Ответ на пост «Тем, кто ругает всё российское»10
(для ЛЛ - в исходном посте автор выражает мнение, что если все будут выполнять работу от души, то и в общем вырастет качество нашей продукции, а так же показывает видео с отлично сваренной им конструкции с выдержкой размеров)
Автор, конечно, молодец - здорово, когда человек делает все на совесть. Очень часто вижу когда в работе люди говорят "да пофиг, и так сойдет" или "ты че миллиметры ловить собрался?" и ещё мое любимое - "да че тут стараешься, выделываешься, здесь все равно не видно, никто не увидит" Все наверное держится на таких как @peterburtsev,
Но вот, к сожалению, проблема у нас в стране есть и те, кто ругает всё российское, отчасти правы. Производство действительно сильно зависимо от импорта. И мало чего своего есть. Может быть есть конечно и сильные сектора, но где они? ВПК или Росатом - там вроде все круто, но не видел, не знаю. То что наблюдаю я на огромном производственном объекте, оставляет желать лучшего российским производителям всего того, что применяется в этом производстве.
Ответственные технологические процессы работают на импортном оборудовании - различные реле, частотники, сопряжение силовых установок с компьютерным управлением (компьютеры, разумеется, тоже импортные, как и ПО к ним) Задумайтесь: ВСЁ наше производство работает на импортном оборудовании.
Оборудование чаще всего качественно если: либо оно импортное (особенно если это не Китай), либо это произведено в СССР. Да - в Союзе было очень мощное производство, контроль качества и запас прочности. Сейчас на заводе вижу либо огромный двигатель Сименс, работающий тихо, со всякими защитами - на компьютере видны все его параметры, либо вижу огромный двигатель сделанный в СССР и работает он громко, но уже ...дцать лет и даже при обрыве одной из фаз он прогревается как сковородка, но изоляция обмоток выдерживает это и после восстановления питания он продолжает работать.
Вот есть такие пускатели магнитные ПМЕ:
Имеют силовые, управляющие и блокировочные контакты. Управляющие включают и выключают его - то есть замыкает силовую цепь. Блокировочные - это дополнительные контакты, срабатывающие при включении - одни замыкаются, а другие размыкаются. В современной электротехнике они маркируются NO и NC - normal open и normal close, соответственно нормально открытые и нормально закрытые.
Нормально закрытые контакты применяются для взаимной электрической блокировки двух пускателей., чтобы во время работы одного пускателя, был невозможен пуск второго (для реверса двигателя). Нормально открытые контакты часто используются для "самоподхвата" То есть подав разово напряжение на катушку мы дублируем питание на эту же катушку его собственным открытым контактом (который при включении замкнулся) и она держит сама себя. Нажал раз на кнопку и двигатель поехал. Такая схема используется везде, где нужна длительная работа двигателя - вентиляция, насосы и т.д.
По работе я сейчас с ними сталкиваюсь постоянно. И разница видна моментально - Российский он или Советский:
1) Контакты. У этих пускателей бывают различные характеристики, главная из которых это ток нагрузки. 16, 25, 40 или 63 ампера. В СССР они делались из серебра и наплавлялись на основание. Большие серебряные пятаки. Естественно этим пользуются некоторые электрики и собирают это серебро с контактов. В паспорте к пускателю указывается точное содержание серебра в граммах.
Фото из сети:
Это паспорт от современных контактов, в советских содержание серебра больше.
Только вот по номиналу современные 40 ампер имеют контакты как у советских 25 ампер. Запас прочности у старых такой, что до сих пор множество механизмов работает на таких контактах, в то время как современные выгорают полностью при интенсивной работе и после их установки я очень скоро к ним же возвращаюсь. Я сам держу на работе в запасе пару комплектов мощных советских контактов - это уже исчезающий вид, их нигде не производят. В местах где сильно горят контакты, я ставлю такие и я уверен что этого хватит надолго.
Фото из сети: комплект подвижных контактов с некоторым износом
На третьем нижнем контакте особенно хорошо видна ямка. Это не очень хорошо - уменьшается пятно контакта, увеличивается искрение, в итоге ускоряется прогорание контакта. Советские полностью из серебра и я могу их выровнять надфилем до устранения ямки. В новых такое не проделать - серебро просто стирается и остается медь. которая горит еще быстрее
Не смог я найти в интернете фото сгоревших контактов. У меня у самого были такие фотки на телефоне, но я регулярно чищу галерею от этих фотографий. В общем бывает так, что вся верхняя или нижняя часть этих контактов отсутствует и при включении в контакте участвует прижимная пластина, что грозит ее приплавлением и последующим выходом из строя оборудования, а то и пожаром.
--------------------------------------------------------------
2) Катушки. Они приводят в движение механизм пускателя и включают его. Управляющее напряжение поступает на катушку, она намагничивает железный сердечник , который притягивает к себе подвижную часть и включает силовое напряжение на двигатель. У железа тоже бывают свои проблемы: при интенсивной работе (частых включениях) оно прогревается и из него (между пластин) проступает изоляционный лак, который в нагретом состоянии становится клейким. Бывает что пускатель из-за этого начинает "подлипать" То есть кнопку ты отпустил, а двигатель еще крутится. Это очень опасно, например если я работаю подъемным механизмом, то могу просто порвать трос и уронить груз. Такой дефект я встречал как на старых, так и на новых пускателях.
У пускателей ПМЕ катушки выглядят так:
Никаких проводов - расчет на быструю замену. Вскрыл, достал старую катушку, поставил новую и закрыл. Внизу слева и справа видны металлические пластинки - это контактная часть катушек. На фото катушка имеет рабочее напряжение 36 вольт. То есть управляющее напряжение 36 вольт - подаем на катушку и включаются силовые контакты 380 вольт. Бывают различные напряжения катушек, но самые ходовые (у нас) это 220 и 380. Конкретно к этим современным катушкам претензий нет - была как-то сгоревшая, но не могу сказать что они прям горят одна за другой. Да - советские покрепче, но и эти вроде хороши.
-------------------------------------------------------
Тут я хочу сказать про другие катушки - от контакторов КТ
Вот таких:
Слева блок-мостик - это такие же блокировочные контакты как на ПМЕ, нормально открытые и нормально закрытые. Далее силовые контакты (3 полюса), которые замыкаются при втягивании электромагнитом подвижной части. Ну и справа электромагнит, катушка которого (белая пластмассовая штука на двух болтиках) обычно на 380 вольт. Ток нагрузки этого контактора 160 ампер. Серебра здесь на контактах нет, они медные и в случае перегорания легко и быстро меняются. Железо здесь тоже может испустить лак, но чтобы такие контакторы залипали - я такого не видел. При грязном железе они просто начинают очень сильно гудеть во включенном состоянии.
И вот у таких контакторов катушки советские отличаются от российских. Не так давно на большом мостовом кране заменили старый советский контактор на новый 2018 или 2019 года выпуска. Отдали кран в работу, а контактор время от времени самопроизвольно выключается, обесточивая все механизмы крана. Стали выяснять: искали причину и обнаружили что при пуске двигателя передвижения тележки контактор "прыгает", то есть его подвижная часть на время отпускается, а потом снова втягивается, не успев разомкнуть блокировочные контакты (самоподхват) Это происходит в доли секунды. Но иногда все-таки успевали разомкнуться контакты самоподхвата и контактор "отваливался" Информация для тех кто знает о чем речь и работает с ними: все пружины, давящие в сторону размыкания мы ослабили до предела, так же мы ослабили пружины контактов, отвечающие за пережим, а также были произведены замеры напряжения всех фаз.
Двигатель передвижения тележки имел короткозамкнутый ротор (кзр), а такие двигатели имеют очень высокие пусковые токи. И вот на этих то токах контактор и отваливался. Слишком слабая катушка чувствовала "провал" напряжения и отпускала железо. Заменили - тоже самое. И тогда я предложил достать катушку из сдемонтированного советского контактора. Она была даже тяжелее по весу (помню один пикабушник в посте писал что признак качества это вес) Поставили старенькую катушку и на пуске двигателя кзр, контактор даже не шелохнулся. Думаю что обусловлено это тем, что сечение провода на советской катушке больше чем на современных. И, к сожалению, это тоже исчезающий вид - сколько их было растерзано на медь, в то время как на их место ставили плохие и слабые катушки российского производства. Мы даже попросили машиниста крана при работающих двигателях моста и подъема двинуть телегой (максимальная нагрузка), но контактор "молчал"
Понятно что не везде себя так проявляют эти катушки, но то что у них отсутствует запас прочности, для меня сейчас очевидно.
-----------------------------
Я привел пару примеров о сравнении современного оборудования с советским, но таковых еще много. Я не знаю истинную причину такого низкого качества установочного оборудования, может быть это просто самое дешевое, но тогда назревает вопрос: а если бы я был готов заплатить больше - есть ли у нас оборудование более высокого класса - такое же надежное и долговечное как советское?
Я видел часто контакторы зарубежные - они имеют совершенно другое исполнение, работают с большими токами и в интенсивных режимах. Но есть ли такое "наше"?
Сейчас для меня на работе значок "Сделано в СССР" стал особым знаком качества. Иногда я вижу какую-нибудь гидравлическую установку, офигенно красивую, напичканную электроникой и на этой установке значок "Сделано в России" Это приятно видеть - ведь могут же! Но когда смотришь в интернете цеха, где все это производится - естественно там исключительно зарубежные станки. Нам нужны свои высокоточные станки со своим ПО, чтобы делать по-настоящему свое качественное оборудование.
Лига электриков
5.1K постов25.2K подписчика
Правила сообщества
Запрещён оффтоп, нарушение основных правил пикабу