Пилотируемая программа Европы: как ESA планирует отправлять астронавтов в 2030—2040 гг

Пилотируемая программа Европы: как ESA планирует отправлять астронавтов в 2030—2040 гг Космос, Космонавтика, Esa, Пилотируемые полеты, Роскосмос, Длиннопост

Вчера Йозеф Ашбахер (Josef Aschbacher), генеральный директор Европейского космического агентства (ESA), на проходящем в Дубае IAC2021 рассказал, что надеется на запуск пилотируемой программы с получением возможности самостоятельно отправлять европейских астронавтов на НОО/к Луне в 2030–2040 гг. Причины? ESA в партнёрстве с NASA всё устраивало, нашим «Союзам» по надёжности также нет равных. Очевидно, это стратегическое решение, следующий шаг в эволюции европейской космической программы.


На первом фото — Йозеф Ашбахер на сессии в рамках IAC2021. Отвечая на вопрос о готовности ESA к собственной пилотируемой программе, он со всей однозначностью ответил «да». Источник


Ракетно-космическая промышленность Европы обеими руками «за», но необходимо получить одобрение политических кругов государств-членов ESA и выбить финансирование, что непросто. Именно политическая разобщённость не дала Европе реализовать предыдущие попытки создания собственных пилотируемых космических кораблей (Hermes, Crew Rescue Vehicle, CTV, CSTS). Но похоже г-н Ашбахер, понимая предстоящие трудности, преисполнен решимости довести в этот раз дело до конца. По нашим данным в ESA, пилотируемая программа будет базироваться на перспективной РН Ariane 6 и космическом корабле на основе доработанной версии автоматического грузовика ATV.

Пилотируемая программа Европы: как ESA планирует отправлять астронавтов в 2030—2040 гг Космос, Космонавтика, Esa, Пилотируемые полеты, Роскосмос, Длиннопост

Современная история пилотируемой программы ESA началась в 2004 г., когда США хлопнули перед европейцами дверью, не дав участвовать в визионерской программе Vision for Space Exploration (VSE) Джорджа Буша мл. и программе NASA Constellation на её основе (возвращение на Луну к 2020 г.). Поэтому европейцам пришлось повернуться лицом к России, начав совместную с Роскосмосом программу CSTS (Crew Space Transportation System), — наш общий ответ американскому лунному кораблю Orion. Но здесь как раз сказалось политическое разобщение в стане ЕС, руководство ESA того времени не смогло убедить государства—члены в необходимости своей пилотируемой программы. После прекращения в 2009 г. Россия вышла из проекта, продолжив самостоятельную разработку универсального космического корабля. Позже он получил название «Федерация» (сейчас «Орёл»). А Европейцы, переименовав проект в ACTS (Advanced Crew Transportation System), решили пойти по пути эволюционного развития своего космического грузовика ATV до пилотируемой версии.


ATV (первый полёт к МКС в 2008 г.), это европейский автоматический 20-тонный грузовик, — крупнейший после Space Shuttle космический корабль, из когда-либо стыковавшихся к МКС (диаметр 4,5 м, полезная нагрузка до 6,6 тонн, для сравнения — наш «Прогресс» берёт 2,5 тонны). В рамках работ над пилотируемой версией предполагалось сначала оснастить ATV спускаемой капсулой для возвращения грузов с МКС (проект Advanced Reentry Vehicle или ARV), а потом доработать под размещение в ней астронавтов. Таким образом, пилотируемый корабль состоял бы из трёх отсеков (спускаемый аппарат, сервисный и орбитальный модули). Предполагалась также оснащение РН Ariane 5 ES системой аварийного спасения и её сертификация для пилотируемых пусков. Приводнение спускаемой капсулы предполагалось у европейских берегов Атлантики.

Пилотируемая программа Европы: как ESA планирует отправлять астронавтов в 2030—2040 гг Космос, Космонавтика, Esa, Пилотируемые полеты, Роскосмос, Длиннопост

Но в 2013 г. ветер подул в другую сторону — NASA согласилось на участие ESA в Лунной программе, поручив разработку сервисного модуля для лунного корабля Orion (из программы Constellation он перекочевал в текущую Artemis). Это поставило крест на доработке ATV до пилотируемой версии, с тех пор в открытых источниках о программе слышно не было. Зато недавно ESA доставило на космодром Канаверал свой первый сервисный модуль, вместе с космическим кораблём Orion его установили на сверхтяжелую РН NASA SLS, первый пуск которой с миссией Artemis I ожидается в феврале 2022 г.


То есть пилотируемая программа ESA не прекращалась, она продолжается, пусть и в несколько ограниченном виде, но зато с прицелом на освоение Луны. Новое руководство ESA (Йозеф Ашбахер у руля с марта 2021 г.) решило возродить планы по самостоятельной доставке своих астронавтов и на НОО. Это будет сделать непросто, пожелаем европейским коллегам удачи!

Исследователи космоса

16.4K постов46.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)