Почему стоит смотреть советские фильмы. Выпуск 6. Гараж
Приветствую всех читателей. Сегодняшний выпуск посвящен советской сатирической трагикомедии 1979 года-фильму "Гараж". Лента рассказывает о нестандартном собрании членов выдуманного кооператива "Фауна" в НИИ "Охраны животных от окружающей среды".
На заседании поднимается вопрос о вынужденном исключении нескольких участников кооператива. По территории, где идёт строительство, должно пройти скоростное шоссе, в связи с чем необходимо сократить количество гаражей. На заседании пайщиков предстоит выбрать четырёх «крайних». Но выбора, в общем-то, и нет — правление кооператива уже составило список сокращаемых, который собранию надо лишь утвердить.Но активное сопротивление исключенных не дает провести мероприятие в соответствии с протоколом, поднимается "бунт", кабинет неожиданно оказывается заперт, в связи с чем заседание затягивается на всю ночь. И эта ночь заставляет многих участников отрыть свое истинное лицо.
Совсем недавно мне посчастливилось пообщаться вживую с легендарным дирижером-Сергеем Ивановичем Скрипкой. Он рассказал, что во время работы над этой лентой перед оркестром стояла довольно интересная задача-герой Фарады должен был начать играть сольный номер на тромбоне, а чуть позже, как из ниоткуда, в мелодию начинали вливаться другие инструменты. Эта музыка создала на фоне любопытных диалогов неповторимую атмосферу и прошла красной нитью через весь фильм.
Находясь в замкнутом пространстве длительное время люди всегда вынуждены коммуницировать друг с другом. Мне кажется, идея о том, чтобы все происходило в НИИ, где хранятся чучела разнообразных животных, была великолепна. Мы можем провести явные параллели поведения, посмотреть, как меняется точка зрения того или иного персонажа с течением времени, как каждый готов биться до последнего сам за себя и в какой момент мораль побеждает чувство собственничества. Или не побеждает?
Я очень люблю слушать эту пламенную речь молодожена и последовавшее за ним признание ветерана. Эти слова, причем обоих персонажей, попадают в самое сердце, и, возможно, заставят зрителя задуматься об окружающем его мире и своем месте в нем. В фильме вообще очень много сильных, проникновенных монологов, не относящихся к "гаражному" вопросу. И очень много крылатых фраз, ушедших "в народ". Здесь есть где посмеяться, но есть и где подумать-это настоящая трагикомедия.
Целая плеяда прекрасных актеров была собрана Рязановым в этой ленте. Организовать такие съемки было очень трудоемким делом-у большинства артистов была сумасшедшая занятость в других проектах и, конечно же, в театрах. Председателя правления гаражного кооператива мог играть Александр Ширвиндт, но он не успевал из-за репетиций в театре. Это был бы совсем другой Сидорин, другой характер, а значит, и другой фильм! По счастливой случайности эта роль досталась Валентину Гафту-он снимался в соседнем павильоне Мосфильма в это время. Для самого Гафта, кстати, эта роль стала в каком-то смысле судьбоносной-он впервые увидел на съемках главную любовь всей своей жизни-Ольгу Остроумову.
"Мне бы очень хотелось, чтобы «Гараж», который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее, — признается Эльдар Рязанов. — Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше." Я думаю, всем очевидно, что проблемы мало того, что никуда не делись-они только усугубились. Сатира этой ленты не потеряла актуальность, хотя многое изменилось. Кооперативов почти нет, строй общественный изменился, но разве это заставляет меняться самих людей? Менять отношение к жизни, обществу, другому человеку? "Люди, люди, человеки!"-взывал Хвостов. Давайте посмотрим отлично поставленное и сыгранное кино и попробуем сделать наш мир чуточку лучше.
Как всегда, оставляю ссылку на фильм. Буду рада рекомендациям и предложениям по просмотру различных кинолент.