Ответ на пост «Что делать, чтобы учителя не уходили из школ»

Высокие зарплаты, защита прав учителя, ранняя пенсия и прочие плюшки - это замечательно. Но, увы, не будет работать, если не появится главного - авторитета. А у профнепригодных учителей его, увы, не будет, как гайки не закручивай. Поэтому предлагаю для того, чтобы авторитет формировался, добавить следующие вещи:

- При приеме в педвуз проводить тесты на стрессоустойчивость и способность работать с детьми. Увы, сегодняшние школьники хорошо понимают психологию, поэтому эмоционально неустойчивым людям в профессии учителя - не место.
- В программу обучения в педвузах добавить больше занятий по психологии. Нужно пройти не только базовые вещи и возрастные особенности, но и досконально изучить способы манипуляции, конфликтологию и варианты мотивации.
- Обучать педагогов ораторскому мастерству. На личном опыте могу сказать, что в школе, на кружках и в ВУЗе ученики больше уважали тех учителей, которые умели правильно выстроить речь, заинтересовать аудиторию и донести информацию на понятном детям языке. Сегодня учитель как человек, доносящий информацию, конкурирует не только с книгами, но и с интернетом, поэтому он должен быть интереснее и понятнее, чем десяток блогеров, вещающих на ту же тему.
- Обязательное прохождение педагогами супервизии. Учитель - тоже человек и у него могут быть личные проблемы, но он не должен нести их в класс. То, что у него появились проблемы в семье или наступил сложный период в жизни, не должно отражаться на детях. Говорить о том, что он обязан оставлять свои личные проблемы за крыльцом школы жестоко, но необходимо, чтобы он понимал, что может выступить триггером и выстраивал занятия так, чтобы не задевать «больные точки».
- Взаимное уважение ученика и учителя. То, что ребенок должен уважать педагога - это аксиома, но то, что и самому педагогу нужно вести себя соответствующе, помнят не все. Не сможет ученик прислушиваться к мнению того, кто истерично орет на него 10 минут при всем классе за то, что он выделил абзац в тетради не тем цветом ручки или ту, кто вслух жалеет, что нельзя вертящегося ребенка как следует линейкой огреть.
- Камеры в кабинетах для урегулирования конфликтов. В ситуации, когда ребенок ведет себя несоответствующе, родителям можно будет показать полный ролик с развитием ситуации, а не только ту часть, которую засняли дети. Это позволит лучше понять, что произошло, и вовремя принять меры. Кроме того, дети, в чьих семьях сохранен авторитет родителей, будут строже держать себя в руках, если будут знать, что мама или папа может в любой момент подключиться к камере и выяснить, как у него дела.
- Регулярная проверка педагогов на профпригодность. Если учитель не может держать себя в руках и срывается на класс, запускает буллинг или ведет себя несоответствующе профессии, стоит отправлять его на переобучение или увольнять. Учитель должен учить, а не быть надсмотрщиком и тюремщиков, а школа - это не место для передержки детей на полдня, где ученики могут почитать или попереписывать учебник, пока педагог своими делами занимается, а территория для получения новых знаний, навыков и общения с людьми, имеющими лучшее, чем ученик, образование и хорошо понимающих, что и почему происходит в мире.