Ответ Smid06 в «О смертной казни»

Удивляет скорее ваше удивление волной постов про «ментовской беспредел». Вроде же повод для обсуждения данной темы вполне очевиден, если хотя бы краем глаза новости смотрите.

Вот вам в панамку еще одна история про общение с «ментами». На этот раз от юриста. Специализация у меня не уголовно-правовая, но с правоохранительными органами взаимодействовать приходится не только гражданам, но и бизнесу. По моему субъективному впечатлению, самые вежливые и корректные сотрудники в ФСБ. Дальше Прокуратора и СК. Ну и самые распоследние – это, конечно, родная полиция. Причем в ФСБ (правда мне доводилось общаться не выше старлея) практически все были очень вежливы, несмотря на относительную молодость. В прокуратуре и СК – чем выше звание/должность, тем корректнее обращение. Там вам скорее может нахамить молодой второй заместитель помощника следователя. Но в целом впечатления скорее нейтрально-положительные. Ну а про полицию – тут всё наоборот. Участковые лейтенанты и дознаватели по своим делам общались абсолютно нормально и ровно. А вот оперативники - капитан и ажно целый майор управления по экономической безопасности и противодействию коррупции – произвели крайне отталкивающее и удручающее впечатление.

В общем, окончание обычного рабочего дня в офисе. Звонок от секретарей с ресепшена, просят подойти кого-нибудь из юристов, т.к. тут сотрудники полиции приехали и чего-то хотят. Из юристов на тот момент только я был в офисе, поэтому пошёл сам.

Стоят двое в штатском, махнули на 3 секунды корочками - капитан и майор полиции, управление по экономической безопасности и противодействию коррупции. Привезли запрос в организацию с требованием предоставить всю бухгалтерию, всю отчетность, все кадровые документы, все договоры и акты выполненных работ и еще много других документов за 3 предыдущих года и половину текущего. Обоснование – в рамках оперативно-розыскной деятельности, законов об ОРД и о полиции. Никакой конкретики.

Секретари запрос стандартно зарегистрировали, поставили штамп с датой и временем поступления. Объяснили, что т.к. запрос привезли после 16.30, то согласно внутреннему положению о входящей корреспонденции в организации он будет загружен в систему ЭДО утром на следующий день.

Это и породило конфликт. Капитан и майор громогласно требовали не просто загрузить запрос немедленно, но и чтобы лично директор расписался им на экземпляре в получении текущей датой, а сами документы по запросу были им незамедлительно предоставлены все сегодня до окончания рабочего дня. Стали угрожать девочкам на ресепшене, что если те откажутся – увезут их в отдел, бросят в обезьянник и оформят как проституток. А там «всякое может произойти». Отпускали сальные шуточки. Довели до слез.

Подошел. Стараюсь им вежливо объяснить, что директора сейчас нет в офисе, а даже если бы и был, расписываться он бы ни за что не стал, тем более что есть утвержденный в организации порядок приемки и обработки входящей корреспонденции. Что секретари и помощники на ресепшене точно не имеют власти и полномочий этот порядок менять и требовать каких-то подписей от руководства.  Что запрос мы приняли, о чём у них есть отметка, но документов в нем затребован очень большой объем. Сотрудники бухгалтерии, кадров, транспорта, сбыта и других подразделений не могут вот прямо сейчас посреди рабочего дня всё бросить и начать эти документы собирать и копировать. А даже если бы всё бросили – это работа минимум на неделю, а ведь с сотрудников никто не снимал их обычные текущие должностные обязанности. В самом запросе обозначен срок ответа: «предоставить насколько возможно оперативно», т.е. никаких конкретных сроков не указано.

В ответ хамство и махание корочками: «а ты кто такой?», «предъяви документы», «да ты просто не понимаешь, КТО к вам приехал!», «да нам положить на ваш порядок», «да мы сейчас сюда группу вызовем, вы все тут мордой в пол лежать будете», «да ты сейчас сам отсюда в наручниках уедешь».

Еще раз оговорюсь, хотя я и юрист, но специализация у меня не уголовно-правовая. Я конечно знаком в общих чертах и с законом о полиции, и с законом об орд, и с УПК РФ, но всё таки я не имею статуса и, главное, знаний адвоката по уголовным делам. Вооружен был только опытом, общеюридической логикой и здравым смыслом. К ним и постарался апеллировать. Говорю им: «мужики, ну если бы у вас было постановление на выемку из офиса документов или вообще на полноценный обыск – вы бы сразу с ним и приехали бы, еще и, наверняка, с силовой поддержкой. Тут бы наше согласие/несогласие никакой роли не играло. А раз нет – значит это обычный запрос. Какие документы по нему предоставлять – решит руководство. Мы же со своей стороны не качаем права, не отказываемся сотрудничать, запрос приняли и зарегистрировали. Документы подготовим, нормально отксерим, сошьем и сами вам привезем реально так оперативно, как только сможем. Зачем хамить и угрожать, тем более даже не руководству компании, а рядовым исполнителям как я или секретари ?».

В ответ: «мы отсюда не уйдем без документов». Ок, говорю им, вот в холле диванчики – присаживайтесь пожалуйста. Если времени у вас много, сидите тут хоть до следующего понедельника. Если нужно чай/кофе/печеньки – скажите секретарям, а я пошел к себе в кабинет – работать.

Стали спорить. Т.к. сослаться на какие-либо конкретные нормы закона «господа полицейские» не могли – пытались давить, играть словами и ловить на каких-то якобы противоречиях. Но делали это настолько топорно и убого (ну это субъективно конечно), что периодически мелькала мысль: как этот человек работал в очистке ? Это же ГУЭБиПК (бывший ОБХСС) – борцы с экономической преступностью, вроде интеллектуальная элита полиции.

Например, пытались доказать, что формулировка в запросе «предоставить насколько возможно оперативно» значит на самом деле «немедленно». Но на довод, что русский язык нам всем родной и «немедленно» и значит «немедленно» - аргументов не нашли.

Откуда мол я знаю, что директор не будет лично расписываться на экземпляре запроса, если его в офисе нет ? Говорю, что работаю с директором уже больше 2-х лет и почему-то предполагаю такое развитие событий. Как связаться директором -  телефон и рабочая почта на сайте организации. Дай личные контакты директора - в ответ говорю, что могу раскрыть персональные данные только по запросу от правоохранительных органов, давайте письменно такой запрос. Ну и т.д.

По итогу «господа полицейские» всё таки съебали из офиса (извините, но сказать ушли – язык не поворачивается). На запрос мы ответили.  Жалею только, что не догадался тогда взять на разговор диктофон, а камеры в офисе записывали без звука. Хоть отправил бы руководству этих «орлов» жалобу. Ну да все мы крепки задним умом.

Всё общение со стороны сотрудников происходило в хамском манере с постоянными наездами и подъебками на грани фола. Это я сейчас все более-менее спокойно описываю, но тогда во время общения я сам нервных клеток сжег очень много и едва не сорвался. А секретарей вообще довели до слез. Ну и полтора часа, пока всё это развивалось, борьбой с экономической преступностью, видимо, занимались другие сотрудники, т.к. господа капитан и майор самоутверждались за счет секретарей и рядового офисного клерка. Это явно важнее, чем преступников ловить.

А потом вы возмущаетесь, почему бывших полицейских не горят желанием брать на работу никуда кроме СБ (если более-менее толковый и дослужился до хорошей должности) или поднимать шлагбаум (остальные).

Никакого вывода тут не будет. Просто скажу, что лично мне помогало при общении с сотрудниками полиции помнить про два фактора:

1) Прозвучит банально, но это – чистая совесть. Я знал, что наша организация достаточно большая, известная в своей отрасли и полностью «белая». Ничего противозаконного лично я не делал сам и не видел как делают, поэтому был психологически готов поехать с сотрудниками в отдел хоть бы и в наручниках. Мне скрывать было нечего.

2) Я сам до и после этого участвовал в собеседованиях кандидатов в приёме на работу – в т.ч. и бывших сотрудников полиции. Могу сказать, что без волшебных корочек это самые обычные, зачастую, даже заурядные люди, которым просто очень нужна работа. Жаль, что многие действующие сотрудники полиции из-за действительно чрезвычайно широких полномочий, предоставленных им законом, «поймали звезду» и искренне считают себя какими-то исключительными людьми, полубогами, которым практически всё должно сойти с рук. Помните, что «волшебные корочки» у них не навсегда.

Ну и совсем в качестве завершения: считаю, что никто лучше не расскажет про сотрудников полиции, чем они сами. Вот ссылка на их «профессиональный» форум: https://www.police-russia.ru/showthread.php?t=105470

Надеюсь, что никакие правила я этим не нарушу.

Если помните, то было достаточно громкое дело по журналисту Голунову, задержанному с наркотиками доблестными сотрудниками. Сейчас вроде уже все суды по данному делу состоялись, приговоры вынесены и вступили в силу. Так что куда вертеть диван – более менее понятно. Но почитать динамику изменения мнений бывших и действующих сотрудников по ходу этого громкого дела - лично мне было крайне интересно. Отметил для себя тоже две вещи:

  1. Очень большое количество бывших и действующих сотрудников полиции возмущались и жалели не о том, что в их ряды затесались вот такие оборотни, которые едва не отправили на зону невиновного, о том, насколько рукожопыми стали нынешнее сотрудники, что не могут даже грамотно сфабриковать улики по делу о наркотиках. Вот если бы у них задержанный был в руках несколько часов – у него бы и смывы с рук, и наличие наркотиков в крови, и прочее – всё бы было как надо. Уехал бы на зону как миленький. Ещё бы и признание чистосердечное написал.

  2. Когда этого Голунова только задержали, очень многие сотрудники, несмотря на всё логические нестыковки,  уверенно писали, что «всё понятно, эти журналисты все наркоши», «меня моя ментовская чуйка никогда не подводила – барыга он, просто ребята с оформлением доказательств не доработали», «дыма без огня не бывает, если задержали – значит точно барыга» и т.д. А вот когда стали задерживать самих полицейских тональность высказываний кардинально поменялась: «это всё только из за общественного резонанса, а сотрудников решили сделать крайними», «уверен, ребят просто подставили», «ребята ни в чем не виноваты, их в темную использовало руководство», «пока нет приговора суда я в их виновность не поверю» и т.д.

В общем всё как обычно: своим – всё, остальным – закон. Вот только кому они свои и до какого момента ? – сами сотрудники, похоже, тоже не понимают.