и неповоротливыми, что мешало им успешно вести маневренный бой на манер галер. При этом нижняя, самая прочная палуба зачастую была занята не орудиями, а гребцами, так что и по огневой мощи галеас заведомо уступал равному по размеру паруснику. Наконец, плавание на галеасах, несмотря на улучшенную относительно галеры мореходность, никогда не было полностью безопасно даже в Средиземном море, не говоря уже об океанских водах. В результате использование галеаса было целесообразно лишь в крупных морских сражениях при тихой погоде, в которых они играли роль плавучих крепостей. В Атлантике основной задачей галеасов были охрана портов и береговая оборона — соединяя независимость от ветра галеры с вооружением мощного пушечного корабля, они могли в любой момент, вне зависимости от направления ветра, выйти из гавани и перехватить неприятеля. Кроме того, галеасы были удобны для перевозки войск и проведения десантных операций. Вероятно, именно из-за последнего их, как и галеры, продолжали строить ещё в XVII, а по некоторым данным — даже и в начале XVIII века, когда хорошо вооружённые парусники уже давно доказали своё превосходство в морском бою. Поздние галеасы практически полностью избавились от своего «галерного наследия» и были во всём подобны парусным кораблям, кроме того, что вместо нижней батарейной палубы имели банки гребцов, что лишало их значительной части огневой мощи, но взамен давало свободу от ветра и возможность совершать сложные манёвры в ограниченном пространстве. Последние галеасы были выведены из списка военных флотов в 1715 - 1720 годах. Торговая их разновидность просуществовала дольше и продолжала использоваться на протяжении XVIII века.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

Очевидно, галеас оставался эффективным типом военного корабля лишь в очень короткий промежуток времени — после введения на кораблях тяжёлой артиллерии, но до появления первых специализированных парусных артиллерийских кораблей, которым он заведомо проигрывал по огневой мощи. При этом галеас требовал огромного экипажа, так как на нём должно было одновременно находиться как большое количество гребцов, так и множество матросов для работы с гигантскими парусами. Мореходность галеасов была улучшена относительно галеры, но в открытом океане, куда в эпоху Великих Географических открытий всё больше переносилось морское противостояние великих держав, они, как и вообще любые парусно-гребные корабли, были более чем бесполезны. Будучи ценным приобретением для средиземноморских держав, основными противниками которых широко использовались галеры, особого распространения за пределами этого специфического театра военных действий галеас так и не получил. Уже в эпоху развитого парусного флота в средиземноморских флотах существовали также достаточно крупные гребные галеоны и лёгкие гребные фрегаты, не имевшие отдельных гребных палуб. Банки гребцов располагались непосредственно на орудийных палубах между орудиями, и вёсла являлись вспомогательным движителем, помогавшем при маневрировании или при слабом ветре. Эти корабли эффективно использовались для борьбы с пиратами.

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

Представлена модель испанского галеаса начала XVII века без привязки к конкретному историческому кораблю. Трёхмачтовый галеас со смешанным парусным вооружением и 15 парами вёсел на нижней палубе. Несёт 24 пушки и 8 фальконетов. Модель французской фирмы Heller в перепаке «Звезды», масштаб 1:200. Производитель ошибочно назвал корабль галеоном, оттого и неверная надпись на подставке.


Мини-обзор набора и пошаговый отчёт о сборке представлены в этом посте: Испанский галеас XVII в. "Звезда" (Heller), 1/200. Заметки по сборке

И вот ещё немного фото:

Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост
Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост
Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост
Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост
Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост
Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост
Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост
Под парусом и на вёслах. Испанский галеас XVII века Стендовый моделизм, Сборная модель, Судомоделизм, Корабль, Парусник, История, Испания, Хобби, Длиннопост

(На фото): Рядом с пиратским бригом "Чёрный сокол" в масштабе 1/120 - первой моей сходной работой. Вот статья.


Спасибо за внимание и хорошего времени суток!

Стендовый моделизм

5.6K постов10K подписчиков

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).