Ответ на пост «Жалость и ненависть»

Послушайте, вы очень приуменьшаете масштабы нашей проблемы.

Все вышеперечисленное относится не только к инвалидам. Все это относится к осужденным, обвиненным несправедливо. К женщинам с низкой социальной ответственностью, к бездомным, наркоманам, полным, глупым, чрезмерно умным и даже самым обычным людям. Но по каждой из этих категорий можно выстроить отдельный ряд причин, а раз уж вы говорите об инвалидах, я останусь в обсуждении этого сеттинга.

Для начала скажу, что все инвалиды разные. Разное воспитание накладывает разную модель поведения и, к сожалению, разный темп развития, в том числе и интересов.

У некоторых моих знакомых инвалидов с какими либо явными внешними дефектами (имеется в виду физическое ограничение. Неполностью развитые конечности, например) есть лучшие друзья и множество знакомых. Одна из таких знакомых - прекрасно социализированный человек. Она талантливый оратор, хороший писатель и просто отличный человек. Мне кажется, многое зависит от того, как к себе относится сам инвалид/обвиненный/бездомный/обычный человек/__ваш вариант__.

Моя история не олицетворяет каждый подобный случай, но является очень распространенной. То, что я буду описывать ниже мне встречалось в 80% случаев.

Как-то давно, около 8 лет назад, ко мне добавлялся человек в социальной сети. На аватарке у него стояла фотография, где был молодой парень (лет 18-20), сидящий в инвалидной коляске. Сзади на его диване стояли в ряд мягкие игрушки, висели грамоты на стене (вероятно, за призовые места в каких-либо творческих конкурсах с детства). Мы не были знакомы, но его заявка сопровождалась следующим сообщением:

«Привет! Я Влад! (Имя изменено) я инвалид 1 группы с детства, я сижу в инвалидной коляске, давай дружить!»

Сообщение было больше по размеру и там были описаны еще кое-какие факты о нем, я уже особо не помню всего, но я отклонила заявку в друзья. Жалею ли я? Нет. Я объясню постепенно, не спешите бросаться тапочками.

В воспитании детей инвалидов есть очень важный момент - социализация. Пока в нашем мире происходит разделение между людьми инвалидами и людьми без инвалидности, эта ответственность ложится на плечи родителей. При ненадлежащем исполнении этого долга родителями, вся эта ответственность перекладывается на социум.

Пока дети учатся общаться в садиках, школах, на детских площадках, условный Влад посещает мероприятия предназначенные для «таких же как он». Такие дети зачастую растут со знанием, что они «не такие как все», ударяются в религию и у них складывается полная уверенность, что у них никогда не будет личной жизни (в особо тяжелых случаях). Возможно, в этом есть слабая доля правды, какой бы горькой она ни была, однако…

Они растут и им хочется общения. Им недостаточно сверх опеки, и родители не могут быть их единственными друзьями. Как я и говорила ранее - ответственность за них перекладывается на социум. И происходит это следующим образом:

У Влада на аватарке стоит фотография в инвалидной коляске. Он начинает знакомство с того, что он инвалид, хотя мы видим это по его фотографии. Он акцентирует внимание на своих ограничениях, выдвигает их вперед своей личности. Обязательно уточняет, что инвалид он с детства. Влад искренне предлагает дружить.

Влад заходит по той траектории, которую ему выстраивали окружающие. Жалость, сострадание, привилегия. Ответственность социума теперь заключается в том, какие эмоции они заставят испытать Влада. А он ждёт единственного верного, по его мнению, ответа:

«Привет Влад! Конечно, давай дружить!»

Дружба так не начинается в подростковом и юношеском возрасте, но Влад этого не знает. С ним сюсюкались дома, одаривая излишней лаской. Сюсюкались сердобольные волонтеры в больницах, а на его дни рождения не было блекджека и девчонок из соседнего двора, только клоун и торт в виде ромашки. Влад в этом не виноват, это была ответственность родителей.

Для некоторых людей может быть в тягость общение из жалости не потому, что они плохие люди или им не интересно общаться с инвалидами. А потому, что они этого не умеют так же, как и Влад не умеет общаться с ними. Не происходит коннекта.

Люди думают, как же не обидеть Влада? о чем его можно спросить? Что ему нужно рассказать? Стоит ли похвалить его подделку из гречки и ПВА?

Если бы лучший друг, с которым вы вчера играли в днд, скинул тебе такую подделку, ты бы спокойно написал ему, не боясь обид или ссоры: «что за фигня, ты батиного самогона объелся?»
И вы бы вместе продолжили смеяться. Это бы стало вашим локальным мемом, ты бы подтрунивал над ним, а он бы разыгрывал тебя тем, что дарил бы такие подделки на все праздники.

Но Влад такого ответа не поймёт. Эту подделку похвалила мама, папа и соседка тетя Тася. Этой подделкой он пытается поделиться своим хобби, показать, что вообще-то, он многое умеет, хотя это абсолютно не те навыки, которые ему нужны в первую очередь.

«Дружба» в таком формате происходит по принципу хрустальной вазы. Человек может опасаться рассказывать о своем забеге на 5 километров, о том, как его бесят горячие камни на пляже, потому что Влад этого возможно не поймёт, не испытает, и возможно, даже обидится.

Влад парень. Влад юный парень, которому не хватает общения. Может ли он воспринять аккуратность, вежливость и тактичность по отношению к нему - как утонченный интерес? Не введет ли его это в заблуждение? Не влюбится ли он в жалость, которую проявит к нему девушка, расценив её поведение как чувства?

Если так, ему станет хуже, когда он разобьется о суровую действительность. Разочаруется он в людях еще сильнее, чем это могло произойти уже на данный момент? Да. Будут ли у него дальше психологические проблемы? Попробуйте предположить.

Есть и плохие люди, которые просто не хотят впускать в свою жизнь подобную ответственность. Есть люди еще хуже - которые над Владом издеваются. В этом случае непонятно, кому не повезло сильнее, ведь ответственность родителей таких людей еще выше и они её провалили - их ребенок моральный урод.

Мы живем в жестоком мире и тогда я еще не знала как общаться с Владом, чтобы объяснить ему, что ему совсем не обязательно говорить о факте инвалидности, чтобы наладить общение с людьми. Ему вовсе не стоит оправдывать свои особенности и преподносить их выше и показательнее своей личности. Влад, оставь смешной комментарий под мемом у меня на странице и я сама захочу написать тебе:

«Эй, парень, у тебя отменное чувство юмора!)»

Я не знала, что такое «дружба» для Влада. Не знала, станет ли мне в тягость общение из-за того, что я не смогу оправдать его надежд, уделять ему достаточно внимания, чтобы потом не обижать его своей занятостью или тем более, не знала, как мы смогли бы прекратить общение в случае недопонимания? Как не травмировать Влада? Как оставаться самой собой в общении, как жаловаться ему в конце концов на скучную вечеринку, если он и на такой не был? Не знала как моментально вырастить человека в широкий социум без ущерба для его ментального здоровья и моего спокойствия?

И это - повсеместно. Так думаю не только я. Что же для Влада откажется полезнее: общение с людьми, которые незнакомы с миром Влада и общаются с ним из сострадания, причиняя этим дискомфорт себе или же постепенная адаптация к современному миру? Второе.

Влад - не виноват в том, что клеит гречку на лист бумаги в 18-20 лет. В этом виновато общество, больница, родители и все вот эти околобольничные праздники/мероприятия с конкурсами на лучший рисунок.

Но и я не виновата в том, что не могу проявить искренний интерес к нему из-за:

1. Жалости
2. Незнания его мира
3. Страха его расстроить

Вишенкой на торте будет то, что я и сама инвалид с детства, но между мной и Владом зияет пропасть. Да, я не в инвалидном кресле и моя инвалидность была по менее тяжелому поводу, но я не упоминаю об этом, потому что в этом не заключается центр меня. Это моя особенность, но состою я из других вещей. Понимаете?

В детстве, так же, я часто ходила в центр социальной помощи семье и детям. Посещала там разные мероприятия, праздники и даже была там в летнем лагере (наша соседка работала там социальным работником, или что-то вроде того, а так как мы были малоимущими, я подходила под критерии и меня везде отправляли). На многих праздниках были и семьи с детьми инвалидами. Общались ли мы? Нет. Как правило, мамочки таких деток отвозили из в сторонку и общались между собой. Зачем их детям, общаться с грязными, ползающими по гаражам беспризорниками? Даже в те периоды, когда жизнь сводила меня с такими детьми - у меня не было возможности с ними общаться, узнавать их, помогать познать мир вместе. Нас разделяло общество.

Позиция родителей же была в том, что теперь они должны все время оберегать своих детей и всегда держать их под надзором. И Влад тоже, скорее всего, всегда был на таких мероприятиях в стороне и «особнячком». Он не мог тайком посмотреть эротический фильм в интернете, когда мама на работе, потому что она не работает. Не мог угнать папин москвич и всегда послушно надевал панамку, гуляя с родными по парку в солнечный день.

Это не вина Влада!

Так чья вина в том, что к нему испытывают жалость? Презрение и ненависть - это отдельная подтема. Мне очень жаль, что кому-то приходится сталкиваться с подобными вещами.

Одиночество, непонимание, отсутствие друзей - это купол, который установили над детьми их родители вне зависимости, колясочники дети или нет. Купол надзора, опеки, культа болезни, порядочности и творчества (да, те самые конкурсы). А гречка и ПВА - это общество, вместо мероприятий социализации, спонсирует порчу крупы и утилизацию клея.

Менять подход Влада к здоровым отношениям с самим собой, казалось, уже поздно, да и заниматься этим должен профессионал на пару с родителями. Нет, это не сложно. Я имею в виду, что инвалидность - не часть личности. Дефекты - не ключевая причина, по которой люди должны принять решение, будут ли они общаться.

Кстати, уточню - с развитием у Влада все было хорошо (как говорила его история. Да, мы перекинулись парой сообщений, но общаться я не продолжала).

Всем добра и помните, что я всего-лишь обрисовала ситуацию, которую нужно обязательно менять.

Реальные истории из жизни

4.4K постов18.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

0. Анонимные посты переносятся в общую ленту


1. История должна основываться на реальных событиях, быть авторской.


2. История должна быть написана Вами и не должна быть переписью уже существующей истории.

Пост без тэга "Мое" будет вынесен в общую ленту.


3. История должна быть, по большей части, текстовой и может быть дополнена картинками, видео и гифками.


4. Любые пруфы истории приветствуются.


5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.


6. Администратор сообщества имеет право решать, насколько история соответствует сообществу.