Ответ на пост «Про образование»

Читая исходный пост вспомнились свои впечатления от онлайн-курсов, которые я брал сам, с которыми помогал разобраться знакомым, и на которые просто заходил посмотреть. Это мое мнение, оно про курсы ИТ-тематики. Не знаю, как в других отраслях. Может быть мне просто не везло, не знаю. Итак.

Напомню, что основной вал засилья курсов начал образовываться с начала ковидных годов и особенно это стало проявляться в обучении по ИТ-направлению. Ведь именно тогда всех усадили дома, а мир понял, что есть такая категория людей - "айтишники". Такие люди, которые сидят дома и грябут деньги золотой лопатой. И все у них так просто получается - сказка, а не жизнь.

Народ, конечно, ломанулся, под это разбили копилки, и даже начали выделяться госденьги, что автоматически сделало хоть насколько-то конкурентную индустрию "темой".

В результате отчетливо проявилась, по моему мнению, основная задача онлайн-образования - не сделать, чтобы курсант зарабатывал, а, прежде всего, заработать на нем.

Все-таки "государственное" высшее и средне-специальное образование, при всех его недостатках, "совковости" и пр., преследует цель - сделать так, чтобы человек вышел специалистом, и остаток жизни зарабатывал деньги (уплачивал налоги) на рабочих местах с высокой добавленной стоимостью (современных, технологичных и др.). Можно подискутировать о ситуации на местах конкретно в РФ, но в мире, в целом, так.

Здесь же ситуация иная. Необходимо, чтобы курсант внес в кассу, и поскорее. Чтобы много курсантов много внесли, нужна массовость. Преподавателей много нанимать нельзя: они хотят кушайц, они хотят зарплату, а все должно окупаться предельно быстро. Желательно без участия людей от исполнителя услуги. Чат бот сойдет.

Надо отметить, что в институциональном образовании все-таки 5 лет учатся не то, чтобы зря. Ну не с потолка цифра взята. 2 года фундаментал общий, 1 год - частный, и 2 года - прикладные предметы. Есть там кое что лишнее, порой, но даже если страшно ужать, то менее 3 лет не получается все равно.

Соответственно то, что должно было занимать 2-3 года, ужимается в экспресс-курс на пару месяцев.

Дальше начинается веселье. Курсы начинают напоминать картинку "как нарисовать сову". Приведу ее здесь, для наглядности:

Ответ на пост «Про образование» Образование, Мотивация, Онлайн-курсы, Мат, Ответ на пост, Длиннопост, IT

В динамике это можно представить следующим графиком.

По горизонтали отложено время, прошедшее сначала обучения. По вертикали - уровень компетенций, который необходим, чтобы выполнить очередное задание.

Ответ на пост «Про образование» Образование, Мотивация, Онлайн-курсы, Мат, Ответ на пост, Длиннопост, IT

Если что, далее про сову я говорю фигурально. Итак, с самого начала курсов вам активно показывают, что все это фигня: простые задания, простые примеры, порой даже понятные объяснения, четкая дикция лектора. С ним мы торжественно рисуем несколько кружочков, нам активно разъясняют как рисовать кружочки, какими толщинами делаются линии, как сделать перекрестие и выставить оси симметрии, какой твердости взять карандаш...

(За то время, пока нам развешивают на уши лапшу, кончается период, в который вы можете вернуть деньги, если он вообще есть)

И тут вдруг, буквально за 1 занятие, в очередной лекции типа "мастер класс", ХУ#К - СОВА. С перьями. Сцуко, с глазами. С когтями. Даже жопа есть. Прорисованная до деталей. КАК???!

Нет, серьезно, я как-то слушал курс в фоне, занимаясь какой-то несложной задачей, и за считанные минуты словил такой вот "фазовый переход". "Я аж бритву в кофе уронил (с)".

Не понял, отматываю видео назад. Внимательно слежу за руками... Так, тут кружочки. Медленно перематываю вперед... вперед... вперед... кружочки.. кружочки.... кру.. СОВА! БЛЯ#Т! НУ КАК?

То есть, в какой-то точке ВНЕЗАПНО выясняется, что для решения очередного задания требуется существенный уровень экспертизы, которого у среднего курсанта к этой точке не может быть.

Все разъяснения преподавателя, касательно моментов, которые бы намекали на необходимость этого уровня экспертизы, при подходе к данной теме, либо вообще отсутствуют, либо от них тщательно уклоняются, маскируя их словами, как не важные. Типа, в стиле "тут мы рыбу завернули, а сюда вообще не смотрите, а тут всегда ставьте цифру 3, нет лучше 4".

Дальше, преподаватель, с елейным и честным-честным лицом, ставит задание, от которого курс в ахуе. Не сразу, по мере принятия к исполнению, выясняется, что большинство вводных для него не ясны, "рыбу завернули" на самом важном, а выбор между "3 или 4" - это вопрос многолетнего опыта и теоретических знаний.

На возмущенные вопли в чатиках - отмораживается в стиле "чё тут непонятного" или "сделайте как-нибудь", или "ну вот же я примеры приводил". Или вообще молчит (Мне кажется, есть какие-то специальные закрытые курсы, на которых их учат грамотно отмораживаться, это же просто какое-то дипломатическое искусство).

Извините, я не с улицы пришел. Я, айтишник с фундаменталом от микроэлектроники, сетевых технологий и протоколов, со знанием 5-ти языков программирования разного уровня, с опытом преподавания в университете, понимаю, что нифига не решу очередной этап, если бы во второй половине 2000-ных я не разбирался с чем-то похожим, или чем-то крайне необходимым для этого материала.

Особенно, как некоторое время преподаватель в прошлом, надеюсь, умевший зажечь глаза студентам, я отчетливо понимаю омерзительность и фиктивность таких методов доведения знаний.

Ну ОК, вызов значит. Деньги же трачены, надо отрабатывать.

Лезу в интернет, открываю 30 вкладок, погружаюсь в чтение документации на английском, у меня разбухает мозг, но я таки рожаю сову. Я понимаю, что я и раньше, в целом, умел это делать. Да, онлайн-курс просто поставил задание, но я не получил из него для этого ничего. Тогда мне оно нахрена? Я бы и без курсов за стопятьсот рублей разобрался бы. Я ожидал разжеванной информации, помещенной в клювик. Я ожидал поэтапно усложняющихся заданий, между каждым из которых, понятно, я должен был бы добирать знания на стороне, но не в такой же резкой форме! А получил, в итоге, это:

Ответ на пост «Про образование» Образование, Мотивация, Онлайн-курсы, Мат, Ответ на пост, Длиннопост, IT

Так вот, о чем я? Упомянутый барьер есть в любых ИТ онлайн-курсах, просто потому что в месяц-два-полгода впихивается содержимое трех-пяти лет, но сразу демонстрировать это никто не будет.

Он может быть более или менее выражен, чуть более ступенчатый, но большинство курсантов не от мира ИТ не способны его преодолеть. Его могут преодолеть люди из смежного стека технологий, или какие-то гении, у которых данная тема - скрытое призвание, похороненное в детстве... Или человек просто списал у кого-то.

Именно поэтому большая часть курсантов соскакивает после нескольких занятий: они встречаются со средними или большими барьерами, которые медитативно или напряжением воли не преодолеваются. Они преодолеваются с живым преподавателем, который разбирается в теме (в отличии от мальчиков-зайчиков, которые диктуют с экранчика что-то-там), и которому можно задать вопрос, с мотивированными однокурсниками, постепенным усложнением заданий, и с реальной практикой в условиях, приближенных к боевым. На онлайн-курсах этого, конечно же, нет.

В результате, если даже кто формально проходит итоговые испытания, то он не умеет решать новые задачи хоть насколько-нибудь системно, а не локально. А локальность решений - это, ИМХО, основная проблема современности и у нас и в мире. Локальные задачи умеет, теперь, и ChatGPT. Одно дело, когда эти курсы "на волевых" решит айтишник смежного стека, а другое дело, когда их спишет слесарь-механосборщик 6-го разряда, который, разумеется, классный спец, но в другом, которое даже не рядом.

Но, следите за руками: триальный период, в который возможно возвратить средства, уже прошел (если вообще был), претензии не принимаются. Задания стали сложные? Ой-ой, что вы говорите... А кто дурак? Правильно, курсант дурак. Но ручки-то у издателя жирные!

Призыв Лебедева, который, мне кажется (и если), пиарит свои курсы, сделать штрафным еще и отказ, я отчетливо воспринимаю как невысказанное желание издателей найти дополнительный метод заработка на курсах, потому что старые методы сбора бабла начинают, похоже, себя исчерпывать.