Pendragon: The Fall of Roman Britain
Pendragon: The Fall of Roman Britain - 8-я по счёту игра из серии варгеймов COIN. Дизайнером серии является Волко Рунке (Volko Ruhnke), который среди прочего работал аналитиком в ЦРУ. Да, оказывается военные и прочие разведчики “рубятся” в настолки в обучающих целях.
Отличительной чертой игр COIN (COunterINsurgency) является наличие нескольких фракций с уникальным набором правил и своими условиями победы (привет, Root!). Каждая игра представляет собой реконструкцию некоторого эпизода в истории - от деятельности Юлия Цезаря в Галлии в 54 году до гражданской войны в Финляндии в 1918.
Начинать следует ab ovo, поэтому хотелось бы обозначить - что вообще такое “варгейм”? В широком смысле - это разновидность стратегических игр, которые имитируют военные конфликты (реальные или вымышленные). Ниже речь пойдёт о настольном варгейме. Сюда можно включить всё от шахмат до игр с солдатиками (по-настольно-серьёзному - “миниатюрами” / ”миньками”) и этого вашего Warhammer’a. К слову, беглый поиск по тегу “настольный варгейм” выдал как раз посты по Вахе. Хардкорный же варгейм выглядит как-то так (взято для иллюстрации с сайта BGG):
Некоторым, вероятно, известна такая игра как Twilight Struggle. Хотя по поводу того, является ли она варгеймом настольщики спорят до сих пор. Однако остаётся фактом - игра популярна, несмотря на “пресноватую” (на мой вкус) механику с жетонами с голыми цифрами. Всё-таки тема Холодной войны достаточно популярна, и эта эпоха отлично передана с помощью карт-событий.
- Но ведь "Сумеречная борьба" - это варге...
- Возьми себе Case Blue, придурок!
(Фотографии именно этого варгейма - Case Blue - приведены выше.)
Будучи настольщиком с небольшим стажем, мне хотелось перепробовать разные жанры, а не зацикливаться на чём-то одном. Моей первой игрой в коллекции была War of the Ring (с рейтингом сложности 4,15/5 согласно сайту BGG). После такого все остальные игры казались не такими уж сложными. И вот - после очередного медитативного высиживания яиц в Wingspan - виртуальная прогулка по вышеупомянутому BGG завела меня на страницу с игрой-героем данного поста.
(Просто сногсшибательная карта! Не мог удержаться, чтобы не запилить сие поделие.)
Итак, Pendragon: The Fall of Roman Britain. Место действия - Римская Британия, время действия - IV-V века нашей эры. Римская военная администрация старается сохранить своё военное влияние в регионе, в то время как местное романизированное население хочет избавиться от влияния метрополии. При этом остров страдает от набегов скоттов (из Ирландии и Шотлании, пардон - Гибернии и Каледонии) и саксов (с материка). Причём последние помимо грабежа намереваются серьёзно закрепиться на этой земле.
Игровое поле представляет собой карту Римской Британии, которая разделена на регионы, населенные различными племенами. Названия и некоторые термины приведены на языках той эпохи - латыни, валийском, гэльском и староанглийском. В конце книги правил при этом приведен справочник произношения. Уже чувствуете уровень задротства погружения?
Игра расчитана на 1-4 игроков. На начальном этапе игры две британские фракции действуют сообща, отбиваясь от варваров. Вся карта находится под совместным контролем местных британцев и римлян. Но ресурсы не бесконечны, а остров разрывается не только внешними вторжениями. Местные вожди хотят сами распоряжаться собираемыми налогами (в игре наличествует экономическая составляющая) и потирают руки, видя как пришельцы разбираются с “имперцами.” Одновременно с этим римляне пытаются купить поддержку чужаков, чтобы затем “утилизировать” их, стравливая друг с другом - ведь так не придётся им затем платить! На поздних стадиях игра превращается в открытое противостояние всех против всех. Vae victis!
По полю двигаются войска, возводятся и штурмуются крепости, разоряются местные поселения, каждый год перекладывается брусчатка на римских дорогах. Пара слов о боевой системе - элемент случайности в столкновениях передаётся с помощью бросков кубиков. Причём кубики не влияют на силу ваших воинов напрямую. На откуп случаю отданы лишь второстепенные аспекты боя - возможность застать врасплох / отступить / избежать морских патрулей при набеге. Силы отдельных отрядов постоянны и указаны в правилах.
Движущей же частью игры - её мотором - является система карт-событий. Заранее приготовленная колода карт наполнена историческими, легендарными, а то и мифическими (ввиду своей древности) эпизодами и персонажами. Каждый ход открывается одна карта, а также следующая за ней - можно планировать на ход вперед. На картах указана последовательность, в которой игроки могут претендовать на её розыгрыш. Большинство карт имеют две опции - одна из них как правило выгодна британцам/римлянам, в то время как вторая может дать преимущество варварам.
На определённых стадиях игры (при выпадении специальных карт) производится подсчёт очков и некоторых других параметров, исходя из чего определяется победитель.
За один раунд лишь две фракции могут сделать свой ход. При этом совершив его, пропускаешь следущий. Поэтому стоит просчитывать свои действия.
В игре имеются несколько сценариев игры с разной длительностью и начальными расстановками сил. К слову, каждая игровая карта представляет собой приблизительно два года, если масштабировать на реальность. Самый короткий сценарий будет примерно равен 50 годам, а самый продолжительный - полутора векам.
Есть также вариант игры с ботами - в комплекте есть блок-схемы принятия решений противниками. Так как я только начал изучать игру, то играю за все стороны конфликта, чтобы понять тактики и способы достижения целей “изнутри.” После этого трактовка оптимальных действий “виртуальных” оппонентов должна даваться легче и не вызывать вопросов. Вообще, одной из особенностей жанра варгейм является игра в так называемом “соло”-режиме. Ввиду сложности правил и затрачиваемого времени зачастую бывает сложно найти игроков. Хотя играют и по почте либо с использованием иных современных инструментов и программ.
Другой стороной варгеймов является погружение в эпоху. Правила игр при этом снабжены историческими справками и литературными источниками. Всё это мотивирует глубже разобраться в предмете, чтобы каждая новая партия заиграла более яркими красками.
Играйте в игры и не бойтесь сложных правил.
Настольные игры
3.1K постов11K подписчиков
Правила сообщества
Основное и единственное правило для постов: здесь обсуждаются только хардовые настолки, компоненты которых можно пощупать руками. Никаких компьютерных, планшетных, и прочих электронных игр.