Печальная судьба восточного христианства, повесть первая

Стереотипы, существующие про южные регионы, в первую очередь про Ближний Восток (хотя относительно России это вообще-то скорее Ближний Юг), заставляют ассоциировать его в плане религии с исламом. И действительно, мусульмане в тех краях представляют однозначное большинство. Но при этом именно данный регион был в бронзовые и античные времена наиболее богатым и урбанизированным в мире, и именно там в те далекие года происходила масса интеллектуальной работы, которая привела к появлению иудаизма, а затем христианства. Соответственно, первые крупные христианские сообщества появились на Востоке, и уже затем через него прошли на Запад по средиземноморским римским коммуникациям. В наши дни, однако, почти ничего про эти сообщества не слышно. И это не просто так.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

На карте прекрасно видно, что все регионы, где когда-то были древнейшие центры цивилизации, сейчас имеют мусульманское большинство

Также очень быстро ввиду географической близости к Ближнему Востоку и сосредоточения большинства населения в прибрежных портовых областях христианство приживется в Греции (разумеется, по обе стороны Эгейского моря, в том числе и в тех областях, где греки уже не живут), где сформируется всем нам лично знакомая Православная церковь. Она справилась с испытаниями истории куда лучше, но тем не менее тоже не стала самой успешной из церквей и пережила целую страшную плеяду крайне губительных эпизодов на протяжении своего существования.

Я же отдам дань уважения этим прекрасным культурным явлениям и буду постепенно публиковать цикл статей  о том, что пришлось пережить восточным христианам и почему это на самом деле очень грустно.

Древние и забытые. Баллада о древневосточных церквях. Глава I - Любовь египтолога

Когда христианство все же стало любимо в Римской империи, начались довольно серьезные прения по поводу создания единых церковной структуры и трактовки учения. Основную работу в этом проделывали конечно греческие и итальянские чины как духовного, так и светского звания, которые созывали Соборы – как ясно из корня слова, собрания наиболее важных воротил церкви и государства. Самым знаковым из ранних Соборов стал Халкидонский, на котором были сформированы каноны учения, ставшие основой для Католичества, Православия и всех протестантских церквей. Не буду вдаваться в теологические детали, но упомяну, что на нем было признана двуединая природа Иисуса – он имел и человеческое, и божественное начало.

Этот момент был основным, с которым не согласились те самые ранние восточные христианские сообщества. Они отвергли положения Халкидона и остались верны Монофизитству (согласно этому осужденному официозной тогда единой римской церковью учению, Иисус обладал лишь человеческим началом). На такие дерзновенные шаги пошли сирийская, египетская, нубийская и эфиопская церкви. Другими словами, это христиане, проживавшие на Ближнем Востоке и в Восточной Африке. Они обособились и образовали так называемые древневосточные, или дохалкидонские, церкви. Кроме того, Монофизитство осталось в Армянском царстве.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Это позднее изображение Собора в Халкидоне.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

А это более близкое к самому этому событию. Средневековое искусство с его отказом от точного изображения действительности в угоду изображению мира духовного, конечно, не столь впечатляет с сугубо эстетической точки зрения

В Египте коренное население исповедовало именно эту версию христианства, а официального халкидонского придерживались лишь греки из Александрии и окрестностей. Египетский язык стал языком богослужения, что в будущем сыграет очень важную роль – поскольку языком церковников остался до наших дней прямой потомок античного египетского языка, который в свою очередь произошел от бронзовых наречий Египта, то ученые уже в XX столетии начали охотно изучать религиозные тексты египетских христиан, что очень помогло им в понимании языка древних египтян.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Такой необычный головной убор носят высшие сановники Египетской церкви, бережно хранящие рукописи на ценнейшем для египтологов языке. Конкретно этот милый дедушка - сам патриарх Феодор II

Константинополь не признавал Египетскую (Коптскую, как ее называли греки) церковь, но решительно изжить ее не пытался, ибо у него уже вскоре после Халкидона, который состоялся в 451 году, как раз накануне развала Западной Римской империи, нашлись проблемы поважнее. Поэтому когда в 641 году арабы вошли в Египет, они столкнулись здесь с коптскими христианами как с большинством населения. Как можно легко догадаться, всей Аравии бы не хватило, чтобы поглотить и в короткие сроки исламизировать Египет, поэтому новые власти просто обложили египтян повышенными налогами и пошли воевать с Византией и прочими неверными дальше. Только в XII столетии число мусульман в Египте превысило число христиан. С тех пор отношение к оставшимся во Христе сильно ухудшилось – они теперь были меньшинством, и можно было с них спросить по полной.  

В годы правления выходцев с Кавказа Мамлюков (XIII-XVI столетия) копты подвергались наиболее интенсивным репрессиям. Христиане фактически стали бесправны, несмотря на то, что являлись коренными египтянами. Все усилия правительства были направлены на то, чтобы обратить в ислам всех жителей долины Нила. После свержения мамлюков Османской империей в 1517 году курс незначительно смягчился. Когда Египет в XIX стал британской колонией, христиан ждали послабления в их печальном положении, но ненадолго – когда страна пирамид стала вновь полностью независимой, жестокое отношение продолжилось.

В новую эпоху, начиная с президента Насера, власти Египта более официально не угнетают христиан. Однако столетия агрессивной исламизации привели к тому, что между египтянами-христианами и египтянами-мусульманами выросла очень высокая стена. Нередки убийства соседей-христиан мусульманами, часты похищения коптских девушек с целью насильственных обращения в ислам и брака (никто по сей день не додумался отменить средневековый  запрет на межконфессиональные союзы). Помимо этого, существует немалая вероятность, что правительство занижает количество христиан в стране. Официальная цифра - 15% от населения (16 миллионов человек), но их реальное число может быть выше, вплоть до трети. Это лишний раз показывает, что Коптская церковь находится в сложном положении и сильно погрузилась в исламскую тень за столетия преследований.  

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Можно легко подумать, что это храм где-нибудь под Смоленском, но нет, эта коптская церковь в популярном курорте Шарм-эш-Шейх на побережье Красного моря.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

А так экзотично это сооружение выглядит снаружи. На русские храмы уже не так сильно похоже. Впрочем, греческое, оно же русское, православие все еще наиболее близко к коптской и другим дохалкидонским церквям.

Несмотря на это, христианское сообщество заметных масштабов вполне можно встретить практически в каждом крупном египетском городе. Было бы неплохо, если бы так осталось и впредь, несмотря на все сложности.

Церкви, идентичные коптской, существуют также в Эфиопии, Эритрее и Судане. В эти края христианство попало аккурат из Египта из-за тесных связей с ним по Нилу и Красному морю. В Северном Судане (или, используя более старое наименование, в Нубии), оно практически исчезло под постоянным давлением мусульманских завоеваний - в отличие от Египта, нубийские христианские государства были окончательно покорены ими только к XVI столетию. Это вероятно, и погубило южных собратьев коптов – мусульманские правители не желали терпеть столь строптивых подданных. Сейчас в Северном Судане мало последователей христианства ввиду непрекращавшихся  со Средних веков репрессий.

В Эфиопии же и Эритрее (которые как Сербия с Черногорией - кажутся просто зачем-то разделенными  частями одного целого) древневосточная церковь расцвела пышным цветом и не угасла ни в каком виде. Государства, расположенные здесь, хоть и были раздроблены и близки географически к Аравии, все же не дались ни Халифату, ни его «дочерним» султанатам. Причина, скорее всего, такая же, как и в эпизоде  провального вторжения Италии сюда много столетий после - Эфиопия очень гористая страна, и арабским армиям, воевавшим в основном кавалерией, не было комфортно в такой местности - просто-напросто пасти лошадей было негде, а без этого походы быстро захлебывались. Воевать в горах - небольшое удовольствие, если вы захватчик, и эфиопы могли относительно легко отражать внешние угрозы.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Непокорная любым завоевателям Эфиопия, или же Абиссиния. Раньше в ее состав входила и братская Эритрея, имеющая доступ к морю.

Как бы то ни было, независимость политическая означала и независимость церковную. Вернее, большую часть своей истории Эфиопская церковь была зависима от Египетской (примерно как Московская митрополия была от Константинополя до 1589 года), но это никак не отражалось на положении христианства как религии большинства, как это было бы при исламском правлении.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Эфиопов часто называют православными, но это не совсем так. Тем не менее, видеть подобную древнюю твердыню христианства в черной Африке весьма необычно

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост
Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Средневековые абиссинские изображения могут показаться забавными современному человеку, но для того времени это было весьма солидно. Да и сейчас смотрится как минимум причудливо

С XIII столетия Эфиопия постепенно преодолела раздробленность и стала более-менее единым государством, хоть и рыхло-феодальным. Это, правда, не было большой проблемой, ибо единственным противником  для нее являлся султанат Адаль, расположенный в пустынях к востоку и населенный все теми же кочевниками, копытные войска которых не были способы, как уже выяснилось, завоевать непокорных христиан чисто логистически.

Печальная судьба восточного христианства, повесть первая Африка, Египет, Судан, Эфиопия, Христианство, Ислам, Средневековье, Дискриминация, Религия, Длиннопост

Несмотря на то, что занятые в не столь давнюю эпоху территории с мусульманским большинством по площади очень велики, это в основном пустыни, где плотность кочевого населения куда ниже, чем в христианских провинциях

Более того, Эфиопия и итальянское вторжение XIX столетия вполне отразит, то есть можно сказать, что и католицизму отпор эти последователи древнего христианства дадут. Воистину уникальная история. Здесь, на хорошо защищенном африканском нагорье, удалось сохранить эту уникальную ветвь христианства, она по сей день процветает. Более того, эфиопы сами заняли восточные мусульманские регионы,  что опять же крайне нетипично для истории взаимодействия древневосточных христианских государств со своими исламскими соседями. В общем, будем надеяться, что Эфиопия и дальше будет прочно стоять как последний оплот  доминирования старой христианской культуры.

В следующей главе я закончу рассказ про дохалкидонское христианство двумя оставшимися его знаковыми представителями.