Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы

Здравствуйте, пикабушники и пикабушницы! Меня зовут Юлия Комиссарова, и я – основатель и художественный руководитель керамической мастерской «Русская Майолика». Знаю, что на Пикабу очень любят посты про разные производства и искусство. Ещё, конечно, про обнаженных дам — но это не мой формат, так что расскажу о том, что знаю лучше всего — о производстве и искусстве.

Даже, скорее, об искусстве и производстве — именно в таком порядке.

Нередко при знакомстве меня спрашивают — как это я, женщина с художественным образованием решила заняться строительным брутализмом — печами и каминами, а не осталась в своей специальности художника-миниатюриста? Да и вообще, где печи, а где искусство? Напрямую это, на первый взгляд, никак не связано. Но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении ты вдруг обнаруживаешь колоссальный культурный пласт, который долгое время был в тени. Но сейчас возросший интерес в обществе возвращает его из забвения.

Этот пласт — керамика ручной работы, древнее искусство, которому много тысяч лет и которое сохранило почти ту же технологию, что и тысячи лет назад. Оно лишь из утилитарного ремесла по изготовлению посуды превратилось в искусство, а в начале XX века было им провозглашено на выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925 год). Тогда вообще многие ремесла присоединились к «большому» искусству, каковым до этой выставки считались лишь скульптура, живопись, архитектура, музыка и поэзия.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Архитектурная керамика на Чейнин-Билдинг в Нью-Йорке (фото 1) и на отеле "Керамика" в Париже (фото 2)

А меня в керамике больше всего заинтересовал отдельный пласт — архитектурная керамика, к которой относятся в т.ч. изразцовые камины и печи. Да и не только меня. Сегодня растет не только число желающих посетить мастер-класс, чтобы самому что-то сделать на гончарном круге, но и тех, кто хотел бы украсить свои дома профессионально изготовленной керамикой: установить изразцовый камин, оформить фасад майоликовыми панно или даже просто сверкающей, как драгоценные самоцветы, плиткой с майоликовыми глазурями.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Фасад дома с аккуратными вставками майоликовой плитки нашего изготовления

Поэтому моим решением стало организовать мастерскую, чтобы самой делать архитектурную керамику.

К моменту открытия моей мастерской в 2015 году на рынке уже существовало несколько предприятий, которые занимались этим же направлением.

Вообще, советская керамика была очень развита — после революции 1917 года многие владельцы предприятий возглавили свои бывшие производства как директора и технологи. А, например, основатель артели художников-гончаров «Мурава» Алексей Васильевич Филиппов продолжил свои разработки, чтобы делать фасадную керамику для российского климата.

К слову, в московском метро довольно много керамических барельефов, сделанных по технологическим разработкам Филиппова. Вот тут я рассказываю об этом подробнее.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Барельефы московского метро (фото 1) и дом Перцовой с керамикой артели «Мурава» (фото 2)

Поэтому, когда в России в 1989 году стало разрешено частное предпринимательство, советские керамисты открыли свои предприятия и начали делать архитектурную керамику для обычных людей. К сожалению, тех предприятий уже почти не осталось, и лишь изредка дети продолжают дело своих родителей — я знаю только две потомственные мастерские, существующие до сих пор.

Но выходя на этот рынок, я точно знала, чего ему не хватает.

Мастерских, делающих панно на керамической плитке и классические русские изразцы в духе XVII века было предостаточно — наверняка все видели многочисленные пестрые печки, покрытые, как ковер, сплошь расписными рельефными орнаментами с цветочками и птичками. Но очень мало мастерских, которые применяют керамику как материал для реализации художественного замысла — т.е. строят архитектурные объекты по всем правилам искусства, композиции, цветоведения и колористики, создавая уникальный керамический декор ручной работы. Я знаю сегодня только три такие мастерские на всю страну.

Кто-то, вероятно, считает, что любой дизайнер разработает для клиента правильный объект, а мастерская его выполнит. Но проблема в том, что керамика — это довольно сложная технология, и обычный дизайнер, как правило, не знаком с ней. А значит, спроектировать что-то, что можно реализовать в материале, скорее всего, не сможет.

Так было всегда. Даже в конце XIX века, когда случился очередной бум на архитектурную керамику, архитекторы лишь рисовали идейные скетчи, а разработкой самого камина занимались уже на керамическом производстве.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Фото 1 и 2 - исторические камины модельщика Пауля Обста. Фото 3 - наш современный камин по мотивам моделей Пауля Обста.

А сейчас большинство существующих мастерских работает по принципу «печник построил камин, а мы покроем его своими изразцами «как есть» и в цвет обоев заказчика».

Получается, что внешний вид камина или печи, его пропорции, его колористика зависит от вкуса печника и красителей на обойной фабрике. При том, что стоимость изразцового камина сопоставима со стоимостью хорошего автомобиля, а жить он будет столетиями, все это время доминируя в интерьере заказчика.

Я решила изменить эту ситуацию.

Сегодня искусство максимально «опопсили». В каждой сувенирной лавке продаются шоперы со «Звездной ночью» Ван Гога, на каждом углу можно встретить предложение: «Напечатаем на холсте портрет вашей жены!» Что тут сказать? Людям нравится китч «недорого, и красиво».

Главное, что я решила для себя, создавая свою «Русскую Майолику», — никакого ширпотреба. Никаких массовых товаров. Пусть это будет дорого, пусть у меня будет десять заказчиков в год, но я хочу следовать лучшим традициям мирового искусства.

Я много лет посвятила изучению керамического искусства разных стран мира — от Вавилона до Нового Света.

И твердо знала, что в моей керамической мастерской:

• будут делать только архитектурную керамику ручной работы, в т.ч. изразцы для каминов и печей;

•  работать над этим будут профессиональные художники, обладающие знанием искусства в целом, вкусом и чувством стиля;

• качество наших работ должно быть «на века». Чтобы внуки и правнуки нашего заказчика могли пользоваться нашим камином спустя десятилетия, а производимое впечатление оставалось, как в первый день.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Камины и печи, сделанные в нашей мастерской

А вот, что я точно никогда не стану делать — это потворствовать дурному вкусу. Но, к счастью, таких заказчиков у нас нет.

И в целом, я была готова к тому, что «Русская Майолика» не станет «золотой антилопой». Однако с радостью обнаружила, что была неправа! В России оказалось очень много людей, которые интуитивно отличают бюджетный ширпотреб от произведения искусства — видимо, богатейшая русская культура настолько прочно вшита в ткань нашего бытия, что люди впитывали эстетику со школьной скамьи.

Да и не только в России нас оценили. Неожиданно у нас появились заказы из Греции, из Швейцарии, мы отправляли камин во Францию и даже в США есть наши изделия.

Конечно, наша работа — это не только проектирование с погружением в искусство. Это еще и довольно тяжелый физический труд, поскольку элементы каминов крупные, а на каждом этапе руками людей проводится до 50 различных манипуляций с каждой деталью — отлить тяжелую гипсовую форму, набить в нее глину, обработать элемент, собрать печь на обжиг, потом разобрать ее, вымыть детали, высушить, подогнать, заглазуровать, опять собрать/разобрать печь и т.д. бесконечное число раз.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Вот один из этапов производства: раскладка керамики для «сухой сборки» камина — подгона элементов друг к другу

А кроме того, это серьезнейшая технология, где требуется понимание поведения материалов, а также дни и недели экспериментов с глазурями. Для облицовки камина изразцами на улице нужен один тип глины, а для интерьера — другой. Клиенту требуется оттенок или эффект на поверхности глазури, и нужно понять, как это можно сделать.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Создание «эффекта оникса» глазурями

Как и в любом бизнесе существует ещё нюанс под названием «хотелки клиента». Кому-то приходится идти на компромисс и делать не так, как будет эстетично, а так, как хочет клиент. А клиент часто сам не понимает, чего он хочет, но самое главное, что он не очень представляет себе, как будет выглядеть объект в конечном итоге в его интерьере.

И приходится убеждать и настаивать, объяснять, почему керамику ручной работы надо делать, как предлагаем мы, а не иначе. Наш компромисс заключается в том, что мы выслушиваем пожелания заказчика и предлагаем ему решения, которые не снизят общий эстетический уровень работы. В итоге основные пожелания заказчика сохраняются, но получается новое произведение искусства, а не вульгарная поделка, ибо, как сказала великая Коко Шанель: «Роскошь — это не противоположность бедности, роскошь — это противоположность вульгарности».

В целом могу признаться, что я бесконечно рада результатам своей работы, ведь моя мастерская создает продукт, который делает людей счастливее, а мир — прекраснее.

Вообще, о своей работе я могу говорить часами. Чем, собственно, и занимаюсь в своем ТГ- канале. Поскольку знаю, что призывы подписываться на телеграм-канал тут не любят, ни к чему не призываю. Но если будет желание — заходите, поговорим и об искусстве в целом, и о керамике в частности.

Если вам интересна эта тема, я с удовольствием напишу для вас еще один пост, но уже о технологии процесса: как все устроено в моей мастерской, как керамика проходит путь от эскиза до готового изделия и почему керамика — занятие не для слабых ни духом, ни телом.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Барельефное керамическое панно в стиле ар-деко работы нашей мастерской

Лига искусствоведов

451 пост2K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий
Какая же аляповатая хуета, почти на всех фото вообще никак не вписывается в интерьер. Да и как нечто самостоятельное в большинстве своем, дизайн уровня советских душевых в общагах. За исключением пары более менее нормальных работ.
А подано то как пафосно, искусство высокое)
раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну что же, мои работы и не рассчитаны на всех. И я даже рада, что лично вам они не понравились. 😂

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да да, рассчитаны на эстетов и особенных, таких как вы, это же высокое искусство, куда нам плебеям)
Говна навернуть за оверпрайс всегда найдутся желающие
раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Вам действительно некуда. Я рада, что вы это понимаете.

Оставим этот спор. Неравенство, к сожалению, это объективная реальность.

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Никто и не спорит, тут не о чем, всё на поверхности))
Вы делаете претенциозный кал, убеждая окружающих в том что это высокое искусство, а те кто хочет к таковому приобщиться платят вам деньги. У нас это народная забава, расплачиваться за своё невежество.
раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Достаточно ли у вас компетенций для каких-либо оценок? Судя по вашим постам, компетентность у вас в исключительно в плоскости УК РФ: треш, жесть в духе "груза 200", мелкое воровство и перманентное недовольство начальством.

Для чего вы пишете эти свои комментарии в области, в которой не разбираетесь? Чтобы что?

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Причем тут мои старые посты, события в которых к моменту написания и вовсе десятками лет исчисляются, включая недовольство начальством)
Это очень слабый приём на Пикабу манипулировать профилем "оппонента" .
А насчёт компетенций, это вы, а не я своё "искусство" на всеобщее обозрение предоставили, а как известно не надо быть поваром чтобы понять что блюдо на вкус херня. Так и с вашими цыганскими поделками. Надо быть готовой к критике, тем более в интернете и уж тем более с такими заявлениями как "искусство" "таких всего три в стране" и прочие очень "скромные" заявления.
Из ваших успехов могу подметить разве что самомнение, тут порядок, осталось подтянуть к нему визуальное качество работ Пока это конечно грустно выглядит, но людей которые это берут не жаль, такие же как они себе барельефы позолоченные вкруг лупят и горя не знают)
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне нет дела до вашего мнения. И до силы приемов пикабу. Ваши посты вас характеризуют не меньше, чем мои работы меня. И из ваших постов в целом понятно, в чем вы разбираетесь, а в чем нет.


Так вот, в искусстве вы не разбираетесь. Но считаете возможным оценивать чужую работу. При этом вы ее оцениваете на уровне вкусовщины — т.е. нравится/не нравится. Но, вкус у вас, мягко говоря, не слишком развит — вы немного видели и вряд ли являетесь постоянным посетителем музеев. Ваш вкусовой предел — это Икея.


Однако, это не мешает вам с невероятным апломбом делать какие-то заявления, применяя абсолютно хамскую лексику.


Мне уже не нужно никому ничего доказывать, тем более мимопроходящему ноунейму из интернета, ибо я весьма уважаема в профессиональном сообществе, не говоря уже о членстве в союзе художников.

А вот вам было бы неплохо подумать о своей жизни и что-то в ней поменять, чтобы у вас пропала необходимость самоутверждаться, изрыгая гадости в интернете в адрес людей, которые что-то создают.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не надо себя обманывать, когда нет дела до мнения, такую простыню не выкатывают. С апломбом написан здесь только ваш пост, там практически ода самой себе.

Мне уже не нужно никому ничего доказывать, тем более мимопроходящему ноунейму



Ой ли, этим и занимаетесь. И весьма уважаема ещё. Только это должны говорить про вас, а не вы о себе. Бля, самомнение выше крыши. Впрочем это норма для людей делающих оверпрайс чепуху с претензией на высокое искусство.
Членство в союзе художников отдельно порадовало))
И раз уж мы по профилю Пикабу делаем собирательный образ некий, то вы тут нахрен никому не нужны, со своими убогими поделками, ну чисто судя по профилю. Думаю если бегло погуглить это будет и общей тенденцией, но пожалуй обойдетесь. Хорошая отмазка кстати, мол если даже будет заказчиков 10, но главное что уникальное и искусство, не для всех, а не потому что шляпа безвкусная)

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Видите ли, Илья, мне несложно вам отвечать. Я вообще люблю общаться в интернете больше, чем оффлайн.

И да, ложная скромность мне не свойственна.

У вас есть еще какие-нибудь вопросы ко мне или вы исчерпались?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Я вообще вопросов не задавал, сплошные утверждения. Да и не планировал, внятных ответов от барыг быть не может, соответственно и вопросы задавать незачем.
раскрыть ветку (4)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку