Откуда берется воздух в самолете, часть 2

Привет. Не так давно на Пикабу пользователей заинтересовал вот этот вот пост:

http://pikabu.ru/story/otkuda_beretsya_vozdukh_v_samolete_51...

И сегодня я решил попаразитировать на популярности рассказать об этом немного подробнее именно с технической точки зрения.

Разбирать строение системы кондиционирования будем на самом распространенном примере - Boeing-737-/3/5/6/700.

Откуда берется воздух в самолете, часть 2 Авиация и Техника, Авиация, Система, Кондиционер, Самолет, Вынос мозга, Boeing 737, Длиннопост

Для начала, немного о том откуда все-таки берется воздух для системы кондиционирования. Как известно, самолеты летают на высоте примерно 10-11 километров, где воздух разрежен, и просто так зачерпывать его из-за борта не получится.

С другой стороны, на самолете есть два(на самом деле три, но при штатном полете на высоте ВСУ не используется, поэтому отбросим) "сгущателя" воздуха - компрессоры двигателей. Оттуда-то воздух и отбирается(отсюда и повседневное название пневмосистемы "отбор", "отборы").


На следующей иллюстрации стрелками отмечены места, откуда забирается сжатый компрессором воздух для пневматической системы.

Откуда берется воздух в самолете, часть 2 Авиация и Техника, Авиация, Система, Кондиционер, Самолет, Вынос мозга, Boeing 737, Длиннопост

"Почему джва!?" - спросите вы. Дело в том, что этот ваш двигатель имеет свойство работать с разной "интенсивностью" и расход воздуха компрессором непостоянный. А пневматическая система и кондиционирование хотят работать с одинаковой отдачей все время. Поэтому воздух на малых оборотах отбирается от девятой, а при больших - от пятой ступени компрессора.

Естественно, не забываем что данные конкретные цифры относятся к CFM-56, для других самолетов и двигателей они могут быть другими.



Итак, мы получили поток воздуха от компрессора. Его параметры - 35-45psi(2-3 атмосферы) и температура градусов этак 350. Теперь этот воздух нужно охладить.


Оборудование системы кондиционирования 737 возит под брюхом:

Откуда берется воздух в самолете, часть 2 Авиация и Техника, Авиация, Система, Кондиционер, Самолет, Вынос мозга, Boeing 737, Длиннопост

Собственно говоря, в пространстве от воздухозаборников перед красной линией до маленьких "окошек" забранных жалюзьми(жалюзями?) и располагаются все агрегаты.

Устройства для охлаждения воздуха на самолете называются паками. Правый пак снабжает кондиционированных воздухом пассажирский салон, левый - кабину пилотов.

Каждый из них пропускает через себя в гермокабину в режиме Auto 55 фунтов воздуха в минуту, в режиме High - по 80 фунтов.


Откроем большой люк и увидим следующую картину:

Откуда берется воздух в самолете, часть 2 Авиация и Техника, Авиация, Система, Кондиционер, Самолет, Вынос мозга, Boeing 737, Длиннопост

Смотрим мы на все это дело от носа к хвосту.

Снизу вверх на нас смотрят(используем такой экзотический способ, потому что примерно в таком порядке оно все и работает):

-Два больших серых короба - Heat Exchanger`ы. По-русски это воздухо-воздушные радиаторы.

-Темно серое "соединение"  двух труб над ВВРами - Mix Valve, клапан с помощью которого регулируется температура подаваемого воздуха.

-"Улитка" под большой черной штуковиной - Air Cycling Machine, или Турбохолодильник. Он нужен для того, чтобы воздух в нем охлаждался, раскручивая турбину.

-Большая черная штуковина - водный сепаратор. Отделяет зерна от плевел воду от воздуха.

-Длинная труба слева - это воздуховод для горячего воздуха, который так же используется для регулирования температуры.

Еще где-то там есть Pack Valve, который нужен для включения и выключения этого всего, но нам его не видно.

Собственно, после вот этой веселой компании уже охлажденный воздух попадает к потребителям.


Дальше начинается моя любимая часть - как же все это работает:

Откуда берется воздух в самолете, часть 2 Авиация и Техника, Авиация, Система, Кондиционер, Самолет, Вынос мозга, Boeing 737, Длиннопост

......

Откуда берется воздух в самолете, часть 2 Авиация и Техника, Авиация, Система, Кондиционер, Самолет, Вынос мозга, Boeing 737, Длиннопост

Примерно такие эмоции вызывает эта схема при первом просмотре.

Итак, максимально просто, опуская совсем дикие подробности:

Горячий воздух от двигателя приходит в пак, проходит Primary Heat Exchanger и упирается в Mix Valve. Микс вэлв, как мы помним, нужен для того чтобы отрегулировать температуру на выходе путем дозирования горячего и холодного воздуха.

После клапана, воздух попадает на компрессор турбохолодильника, где сжимается и нагревается(sic) от этого. Затем сжатый воздух проходит через второй ВВР и вновь охлаждается. Далее идет турбина турбохолодильника. Здесь воздух расширяется и совершает работу, за счет чего и остывает. Причем остывает примерно до 0.

Далее, уже холодный воздух проходит через Водный сепаратор.

И вот тут такой интересный момент. Температура у нас около 0 градусов, а мы еще и воду отделяем. А вода при нулевой температуре имеет свойство замерзать. Что же делать, чтобы у нас все не перемерзло?

В этот момент  вступает в работу система 35 °F, которая следит за тем чтобы воздух выходящий из Водного Сепаратора не остывал ниже 2 градусов Цельсия. Ну или 35 по Фаренгейту.


А зачем же вот это вот

Откуда берется воздух в самолете, часть 2 Авиация и Техника, Авиация, Система, Кондиционер, Самолет, Вынос мозга, Boeing 737, Длиннопост

и окошки с жалюзьми сзади, спросите вы.

Этой системе так же нашлось место на нашей мозговыносящей схеме, она в нижнем правом углу. Через данный тракт протягивается холодный воздух, с помощью которого охлаждается другой воздух в Воздухо-воздушных радиаторах. А еще туда впрыскивается вода, сконденсированная Водным сепаратором.


Холодный воздух, пройдя вот это вот все, попадает в Mix Chamber, то есть смесительную камеру, где смешивается с горячим до нужной температуры.

И уже после смешения, кондиционированный воздух попадает в большую бочку, которая называется Mix Manifold.


Но дальше Conditioning заканчивается и начинается Distributing, а это уже другая история. И без того пост получился нудноватым и перегруженным.


На этом на сегодня у меня все. Просьба сразу отпинать за грамматические, пунктуационные, стилистические и фактические ошибки, дабы избежать их в будущем.


Баянометр ругался на отдельные картинки. Все иллюстрации взяты из гугла и с сайта http://www.b737.org

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Англицизмы при наличии русских терминов это total shit.
раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Это боинг, тут вообще следовало бы пользоваться только английскими терминами. "Pack", например, как на русский перевести не исказив смысла?
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку