Под капотом фильма «Белое солнце пустыни». Who is Верещагин и Настасья?

Фильм, отложившийся в культурную память, по всей видимости, имеет некоторые архетипические «крючки», по которым можно изучать и драматургию, и режиссуру. Даже если предполагать случайность такого успеха, изучать с точки зрения — а как это сработало? Где эти крючки, за что в нас, зрителях, они цепляют.
Поэтому продолжим копаться под капотом фильма.
(Начало - здесь: Под капотом фильма «Белое солнце пустыни»)

Под капотом фильма «Белое солнце пустыни». Who is Верещагин и Настасья? Таможенник Верещагин, Белое солнце пустыни, Режиссура, Секреты кино, Videotrain, Мотыль, Павел Луспекаев, Длиннопост


Вот, например, фигура Верещагина.
Несколько лет назад беседовал с Валерием Петровичем Костриным, художником-постановщиком фильма "Белое солнце пустыни" (далее - БСП). И он упомянул вот такую историю со съёмок.

______________

Первая репетиция эпизода, Сухов во всей экипировке заходит в дом Верещагина на счет пулемета.

- Владимир Яковлевич, русский человек не сможет не снять фуражку, придя в дом, - говорит Бэлла художник Семеновна Маневич, она работала на первой части съемок фильма.

- Сухов – революционер, а Верещагин – представитель хоть и бывшей, но царской власти. Поэтому он не будет снимать перед ним фуражку, - сказал Мотыль.

_____________

Видно - Мотыль тщательно подходил к деталям и, если внимательно приглядеться, в построении взаимоотношения персонажей, а значит - и подборе фигур для фильма, есть определённая логика. Будем иметь в виду и определённые идеологические требования тех времён.

Поэтому попробуем восстановить предысторию Верещагина.

Очевидно - это царский офицер, которого разрушение империи застала в конце карьеры, он потерял смысл жизни. При этом, у него нет «офицерской кости» - о которой говорит герой Ролана Быкова (фильм «Служили два товарища»), когда издалека опознаёт в Брусенцове-Высоцком офицерскую выправку. В БСП есть персонаж бестолкового подпоручика Семёна - в нём заявлена и спесь офицера, и выправка. Верещагин контрастно отличается от этого стандарта.

Можем ли мы предположить - он офицер в первом поколении, а его ближайшие предки - крестьяне, либо казаки?

Фильм «Служили два товарища» (1968г), кстати, ровесник БСП - 1970г.

Посмотрите, Верещагин беседует с Суховым как с равным. Сухов, хоть и держит вежливую дистанцию, садится с ним за стол и пьет с ним самогон, видит в Верещагине своего.

А перед этим Верещагин усаживает за стол Петруху - простого солдата, деревенского парня. Опять - как своего. И обнимает, как родного. Можно представить офицера «по породе» в этой мизансцене?

Скорее всего, Верещагин либо сам был рядовым (на это указывают знаки отличия Военного ордена Святого Георгия для нижних чинов 4-й и 3-й степени, т.е. он воевал в нижних чинах), либо кто-то из ближайших родственников - отец, дядья. Поэтому он в критический момент и выбирает сторону своих.

Кстати, как Брусенцов повёл бы себя в ситуации с окружённым Суховым? Гибель красноармейца, да ещё из крестьян - вызвало бы в нём желание нарушить сложившийся быт, своё тихое счастье? Скорее всего, он, как и Семён, оказался бы в банде Абдуллы, а ещё вероятнее - у него была бы своя банда и судьба Петрухи и Сухова была бы одна - в расход.

Верещагин выкидывает Семёна в окно и дело даже не в проявленной спеси. Семён - «по породе» чужд.

Фильм, тем более, отложившийся в культурный слой, всегда содержит некие важные знаки эпох - эпохи, в которой происходит действие и эпохи, в которой он создан.

В советском фильме золотого периода помощь Сухову мог оказать (и которую мог принять Сухов) только близкий по духу, по происхождению.

И тут всплывает ещё один интересный знак. Настасья всегда лишает свободы былинного богатыря Верещагина.
— Пулемёта я вам не дам, ребята. Вот если бы я с вами пошёл — другое дело.
— Так в чём же дело, пошли?
— Пошли!
— Ты куда это собрался? Забыл, как мне клялся? Всю жизнь мне испортил.
— Вот, что, ребята, пулемёта я вам не дам.
А позже она выкидывает и пулемёт, и гранаты в море.

А ведь Верещагин, со своим арсеналом и воинским умением, без сомнения, обеспечил бы решающее превосходство над бандой, все погибшие герои фильма, скорее всего, остались бы живы.
И освобождается Верещагин от опёки жены, ответив тем же — запирая дверь, лишая её свободы.

То, что она «не своя» говорит ещё одна малозаметная деталь. Рассказывая Верещагину о новостях, услышанных в посёлке, Настасья говорит:
— А этот, рыжий, который к нам приходил, говорят, самого Абдуллу поймал.
Т.е., «этот», да ещё «рыжий» — явная оговорка то том, что Сухов для неё — не свой, не свой ни по стороне происходящих действий, ни по происхождению.

Таким образом, в логике идеологических знаков Настасья, скорее всего, из слоёв социально не близких — возможно, дочь провинциального землевладельца, курсистка из разорившихся дворян, вышедшая замуж за молодого - хоть и из низких слоёв, но офицера. Для неё это был социальный лифт.
Всё это вместе трансформирует, казалось бы, положительный образ страдающей русской женщины Настасьи, как минимум, в отрицательного героя — особенно для времени, когда был создан фильм.

Прошу высказаться историков, реконструкторов, «заклёпочников», помогающие понять исторические, культурные и другие контексты заявленных в фильме времён.

Всё о кино

20.7K постов59K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
23
Автор поста оценил этот комментарий

Верещагин не офицер. Он таможенный чиновник ("мзду не берет"). По тем местам - большой человек, который "вот так держал!". Даже теперь, когда живет тихо, его все уважают и предпочитают не связываться. Он не офицер. Ему предъявляет даже младший офицер ("Встать, когда с тобой разговаривает подпоручик (лейтенант по-современному)! И прекрати эту дурацкую песню!"). Верещагин типа городового там. Скорее всего подпрапорщик или ему равный (хз, как у таможенников чины называются). По происхождению из казаков, вероятнее всего. Из Астраханского войска (могилка ребенка в Астрахани). Жена тоже зажиточная казачка. Какая там курсистка из дворян!) Зажиточная казачка по происхождению. К Верещагину по типажу наиболее близок персонаж Ефима Капеляна из фильма "Даурия".

Так с моего дивана видится. )))

раскрыть ветку (4)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Подвиньтесь, пожалуйста, у вас очень правильный диван!)

6
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, это и по одежде Настасьи видно. Всё-таки такие платья характерны именно для женщин с Дона. Подобные наряды можно ещё в "Тихом Доне" увидеть (старом). Хотя, может быть, я и ошибаюсь.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Про платья не могу сказать, всё-таки это всё просто мои предположения на основе просмотренного фильма. Но, возможно, вы правы. Видел документальный фильм про Мотыля, и там говорили, что он всегда уделял внимание подобным мелочам, потому что по образованию был историком. Говорили, что он переснял какую-то сложную сцену в фильме "Звезда пленительного счастья" (про жен декабристов) только из-за того, что у Баталова на мундире орден висел не с той стороны, где должен. Мотыль посчитал, что это недопустимо.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошее мнение, спасибо!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку