Ответ nemomen в «Автодилеры обратились за помощью к государству»71
Я бы предложил рассмотреть вопрос с другой стороны. Нужно ли нам в стране так много автодилеров? Если половина из них разорится, то что это изменит?
Безработица в нашей стране невысока. Менеджеров по продажам можно переобучить на полезные специальности. Производственники жалуются на нехватку рабочих кадров, особенно в сфере военно-промышленного комплекса, где требуются рабочие, готовые работать в три смены. И, что важно, им предлагают достойную оплату труда.
По большому счёту, больше всего пострадают владельцы бизнеса и топ-менеджеры. Однако есть мнение, что банкротство предприятий может быть полезным и даже необходимым процессом. Оно очищает экономику от устаревших и неэффективных предприятий, высвобождая кадры, которые могут найти применение в других областях. От государства в таких случаях требуется лишь незначительная помощь в переобучении персонала, если увольнения носят массовый характер.
Проблемы возникают, когда банкротится градообразующее предприятие, такое как крупный завод. Но автодилеры и сети ритейла не относятся к числу градообразующих. Если всё население будет закупать технику через «Алиэкспресс», это не ухудшит ситуацию в стране, а, напротив, может принести пользу.
За последние три года было много разговоров о необходимости технологической независимости, технологического суверенитета и продовольственной безопасности. Это подразумевает поддержку отраслей, которые играют важную роль в функционировании страны. К таким отраслям относится производство продуктов питания, которое уже субсидируется и получает поддержку. Также важно производство промышленных товаров и электроники, особенно сложных изделий, импорт которых затруднён из-за санкций. Например, были большие планы по возрождению отечественного самолётостроения. Кроме того, необходимо развивать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Например, можно сосредоточиться на разработке новых субстанций для производства лекарств и технологий разведки и добычи нефти, включая производство погружных насосов.
Что касается автодилеров и магазинов бытовой техники, то мы можем обойтись без них. Хотя часть компаний разорится, лучшие кадры перейдут в оставшиеся. Некоторые сотрудники могут создать свои автосервисы и обслуживать китайские автомобили. А те, кто в прошлом лоббировал свои интересы, покупая роскошные автомобили и строя коттеджи, могут оказаться на бирже труда. Это не так страшно, ведь они будут получать достойную оплату труда.
Часто критикуют АВТОВАЗ, говоря, что он неэффективен, потому что государственный. Однако долгое время контрольный пакет акций принадлежал Renault Logan, и это не привело к волшебным изменениям. Частный АВТОВАЗ также повышал цены и просил субсидии от государства. Но частный бизнес так и не смог создать массовый качественный автомобиль по доступной цене. Солерс что-то делает, но и у них есть проблемы. Прохоров, помнится, обещал создать еёмобиль несколько лет назад, но воз и ныне там.
Многие отечественные коммерсанты руководствуются принципом «купи подешевле и продай подороже». Однако создание новых технологий и налаживание производства — это долгий и сложный процесс, который не обещает быстрой прибыли. Если страна хочет, чтобы этим занимались, есть два варианта: либо она сама занимается этим через предприятие в государственной собственности, либо ограничивает возможности бизнесменов, направляя их в необходимые для страны отрасли.