Ответ на пост «Российский союз туриндустрии призвал легализовать в РФ овербукинг»

Как экономист по образованию, читавший кучу западных исследований и литературы про овербукинг, могу сказать про него следующее:


1. Люди всегда хотят лететь дешевле. Любая цена за авиабилет для них будет высокой, отсюда появились лоукостеры. В том же условном ЕС есть ещё и жесточайшая конкуренция со стороны скоростных поездов. Которые несутся больше 300 км/ч и привозят тебя прямо из центра одного европейского города в центр другого. Они медленнее самолёта, но при экономии времени на регистрации на рейс за два часа до, выходит зачастую то на то. Плюс есть возможность встать, размять ноги, погулять по вагонам, выйти покурить на 15-минутной стоянке или бахнуть горячую пиццу с негрони в вагоне-ресторане. В общем, авиакомпаниям жизненно важно снижать цены на билеты любой ценой из-за конкуренции.


2. У авиакомпаний есть статистика, накопленная за много лет. Пресловутая биг дата. Собранная с тысяч рейсов, на которых летели сотни тысяч, если не миллионы пассажиров. Согласно которой условно на 1,000 пассажиров в среднем "отваливаются" 50 человек. Внезапные болезни себя или маленьких детей. Опоздания на рейс. Смерть. Эту статистику невозможно увидеть на уровне личного опыта, т.к. доступа к таким масштабам данных нет у обычных граждан. Это как рассуждения о количестве кибератак на инфраструктуру какого-нибудь банка, закрытая корпоративная информация.

3. Сопоставив пункты 1 и 2, авиакомпании находят способ слегка снизить цены, заложив на 1,000 пассажиров "отвал" условных 30-35 человек. При статистически средних 50, заложенные 30-35 в 90% случаев гарантируют, что на регистрации мест хватит всем. При этом можно будет слегка сбить цену билета.

4. В случае, когда статистика не работает, уже на регистрации выясняется, что кому-то из приехавших на очную регистрацию последними не хватило 1-2 мест. Вероятность эта срабатывает один раз из десятков, иначе мы бы слышали про десятки подобных скандалов и резонансных дел. Когда она срабатывает, последним пассажирам в западных компаниях обычно предлагаются разные вкусные плюшки. Если для них улететь - в приоритете, то плюшки предлагаются сидящим в салоне. Авиакомпаниям нах*й не нужны суды и репутационный ущерб, поэтому предлагают обычно нормально. Если совсем никто не соглашаются - тогда снимают с рейса этих пришедших последними и готовятся к судам.


5. Способ избежать рисков тоже понятен - онлайн-регистрация за сутки до и/или приезд на очную регистрацию заранее. 90% вероятности, что в самолёт вы сядете. Если не случится уж совсем дичи типа "сломался самолёт, а единственная возможная замена - с меньшим количеством мест в салоне".

Основная проблема сейчас - не то, что сама практика решительно порочна, а то, что у нас в принципе в российском бизнесе клиентоориентированность нулевая. У меня сейчас просрали сроки доставки посылок разом Ozon, X5 Retail Fivepost, Авито и Мегамаркет. И ни одна из этих организаций не делает НИЧЕГО для решения проблемы кроме скриптовых ответов "необходимо ждать". Авиакомпании работают аналогично - "Уральские авиалинии" когда-то спокойно задерживали рейсы по 3-4 часа, не имели в Шереметьево официального представителя (он от меня и других пассажиров сныкался где-то в принципе), а потом на поломанные с мясом колёса дорогого чемодана предложили его везти к ним, чтобы они его в своей мастерской кое-как ремонтировали методом саморезов и заклёпок.


Необходимо государственное регулирование данных организаций, чтобы вместо "идите нах*й в суд" у граждан появился досудебный механизм, позволяющий сделать им настолько больно, чтобы они быстро зашевелились. Например, сразу начали предлагать пассажирам в салоне нормальные компенсации, как западные коллеги. Пусть и с мотивацией "избежать диких государственных штрафов от регулятора".

Уверен, что за условную "двадцаточку денег прямщас, бесплатный рейс завтра и хороший отель при аэропорте" в салоне среднестатистического самолёта легко найдётся 1-2 гражданина, готовых за сутки задержки заработать двадцать тысяч на руки сразу. Особенно если это рейс в Турцию или Крым, где эти деньги сутки спустя можно будет весело прогулять, резко подняв качество отдыха. Другой вопрос, сделает ли законодатель реально грамотный механизм, чётко и надёжно работающий в пользу потребителей, или будет как обычно.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

В том же условном ЕС есть ещё и жесточайшая конкуренция со стороны скоростных поездов. Которые несутся больше 300 км/ч и привозят тебя прямо из центра одного европейского города в центр другого. Они медленнее самолёта, но при экономии времени на регистрации на рейс за два часа до, выходит зачастую то на то.

Извините, конечно, но где в ЕС самолет и поезд выйдут "то на то"? Много ли в ЕС стран, где есть скоростные пути для поездов, чтобы обеспечить "то на то" в пути из Лиссабона в Бухарест с самолетом? Просто для справки: поезд из Берлина в Бонн едет 6 часов. Ни одним самолетом, даже с учетом того, что Бонн-Кёльн находятся далеко не в городе, Вы не потратите этого времени. А граждане ЕС еще и проходят без всяких особых формальностей на внутренних рейсах.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

По Лиссабону чуть поднасрал ковид, но проекты есть. Речь о нарастающей конкуренции на относительно коротких расстояниях в несколько сотен километров. При сложных маршрутах поезда пока отстают.


Опять же - габаритный багаж, затраты времени на "прибыть в аэропорт за 2 часа до", невозможность походить и размять ноги и прочие факторы тоже добрасывают очков поездам.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что за два часа перелета особо ноги не затекут. Даже у меня при росте 1,94 ноги в экономе не затекают. Но аргумент принимается. Никто, думаю, не был бы против ВСМ от Лиссабона до Москвы.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Тут даже не в перелёте вопрос. Если ехать на отдых, например, с детьми и кучей чемоданов, или переезжать между городами с домашними животными, поезд - в разы более эффективная даже по деньгам идея. Багажных мест - дофига, прибытие - из центра города в центр города. Лоукост-аэропорты обычно в глубокой жопе мира. И туда надо плюсовать ещё деньги на такси и несколько часов на дорогу до них с учётом запаса времени на регистрацию перед рейсами. Со всеми этими допами поезда подбираются близко в конкуренции с полётами внутри Европы.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

все же, переезды с кучей вещей и животными случаются реже. Самолеты делают возможными путешествия выходного дня.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку