Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост

Не раз мне задавали вопрос: "Почему при трогании и следовании электричка дёргается? Это стажёр за управлением или поезд неисправен?"
Отвечаю этим постом, чтобы, если что, ссылаться на него, ну и вас просветить, дорогие пикабушники.

***

Речь будет идти о классической "электричке" серии ЭР и ЭД.

Для начала картинка и немного матана:

Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост Машинист, Электричка, Железная дорога, Длиннопост

М - моторные вагоны, имеющие электродвигатели, токоприёмники, прочее тяговое оборудование. Они приводят поезд в движение.

П - прицепные вагоны, не имеющие электродвигателей.

Пг - прицепные головные вагоны. То есть с кабинами управления, без электродвигателей.

01-09 - номера вагонов.

Электропоезд приводится в движения только вагонами 02, 04, 06, 08, 10, все остальные - "бездельники".

Когда поезд тянут все моторные вагоны - их тяга распределяется более-менее равномерно. Но когда один из них неисправен, и он не тянет - в поезде возникают ощутимые продольные реакции. Они усугубляются тем, что моторный вагон в полтора раза тяжелее, чем прицепной. Особенно неприятно, когда у электропоезда неисправен первый по ходу движения моторный вагон. Тогда при каждом трогании состав сильно толкает свои первые три вагона, едущие "вхолостую". Сила толчка порой достигает такой величины, что можно ударить затылок о стенку кабины, сидя за пультом.

Итак, с первой причиной рывков и толчков разобрались. Это неисправность одного или нескольких моторных вагонов, когда они не тянут состав.

***

Но иногда реакции могут возникать и при, казалось бы, исправных моторных вагонах. Происходит это из-за разрегулировки блоков, отвечающих за набор скорости. В каждом моторном вагоне стоит один такой блок. При разгоне он регулирует ускорение, считывая силу тока, проходящего через тяговые электродвигатели вагона. Эти блоки должны быть отрегулированы на одинаковые величины, но иногда это не так. И в таком случае один из моторных вагонов, где стоит такой разрегулированный блок, может разгоняться быстрее, чем остальные. То есть он при разгоне "рвёт под себя". Это тоже сопровождается толчками и рывками.

Поэтому это вторая причина, а именно - разрегулировка блоков ускорения моторных вагонов.

***

На каждом моторном вагоне есть аппараты защиты, которые могут разобрать тягу (то есть обесточить тяговые электродвигатели) или отключить высоковольтные выключатели. И когда это происходит при разгоне, возникает сильная реакция по поезду. Представьте, что один из моторных вагонов, который разгоняется и тащит поезд на пределе своих возможностей, внезапно становится "прицепным". Это и есть третья причина. Отключение тяги на одном или нескольких моторных вагонах в момент разгона.

***
Часто причиной реакций при разгоне, торможении и выбеге поезда может быть износ поглощающего аппарата автосцепного устройства.

Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост Машинист, Электричка, Железная дорога, Длиннопост

На картинке его корпус окрашен в синий цвет. Внутри него находятся резинометаллические элементы, которые поглощают продольные силы сжатия и растяжения. Без поглощающего аппарата автосцепки перемещались бы туда-сюда без какого-либо сопротивления, что вызвало бы очень сильные реакции по поезду.
При износе поглощающего аппарата он начинает недостаточно выполнять свои функции, и езда в вагоне с ним перестаёт быть комфортной. Это есть четвёртая причина.

***

Мы разобрались с причинами толчков при разгоне поезда.
Теперь поговорим о торможении.

Разрегулировка блоков управления электродинамическим тормозом.

Та же причина, что и №2, но наоборот. То есть при электродинамическом торможении (это торможение, при котором тяговые электродвигатели переводятся в режим работы генератором, за счёт чего и происходит уменьшение скорости) один (или несколько) моторный вагон тормозит сильнее или слабее, чем остальные. Это пятая причина.

***

Отключение пневматического тормоза на одном из вагонов.

Грубо говоря, один или несколько вагонов у электропоезда не тормозят вообще. При торможении они наталкиваются на тормозящих собратьев, что вызывает толчки и продольные удары. Это шестая причина.

***

Торможение производится автоматическими пневматическими тормозами.

При торможении на остановках машинист обычно пользуется электродинамическим и/или электропневматическим тормозами. Но при их неисправности торможение производится автоматическими тормозами. У них есть две особенности:

- наличие тормозной волны. То есть вагоны тормозят не одновременно, а от кабины к хвосту с некоторой задержкой. Это вызывает продольные реакции.

- невозможность ступенчатого отпуска тормозов. При электропневматическом торможении машинист может сначала увеличивать тормозное нажатие, а затем потихоньку снижать, чтобы останавливать поезд более плавно. При торможении пневматикой это невозможно, нажатие можно только увеличивать. Поэтому при автоматическом торможении сначала возникают реакции по поезду из-за тормозной волны, а потом в момент остановки состав останавливается как вкопанный, что ощутимо менее комфортно и вызывает вопросы у пассажиров.
***

Это и есть основные причины, почему в пути следования электричка постоянно дёргается, что снижает комфорт поездки.

Машинист учится водить поезда ещё будучи помощником, перед утверждением в должность проходит различные обкатки, поэтому практически исключена возможность, что электропоездом управляет товарищ, настолько не умеющий это делать, что пассажиры по салону летают.

Плюс даже если машинист захочет подёргать состав - он это должен делать специально, в чём нет особого смысла и чревато последствиями.

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

СА-3 нежёсткая сцепка, там по-любому зазоры, поэтому используется в комплекте с буферами в пассажирском движении

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (26)
16
Автор поста оценил этот комментарий

Это посту никак не противоречит.)

раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий
Прошу прощения за оффтоп, но целевое обучение в ПГУПС стоит того? С детства увлекался ЖД, недавно сдал ЕГЭ. Подал заявления на три специальности, но знакомые предложили целевое на подвижной состав ЖД. Подскажите, пожалуйста, лучше специалитет (бюджет) или целевое?
раскрыть ветку (17)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А целевое от какого предприятия?

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий
РЖД. Либо локомотивы, либо электрообеспечение
раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если тебе хватает баллов, чтобы поступить не по целевому - поступай на общих основаниях. Чтобы потом выбрать, что тебе по душе.

Потому что по целевому тебя направят куда они хотят, то есть ты выбирать уже не будешь.

Если только ты не брал целевое по блату, и туда без него не влезть.

Имхо.

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий
Благодарю, баллов хватает, на данный момент по общим основаниям на подвижной состав железных дорог я 7-8 в списках, из 200
раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так вообще не парься.

Целевое нужно в двух случаях:

- не хватает баллов;

- целевое взято на предприятие по блату, куда без него не влезть, и ты действительно хочешь там работать, впрямь мечта всей жизни.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну вот у меня мечта все жизни) хотел машинистом, но зрение -4 послало на...)
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Может, и к лучшему.)

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Хах, возможно)) но сколько месяцев в симуляторах просрано... Долго пытался трогаться без рывков, как-то раз психанул и контроллер на 6 выставил. Ну, в симуляторе))) а теперь, получается, эта практика ни к чему
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, я знаю, что выбора не будет, но он мне не особо и нужен, на самом деле) но меня освобождают от поиска работы на ближайшие 3 года после обучения, да и зарплата на дороге не валяется). Но спасибо за ответ!
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не за что.)

4
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

@Konstruktor6, я что, зря на тебя подписывался? Когда посты будут?)

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

виноват)

пока нет свободного времени

3
Автор поста оценил этот комментарий

Нежесткая сцепка отличается от жесткой исключительно тем, что сцепки соседних могут перемещаться друг относительно друга вертикально, тем самым уменьшая допутимую разницу высот автосцепок. Ударно-тяговые свойства сцепок тут не при чем,

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Буфера держат сцепное устройство в натянутом состоянии, потому что там полно зазоров в горизонтальной плоскости. И вообще посмотрите фото двухэтажных вагонов с бсу там нет буферов, и у метро тоже
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да. Всё так.

Просто так уж сложилось, что в мире автосцепок термины жесткая/нежесткая они про вертикальные перемещения а не про горизонтальные.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Мне всегда казалось, что это нормальное явление, как с полувагонами с автосцепкой. На зазорах играет туда-сюда при торможении и разгоне.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку