Ответ на пост «Когда закон важнее жизни»

Такого рода вещи редко доходят до суда, только если записи с регистраторов доходят до СМИ и возникает общественный резонанс. Однако, судья руководствуется не только и не столько ПДД, как КоАП, и это статья, в случае скорой помощи, 12.17ч.2. Все заучили наизусть 1.2, о том, что

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

однако, в пункте 3.2 ПДД говорится, что водители должны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства. И юридически обеспечение проезда - тут главнее, чем пункт 1.2. В случае же, если 3.2 ПДД и 12.17 КоАП вступает в противоречие с ПДД, то есть статья 2.7 КоАП, которая позволяет легко отменить штраф, если водитель был вынужден нарушить правила, для обеспечения проезда спецтранспорта, либо штраф не выписывается вовсе.

И что же говорится в комментарих к КоАП РФ, по этому поводу? А вот что:

1)Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют действия (бездействие) водителей, связанные с непредоставлением преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом

2)В соответствии с указанными Правилами правом преимущественного проезда обладают транспортные средства с включенными специальными сигналами. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Другие водители при приближении таких транспортных средств должны освободить полосу движения, снизить скорость или остановиться. Сопровождаемые транспортные средства также пользуются преимуществом при движении.

3)Приведенные положения национального законодательства корреспондируют с нормами международного права, содержащимися, в частности, в Конвенции о дорожном движении, являющейся составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 34 Конвенции при приближении пользующегося преимущественным правом проезда транспортного средства, которое подает сигналы специальными световыми и звуковыми приборами, каждый пользователь дороги должен освободить для него место на проезжей части и в случае необходимости остановиться.

То есть, в суде заученный текст определения "Уступить дорогу" из 1.2, что "не должен начинать движение" - не прокатит, у судьи вообще может не быть водительских прав и ПДД она знает как большинство пешеходов(никак), но вот юридические нормы они знают назубок, а они говорят о том, что наказуемы как действие, так и бездействие, что все-таки надо освободить полосу движения и незнание закона - не освобождает от ответственности.

Лично я, как водитель, руководствуюсь все же тем что выделил, в случае необходимости обеспечить проезд спецтранспорту, если вижу и слышу позади себя авто со спецсигналами - стараюсь сразу же освободить полосу движения. И в приведенном примере - там даже не надо было проезжать на запрещающий сигнал, просто проехать на пару метров вперед и вправо - и скорой хватило бы места поехать дальше. И всегда соблюдаю дистанцию, в том числе для того, чтобы у меня были как минимум эти 2-3 метра для маневра.

Как водитель скорой помощи - стараюсь минимизировать риски и без острой необходимости не нагнетать ситуацию. Почему вообще бывают ситуации, когда ты окружен машинами и включаешь спецсигналы и начинаешь всех раздвигать? Например, ехали на подстанцию, но пришел вызов или один вызов сменился на другой. Вот здесь, ехали на "болит живот" или что-то в этом роде, не помню уже, спокойно со всеми в потоке, как пришел вызов "без сознания на улице" - сначала включаю световой сигнал, до зеленого 10 секунд, как у водителей появилось место для маневра - включил сирену. На самом деле секунды мало что решают, ну очень редко бывает что минутой позже приехали и уже все, кто-то умер. Кто должен жить и кто будет жить - это два разных вопроса перед лицом смерти(с)

И также - оставляю себе место для маневра заранее, не прижимаюсь к жопе других машин на светофорах, чтобы если что мне было куда смещаться. Если бы впереди была пробка - стал бы смещаться правее, потому что там разделительная полоса(отбойник), наши водители уже умеют в "немецкий коридор", если нет физической разделительной - то наоборот левее, чтобы обойти по встречке и не выдавливать туда других водителей идущих в попутном направлении.

В целом, хочу сказать, что у нас в городе практически нет с этим проблем, большинство и уступает и выкатываются за стоп-линию под камерами, все намного лучше чем было еще лет несколько назад.

Если у юристов есть ссылки на конкретные дела по 12.17ч.2 КоАП, то было бы интересно почитать, напишите в комментариях, настолько глубоко я в эту тему не погружался, чтобы судебную практику изучать, но любопытно. Может я не прав, и есть конкретные судебные решения, где водителя оправдали за непропуск спецтранспорта на основании пункта 1.2 ПДД?