Особые случаи на яхте. Часть 1. Яхта на мели

Редко, кто может сказать, что никогда не садился на мель, несмотря на все предостережения старших товарищей, и хорошо еще, если дно песчаное или илистое, а если камни? Посадка на мель, может привести к серьезным поломкам и даже травмам членов экипажа, если происходит в сильный ветер и на большой скорости, во время глиссирования, например под геннакером или спинакером. Яхта, упирается в дно килем или врезается в камень, а экипаж улетает вперед…. В связи с этим, конечно, я призываю всех капитанов изучать акваторию не эмпирическим путем, а по карте (бумажной или электронной - не важно) Дно, как правило, не однообразно: где-то глубже, где-то мельче, и даже если в начале сезона, глубины позволяют ходить в более мелких местах, при вашей осадке, то к концу сезона, там вырастают метровые водоросли, а поскольку вода, например, в Финском заливе, темная, то и увидите вы их когда будет уже поздно и киль яхты уже запутается в них так, что придется принимать меры по его очистке, а на карте глубина была достаточная для прохождения вашей лодки, поэтому, в новой акватории, следует расспросить местных яхтсменов, о том, какие места стоит обходить стороной, какие есть особенности и опасности в местной акватории.
В Невской губе, например, таких мест много, особенно, вблизи Санкт-Петербурга, но в этой статье речь пойдет не об этом. Обещаю, в ближайшем будущем, подготовить статью, касающуюся и местной лоции.

Стоит добавить, что во избежание столкновения судов, капитан может принять решение, сознательно, уйти на мель, но это экстренный случай и надо предупредить команду, чтобы избежать травм членов экипажа.

Следует отметить, что в данной статье, я буду рассматривать, исключительно, спортивные, легкие, килевые яхты, без стационарных двигателей.

Итак, ваша лодка на мели. Что делать?

Первое, и самое главное, это не нервничать, потому что истерика капитана/рулевого - это самое ужасное, особенно если в вашей команде есть новички. Сделайте вид, что это штатная ситуация (по утрам тренируйте poker face - поможет в нужный момент), а в это время отдавайте четкие, понятные команды, одновременно соображая, с какой стороны от лодки мель.

Ситуация 1.

Мель спереди.

Яхта на мель пришла курсом бейдевинд.

Сразу увалитесь, потравите паруса и уйдите в сторону, противоположную мели. Может понадобится еще немного закренить лодку, чтобы освободить киль из песка/ила.

Если не сработало, то убирайте стаксель, потому что он будет мешать, а грот вынесите на наветренный борт, чтобы пойти задним ходом, но следует учитывать, выполнение этого маневра требует определенной подготовки и слаженности экипажа.

Как это сделать, смотрите на рисунке:

Особые случаи на яхте. Часть 1. Яхта на мели Яхта, Мель, Парус, Яхтинг, Яхтенная школа, Яхт-клуб, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Ситуация 2.

Мель спереди.

Влетели на мель на бакштаге

(фордевинде)

Первое - спросить у команды, все ли целы?

Исходим из того, что члены экипажа в порядке, только все в синяках, так что все в рамках «штатного» режима.

Убираем геннакер (спинакер) быстро, на сколько это возможно, так как, в этом случае, волна и ветер, действуя в одном направлении, затаскивают яхту дальше на мель и приводимся. Стаксель не нужен, так что, либо оставляем его растравленным, либо убираем, добираем грот, закреняем лодку и уводим ее от мели. Нужно все делать, максимально быстро, пока лодка не закопалась сильно килем в дно.

В экстренных ситуациях, стараемся не делать поворот фордевинд, так как это может привести к дополнительным недоразумениям.

Ситуация 3.

Мель с подветренного борта.

Курс бейдевинд.

Все просто: делаем поворот оверштаг и уходим от мели, но сделать его нужно правильно, развернув лодку на месте.

Действовать следует так:

Особые случаи на яхте. Часть 1. Яхта на мели Яхта, Мель, Парус, Яхтинг, Яхтенная школа, Яхт-клуб, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

полностью потравить стаксель, вытянуть гик на ветер от ДП (диаметральной плоскости), при этом лодка должна провернуться вокруг киля и привестись к ветру. В положении близком к левентику рекомендуется вынести стаксель в подветренную сторону таким образом, чтобы ветер попал в него по направлению к лодке и помог развернуть нос яхты в сторону глубокой воды. После чего экипаж организованно переходит на другой борт, при этом лодка должна «перевалиться» через киль, а экипаж создать значительный крен на подветренную сторону, уменьшив осадку яхты. Если все сделать максимально быстро, то киль не успеет завязнуть в песок или ил, лодка сойдет с мели.

Особые случаи на яхте. Часть 1. Яхта на мели Яхта, Мель, Парус, Яхтинг, Яхтенная школа, Яхт-клуб, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Ситуация 4.

Мель с подветренного борта.

Курс бакштаг (фордевинд).

При посадке на подветренную мель на полном курсе, прежде всего необходимо убрать геннакер (спинакер) и привести лодку к ветру, добрав грот и создав небольшой крен. После чего попытаться снять лодку с мели по методу, приведенному в ситуации 2. Если это не удалось сделать, то необходимо полностью убрать паруса и связаться с кем-нибудь, кто может оказать помощь.

Особые случаи на яхте. Часть 1. Яхта на мели Яхта, Мель, Парус, Яхтинг, Яхтенная школа, Яхт-клуб, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Ситуация 5.

Мель с наветренного борта.

Курс бейдевинд.

В случае посадки на наветренную мель необходимо в первую очередь создать крен и дрейф, добрав все паруса втугую и максимально закренить яхту на подветер. Как только киль потеряет контакт с грунтом, лодку сдрейфует в сторону глубокой воды.

Посторонняя помощь.

Иногда для снятия с мели не обойтись без посторонней помощи – например, катера обеспечения или другой яхты с мотором. При этом необходимо убрать все паруса и подать на катер/яхту буксировочный конец. Буксировочный рекомендуется связать со геннакерфалом (спинакерфалом) – мачта создаст необходимый рычаг, и снять лодку с мели будет легче, чем когда буксировочный конец заведен просто на оковку на палубе.

И всегда, можно прибегнуть к способу, который использовали мы, когда посторонней помощи ждать было неоткуда (мы были в ситуации 2), но будьте внимательны, закреняя лодку так сильно! Вода не должна залиться внутрь, иначе это приведет к затоплению лодки!!!

В статье использовались материалы из книги «Platu 25. Устройство. Вооружение. Управление» А. Колесничнко, И. Акименко.. и собственный опыт.

Автор поста оценил этот комментарий
@moderator измените, пожалуйста заголовок поста на Особые случаи на яхте. Часть 1. Яхта на мели и сделайте, пожалуйста, все-таки, возможность самостоятельно исправлять заголовки.
раскрыть ветку