Организация ИТ малого предприятия часть 2: сопутствующий софт

Часть 1 (ОС, офис, сервер): http://pikabu.ru/story/organizatsiya_it_malogo_predpriyatiya...



Итак, в первой части был рассмотрен вопрос установки ОС, офисного пакета и сервера малого офиса. Перечитав первую часть увидел важное упущение — я не расписал почему применяется сочетание «малый офис». Малый офис — это офис компании, где нет штата ИТ-специалистов. Почему именно такая градация — потому что у каждого уважающего себя админа есть свой набор софта и навыки по его использованию, а давать советы такому специалисту — только портить. Второй момент — модераторы Пикабу очень ревностно относятся к конкретным решениям, поэтому традиционно без наименования конкретных программ.


Итак вторая часть — сопутствующий софт.


Хранение паролей. Деятельность любой нормальной организации связана с регистрацией на массе сайтов. Продажники сидят в соцсетях и на досках объявлений, бухгалтеры сдают отчетность и смотрят текущие веяния на профильных сайтах и т. п. Все это приводит к тому, что нормальный специалист должен иметь как минимум несколько десятков аккаунтов на разных сервисах. При этом бытовое (и очень правильное и эффективное) «хранение паролей на бумаге» в организации не приемлимо. Во-первых правила безопасности говорят, что из учетной записи нужно выходить после использования, во-вторых листок с паролем может быть «случайно» захвачен увольняющимся сотрудником. Чтобы не иметь проблем с корпоративными данными нужно заводить программу для хранения паролей. Ключевой особенностью такого ПО является не простое хранение данных, а режим ввода пароля. В отличии от хранения паролей в тектовых файлах вытащить данные из специализированной программы намного сложнее, а копия файла на сервере — гарантия что с паролями ничего «случайного» не произойдет.


Защищенные хранилища данных. Данные в организации можно разделить на 2 категории — текучка и критически важные данные. Если от повреждения/кражи текучки вред будет небольшой, то кража данных по продажам и коммерческая документация могут привести к смерти бизнеса. Да и хранить некоторые данные в доступном для контролирующих органов формате — большой риск (мне известны как минимум 2 случая когда после «экспертизы» у конкурентов внезапно появлялись данные организации). Для предотвращения подобных «казусов» существуют защищенные хранилища данных. Не зная ключи можно только удалить хранилище, но не взломать (особенно если пароль длинный и хранится в программе хранения паролей).


Список контактов. Сотрудники организации — люди. Даже не имея злого умысла сотрудник может заболеть, попасть в ДТП и т. п. При этом зачастую нужно связаться с контрагентом «вотпрямщас». Если в организации нет софта который хранит и синхронизирует список контактов/контрагентов предприятия, то организация может потерять деньги.


Почтовые клиенты. Подавляющее большинство пользователей смотрит почту через веб-интерфейс, но ввиду того, что помимо данных писем загружается сам интерфейс, реклама и т. д. канал подключения к интернету быстро «тает», что приводит к задержкам в работе (следовательно объективно снижает эффективность сотрудника). Почтовый клиент позволяет увеличить скорость работы (особенно с несколькими почтовыми ящиками).


Обмен сообщениями. Как уже мной писалось сообщения имеют 2 главных преимущества для бизнеса: это объективный контроль и эффективность работы. Если с объективным контролем все понятно, то для иллюстрации эффективности приведу такой пример - телефонный звонок или голосовое обращение выводит сотрудника из рабочего состояния на 5-15 минут. Это время тратится на то чтобы вспомнить вопрос по которому его спрашивают, ответить, вспомнить чем он занимался до этого и продолжить работу. Ответы на сообщения в перерывах экономят время. Рекомендуется два сервиса сообщений — офисный и сотовый (для сотрудников вне офиса). Тут просто обращу внимание на то, что в отличии от распиаренного WhatsApp отечественный Telegram позволяет передавать любые файлы, а подключение по USB делает из телефона флэшку. Данная связка решает достаточно много проблем, потому как сотрудник может попросить коллегу отправить что-то важное или сразу с деловых переговоров отправить документы «в работу».


Списки задач. Весьма печально бывает смотреть на должностные инструкции сотрудников. Встретить ДИ на 20-30-40 пунктов не редкость. За каждым пунктом стоят какие-либо обязанности, а ограничения человеческого мозга не позволяют держать объем данных в голове. Решить эту задачу и призваны списки задач. Единственно хочу посоветовать выбирать софт который может сортировать задачи по датам. Забиваем задания, периодически сверяемся со списком и не получаем головняки из-за пролюбленных сроков или забытых дел.


Календарь. В целом решает те же задачи что и списки задач, но с другой стороны — это программа для календарного планирования работы, встреч и т.п.


Облачные хранилища данных. Крайне эффективный и крайне мало используемый инструмент. Коротко — ОХД, это флешка доступная везде и (при наличии интернета) всегда. В ОХД можно загрузить прайсы, образцы заявок, договоров, актов, презентации… И любой сотрудник «в поле» всегда готов «полностью раскрыться» перед потенциальным клиентом. «Сетевикам» ОХД позволяют не насиловать сотнями мегабайт данных почтовики, а отправлять ссылки на лежащие в ОХД файлы.


Дальше идет класс программ которые делают разное, но зачастую встречаются как элементы одной программы. Важно отметить, что данные решения возникли еще в 90-е годы на западе, где в нормальных рыночных отношениях во главу угла ставится эффективность бизнеса. Эффективный бизнес в меньшей степени страдает от кризисов, приносит более высокую прибыль и более конкурентоспособный. Итак:


Системы электронного документооборота. Те, кто оценил данное внедрение, на СЭД-системы молятся. Как часто приходят письма со сроком ответа через месяц/два, что одно письмо нужно рассмотреть 2-3-5-10 специалистам или «а мы направляли 2-3-4 месяца назад...» и пошло… В организациях без СЭД-систем вой ксерокса, шуршание папок и рытье в архивах, а в организациях с внедренным СЭДом пара кликов мыши и готово. А если кто бумагу из архива взял и забыл положить, то ситуация резко превращается в полную ...опу. Опять же СЭД-системы это элемент объективного контроля (за что их не особо любят).


Системы управления организацией (планирование ресурсов предприятия, ERP). Система объективного контроля отражающая все процессы в организации и в режиме он-лайн показывает текущее состояние. Для хозяина бизнеса или руководителя — наглядное решение показывающее (при должном контроле) объективную картину работы бизнеса. Наглядно выявляются халявщики, идиоты и т. п. Хотя именно по этим причинам внедрение подобных решений в России повсеместно саботируется.


Системы управления взаимоотношениями с клиентами (или как часто говорят «продажами», CRM). Система объективного контроля и автоматизации взаимодействия с клиентами. Позволяет собирать и накапливать данные и объективно оценивать различные технологии позволяющие повысить удовлетворенность клиентов и как следствие — продажи. В России часто используется не для качественного результата, а для количественного, в результате теряется около 75% эффективности.


Системы оценки эффективности (KPI). Вот это решение у нас во-первых реально ненавидят, а во-вторых специалистов способных его внедрить почти не найти. KPI – объективная математическая модель организации позволяющая (при правильном внедрении) в течении периода (обычно года) выявить ключевых сотрудников (на которых все держится), всех нахлебников и кто в действительности чего стоит. Универсальных решений не существует, пишется только на заказ. Если кратко — на первом этапе создается во-первых математическая модель организации (кто и как влияет на прибыль), а во-вторых создается план экономического развития организации, на втором этапе на основании полученных данных строится информационная модель организации и запускается в работу. Каждый сотрудник вносит первичные данные в систему и в итоге система считает эффективность сотрудника. На западе такая система используется как основание для премирования и увольнения сотрудников, у нас… Никак не используется даже при видимом внедрении. Пример из жизни: один «Продажник» обзвонил 100 клиентов и получил 2 заказа, второй обзвонил 10 клиентов и получил 5 заказов, но организация провела только 3 сделки — 2 у первого и 1 у второго. Кто эффективней? Второй, потому что у него заказы сорвались из-за личной неприязни сотрудника ответственного за закупки. Второго сотрудника уволили. Организация в первый год потеряла 20% самых выгодных клиентов… Правильно составленный KPI наглядно показывает все «узкие места» организации, выявляет внутренние «подставы». За что собственно его и ненавидят...


Уф. В третей части (из-за загруженности выйдет где-то через недельку - две) будет рассмотрен такой важный вопрос как интернет-сайт, а в четвертой (заключительной) - вопросы безопасности. Отдельными постами выйдут методички для начинающих админов.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
13
Автор поста оценил этот комментарий

0! Вот столько вы знаете в IT. Вообще к ит такая статья мало имеет отношения, больше похоже на рекламный блок с освежителя воздуха в туалета. ЭДО,CRM,ERP это очень большие и сложные системы, нельзя их описать двумя предложениями, у них даже нету строгой типизации т.к. почти невозможно найти две одинаковых системы, каждый проект по своему уникален. KPI к ит вообще не относится, и это абсолютно бессмысленная методика, приживается только в организациях с рабским\обезьяньим трудом и руководителем самодуром.

раскрыть ветку (22)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Сказал не доросший до двух недель Пикабушник... Хотя коммент можно разобрать на цитаты для баша:

Вообще к ит такая статья мало имеет отношения

Десяток категорий полезного софта, о котором мало кто знает, к ИТ не имеет никакого отношения. Ну если софт отношения не имеет, то что тогда имеет?

больше похоже на рекламный блок с освежителя воздуха в туалета

Мда... Позвольте спросить рекламы чего?

ЭДО,CRM,ERP это очень большие и сложные системы, нельзя их описать двумя предложениями

А Вы в курсе, что существуют простые платформы таких систем для малых предприятий? Даже открытые и бесплатные проекты есть. Нет, не в курсе иначе бы такую шнягу не писали бы. Конкретные решения - Яндекс в помощь.

у них даже нету строгой типизации т.к. почти невозможно найти две одинаковых системы, каждый проект по своему уникален.

Прочитайте про программную платформу, модульность и степень настраиваемости программного продукта.

KPI к ит вообще не относится,

Хотите вручную все считать (а заодно и письма на печатной машинке печатать) - флаг в руки и бронепоезд на встречу. Только рекомендуемый специалистами расчет по 100 бальной системе в 20 показателях "на коленке" и за год не сделать. В малых организациях используют небольшие самописные системы "под себя".

это абсолютно бессмысленная методика

отвечу цитатой из поста:

KPI – объективная математическая модель организации позволяющая (при правильном внедрении) в течении периода (обычно года) выявить ключевых сотрудников (на которых все держится), всех нахлебников и кто в действительности чего стоит.

Если подсчет построен правильно и данные объективные, то против такой методики только те кто на рабочем месте хренью страдает и на других выезжает. Потому как за свое место боится.

раскрыть ветку (21)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Где тут полезный софт, я только заголовки с википедии увидел. Простые платформы для CRM,ERP,ЭДО? если только ворд и ексель. Такие системы всегда делаются на заказа под конкретные задачи.

Нету ни одной организации где работники стали жить лучше после введения kpi.

раскрыть ветку (10)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Для начала - разберитесь в вопросе, на фееричный бред тяжело отвечать. Если разрешат модераторы - будет расширенный пост с примерами.

Второе - мне не встречалась организация которая во-первых нормально внедрила KPI, а во вторых его нормально использовала. В большинстве случаев в KPI вводятся левые данные или правятся отчеты софта. Поэтому соглашусь, что работники лучше жить не стали после внедрения, но тут проблема не в софте...

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий
фееричный бред
Просто пригорело или можешь что-то пояснить?
Второе - мне не встречалась организация которая во-первых нормально внедрила KPI
Если тебе не встречались такие организации, зачем ты про это говоришь и советуешь?
раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий
1. Поясняю - программ существует очень много, в зависимости от платформы от нескольких десятков до нескольких сот тысяч (или миллионов). Эти программы делятся на категории в которые попадают близкие по функционалу программы. Так вот здесь перечислены категории программы из которых упрощают жизнь. Программ в каждой категории - дофига. Поэтому считать, что не существует "простых" вариантов для CRM, ERP или ЭДО - это уже даже не наивно. Это бред. А все сообщение в целом выходит за рамки обычного бреда, значит он - фееричный.

2. Есть такая вещь как кумовство. Когда сидит человек который объективно ничего не делает (а то и вредит), но уволить его нельзя. Когда этот человек - родственник начальника, а над ним хозяин, то в организации с нормальным KPI начинают или забивать исходные данные "как надо" или править готовые отчеты. Там двойное условие, если Вы не заметили ("И(&)").

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А ты понимаешь различие ЭДО и электронного архива? Можешь назвать хоть одну простую программу? Я знаю всего несколько энтерпрайз платформ, но для малого а иногда и среднего бизнеса это как по воробьям из пушки. Но а больших систем на коммерческих платформах практически нету. В больших компаниях знают что выгоднее разработать софт под себя, чем переделывать любую платформу.

Человеку нравится KPI человек за рабский\обезьяний труд.

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Понимаю. Найдите, например, сайт AraXGroup. Куча простых бесплатных решений для малых организаций. Года 2 назад, когда стал вопрос ЭДО в малой фирме (11 сотрудников) я накопал более 20 гибридных систем ЭДО/ERP/CRM уровня малого бизнеса в т.ч. платформ. Большинство - отечественные решения под реалии российского малого бизнеса (в т.ч. не квалифицированных кадров). Когда читаешь такое возникает вопрос - вас поисковики забанили?

Есть океан софта. Сейчас при ответственном подходе можно найти софт (или платформу) под любую (или почти под любую) задачу.


Еще раз: KPI - инструмент объективного контроля. Если Ваши внедренцы (или руководство) - дебилы, то не надо винить в этом систему. Система (правильно созданная и настроенная) показывает кто работает, а кто просиживает рабочее время. Закон разрешает использовать KPI для расчета стимулирующих выплат. Отработали, KPI посмотрели, заплатили по заслугам. Не так? Значит начальник - идиот. Начальник, а не система.
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

ЭДО на 11 человек? тогда все понятно)


П.С. Посмотрел сайт, ребята просто освоили визуал бейсик и dbf базы и клепаю формы))

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Если быть точнее, то Visual C++... Но это мелочи. Главное - другое. Как я смотрю ошибка относимости  и допустимости стала общепринятой.
Автор поста оценил этот комментарий
Может хоть это вразумит: http://pikabu.ru/story/_4136874
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ты хотел про kpi рассказать, или просто пофантазировать на тему что только ты прав, а у остальных звездная болезнь?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
А Вы в курсе, что существуют простые платформы таких систем для малых предприятий?

А зачем это нужно малым предприятиям? Средним ещё куда не шло, но малым, когда у тебя до 100 сотрудников...

Фишка этих систем в их интеграциях со всеми остальными системами, чего из коробки "простые платформы" или не умеют или требуют привлечение спецов на которых не сможет выйти малое предприятие.

В итоге мы имеем десяток систем в которых нужно заводить пользователей при найме\увольнении, постоянно следить за их правами, вести кучу справочников с повторяющейся инфой в каждой системе и т.д.


А так, конечно можно оплачивать какой-нить bitrix24 (вообще копейки стоит) подруженный с AD и этим перекрыть почти все вышеназванные задачи. Но как только вам понадобится подключить к нему что-то ещё, ждите проблем.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Организация ИТ малого предприятия отличается от крупных. Там этот вопрос не стоит. В малых фирмах сотрудник отвечает за свое направление, поэтому учетки в софте не заводятся или заводятся не на пользователя, а на машину. Сотрудник меняется - машина остается. Неправильно, конечно, но эффективно.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Может быть, KPI и объективная модель, и математическая, вот только не везде она применима. Например, как оценить эффективность работы программиста? Количество строк? Программист начнет писать объемный и трудноподдерживаемый в дальнейшем код, не будет следовать хорошим практикам, вроде DRY (don't repeat yourself). И правило, которое выполняется почти всегда: чем больше кода, тем больше багов. Начнем считать количество обнаруженных багов? Это будет вызывать конфликт с тестировщиками, так как при внедренной системе KPI программисту будет интересно допускать как можно меньше багов, а тестировщику — находить как можно больше. Скорее всего, в этой ситуации программисты и тестировщики просто договорятся. Вовремя ли программист закрывает поставленные задачи? Опять же, плохой показатель по целому ряду причин, самая частая из которых никак не зависит от программиста (пи-эм — мудак, и не может нормально сформулировать задачи, ставит нереальные сроки и т.д.).

Понятно, что я привожу частный пример, но на то это и пример, чтобы показать ситуацию, когда KPI не принесет пользы, но принесет вред. И таких профессий весьма много. Например, учёные. Эйнштейн был бы крайне плохим сотрудником, если оценивать его деятельность по количеству, например, научных публикаций, или же сделанных открытий.

Неплохо о том, почему KPI — не есть хорошо, написано, например, здесь: http://www.dmitriy-gelevera.com.ua/?p=669
раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Статья порадовала новыми образцами форменного бреда и примерами рассуждений при полной некомпетентности автора. Придется пилить на этот счет пост.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Окей. Но вы можете привести пример, какие KPI-показатели, точнее, критерии должны быть, например, у учёного? Или писателя? Ну или даже у того же программиста?

В случае с писателями Дарья Донцова легко уделает по многим показателям, например, Кена Кизи. Делает ли это её лучшей писательницей, чем Кен Кизи?
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

KPI - показатель эффективности относительно целей и задач организации, поэтому универсальных критериев быть не может в принципе. Взяв "сферического ученого в вакууме" можно предположить, что его показателями эффективности будет во-первых качество проведенных экспериментов, во-вторых эффективность освоения бюджета, в-третьих качество составление документации по выполненной работе, в-четвертых это будет соответствие наблюдаемого результата расчетному. Именно эти параметры характеризуют эффективность работы ученого: рассчитал, проверил на практике, составил документацию.


У писателя показателями будет расширение аудитории, степень удовлетворенности читателей, малая доля "ушедших" от писателя читателей.


"Сферического программиста в вакууме" вообще не оценить т.к. сильно уж разные направления программирования. Давайте в пример кого-то одного, если еще принцип оценки не поняли.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот знаете, с умным человеком дискутировать приятно. Даже если и знаешь, что никто никого не убедит, что-то интересное всё же будет в диалоге.. :) Вы сейчас озвучили пару хороших мыслей (например, про сферических в вакууме), с которыми я полностью согласен. Однако, есть нюансы. Например, вот ваша цитата:


KPI – объективная математическая модель

А вот далее ещё одна:


степень удовлетворенности

Каким образом можно объективно измерить такой субъективный показатель, как удовлетворенность?


Я понимаю, что сейчас, возможно, я выдергиваю фразы из контекста. Но я ведь это делаю не просто так. И я не хочу убедить вас в том, что KPI — это что-то плохое. Я лишь говорю о том, что не везде и не всегда такие методики оценки эффективны и объективны. Погуглите, сколько научных работ издал, сколько открытий сделал тот же ранее упомянутый Эйнштейн. Вот как вы к нему ни подойдите, его KPI будет ниже плинтуса. Однако, это Эйнштейн.


С тем же Кеном Кизи и Донцовой почти любая метрика будет за Донцову. Но вы же понимаете, да? :))


И если продолжать говорить о писателях, то ваша фраза про "малая доля "ушедших" от писателя читателей" не учитывает качество самих читателей, то есть критерий оценки тут крайне сомнителен.


Я не буду утверждать, как и не утверждал ранее, что KPI — что-то очень плохое. Но это не объективная и не универсальная модель. Где-то она применима, где-то нет.


Ещё раз, я не пытаюсь убедить вас в своей правоте. Как и вы меня не убедите (хотя, если запилите пост про KPI, я его, наверное, почитаю). Но я подкидываю вам пищу для размышления, как и вы где-то подкинули мне. И ваша точка зрения мне любопытна, так как вы определенно человек умный. Но соглашаться с вами я не буду. :)

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Приятно общаться с тем, кто понимает ценность дискуссии.


"Степерь удовлетворенности" - рейтинг. То есть балл на каком нибудь книжном портале или сумма отзывов критиков.


Вы абсолютно правы в одном - KPI некоторых специалистов рассчитать очень сложно, а некоторых практически невозможно. Но тут есть момент который красиво этот нюанс обходит: KPI - относительный экономический показатель.

Это значит, что считается не ценность автора, а то, сколько он сможет принести прибыли для организации. В принципе можно ограничится простым параметром — как продаются книги (количественно) — значит такой будет KPI. Понятно, что «нишевые» авторы нужны, но они всегда будут иметь KPI меньше чем у «Донцовых», потому как «Изучаем Ansii Common Lisp» - хоть и хорошая, но очень нишевая книга.


Тут уже вопрос руководства изданием - какая доля выпуска подйдет в "нишу"...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Думаю, мы примерно поняли друг друга. буду ждать вашего поста про KPI, действительно любопытно, что расскажете. ;)

Автор поста оценил этот комментарий
не чувак, это твои посты можно на цитаты для баша растягивать. Его современный уровень как раз до такого УГ скатился.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку