Почему я перестал заниматься обучением программированием

Хотел бы рассказать о своем видении на обучение программированию для трудоустройства. Я преподавал физику и математику школьникам во время учебы в вузе, а с 2014 года зарабатываю программированием на java. Также я довел несколько человек до успешного трудоустройства junior разработчиком, а сессий по 1-3 занятия провел около полусотни. Искал студентов через объявление на авито, основной целью декларировал трудоустройство - недавно объявление снял и пока не планирую возвращать.

По моим наблюдениям, занятость в сфере частного обучения представлена следующими категориями:

  • Студенты. Изучают в универе физику/биологию/что угодно, могут обучить школьников или других студентов. Не рассматривают предмет или преподавание как основную карьеру, планируют после выпуска применить знания в более прикладной специальности.

  • Профессиональные преподаватели. К ним я отношу школьных учителей, а также тех преподов вузов, которые чаще ведут лекции чем исследовательскую работу. Учителя развиваются в плане донесения материала, а преподы принимают экзамены или имеют доступ к инсайдерской информации вроде содержимого билетов вступительных испытаний.

  • Специалисты в своем деле, которые ищут новые способы заработка. Часто обучение происходит в формате мастер классов, либо краткосрочной проектной работы, например постановка свадебного танца.

Очевидно, что студенты берут за свои услуги меньше всех. Можно найти объявления с указанной стоимостью от 400р за час занятия программированию, еще ниже за предметы вроде литературы или истории. Скорее всего студент знает свой предмет достаточно уверенно, но на уровне курса универа. Мне кажется, студент может отлично справиться с подготовкой к ЕГЭ, также будет готов решить лабораторки. Однако опыта обучения студент имеет немного, и скорее всего не стремится развивать эту область. Могут проседать некоторые теоретические основы.

В школе программирование особо не развито, поэтому в основном его преподают сотрудники вузов. Основное положительное качество таких преподавателей - широкий кругозор, они могут привести аналогии между областями знаний, понимают теоретические основы. Могут быть уникальные экземпляры, имеющие патенты, изобретатели алгоритмов. К сожалению, зачастую они фокусируются именно на теории, и меньше решают практические задачи. Это позволяет преподавать множество похожих языков (С++, C#, Java) не погружаясь в детали. Мне кажется что получение сертификатов (вроде OCAJP для Java) распространено в этой среде.

Пример анкеты и стоимости:

Почему я перестал заниматься обучением программированием Собеседование, IT, Программирование, Работа, Преподаватель, Обучение, Длиннопост

И, наконец, специалисты. Если говорить про разработку, то это профессиональные программисты. Зачастую это выпускники технических вузов разных специальностей - проектирование самолетов, автоматизация и т.д. Набирают опыт в основном на практике, но могут разобраться в теоретических основах - хотя часто не считают это приоритетной задачей. Специалисты с 2-3 годами опыта обычно уже набили достаточно шишек, умело проходят код ревью на основной работе, проходили собеседования и могут успешно этот опыт транслировать другим.

Если цель обучения состоит в трудоустройстве в сфере разработки, то знания и баланс практики-теории у специалистов делает эту категорию предпочтительными преподами. Но зато они понимают, что для обучения программированию лучший формат - менторство, когда преподаватель дает много маленьких советов или замечаний, а ученик двигается самостоятельно, но при этом без значительных отклонений от оптимального пути обучения. В этом случае довольно тяжело посчитать трудозатраты. Ученик готов оплачивать время личных занятий, но не время на ревью или ответы в чате, в то время как последние и составляют основу обучения.

Ученики хотят обучиться программированию, потому что расчитывают в будущем выйти на приличный заработок. Однако, этот же фактор создает сложности для поиска преподавателя по разумной цене. Скорее всего, специалисту интересно преподавать по ставке не ниже той, что он получает по основному месту работы. Думаю, было бы адекватно запрашивать ставку в размере х1.5 от той что получаешь на работе - ведь это свободное время, а отпуск и прочие плюшки не оплачиваются. Такие калькуляции приводят к тому, что специалист уровня middle стоит сравнимо с профессиональным преподом, а senior хочет еще больше.

Я перестал заниматься преподаванием после очередного роста дохода на основной работе - просто по новой ставке не могу найти себе клиентов. Ученики обоснованно не готовы платить больше за ту работу, которую достаточно квалифицированно может выполнить middle. Общался по поводу вакансий преподавателя на курсах - но там вообще смешная ставка, а преподавать приходится по заданной программе. Вариант набирать группу, расктутить свой бренд я не рассматриваю по причине высоких трудозатрат и неясных перспектив.

В завершение совет для желающих вкатиться в it. Если вы готовы платить, и выбираете между курсами и ментором - выберите ментора из действующих разработчиков. Договоритесь на формат работы, где преимущественную долю будет занимать асинхронное общение. Вместе составьте план обучения и старайтесь его придерживаться - так вы сможете трекать прогресс и сохранять мотивацию. Всем удачи с собеседованиями!

Лига программистов

1.5K поста11.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Будьте взаимовежливы, аргументируйте критику

- Приветствуются любые посты по тематике программирования

- Если ваш пост содержит ссылки на внешние ресурсы - он должен быть самодостаточным. Вариации на тему "далее читайте в моей телеге" будут удаляться из сообщества