Огненный шторм над Японией

Огненный шторм – это научное определение такого состояния пожара, когда тот начинает поддерживать сам себя.  Из-за интенсивного горения в центре возникает устойчивый вертикальный поток, что приводит к постоянной подпитке воздухом со всех сторон. Что еще сильнее разгоняет процесс и повышает температуру горения.  С подобным явлением обычно сталкиваются во время сильных лесных пожаров, страшная штука, её практически невозможно потушить.  Но сейчас речь пойдет не о лесах…
Итак, 1944 год, между Японией и США третий год идёт война. Оправивших после первых поражений, американцы постепенно склоняют ход боевых действий в свою сторону, японский флот уже почти ничего не может противопоставить, но вот такой нюанс – территория Японии до сих пор остается местом, где война отсутствует. Единственным эпизодом, когда на метрополию упали бомбы остается рейд Дуллита в апреле 42, но с тех пор прошло уже немало времени, да и военное значение его мизерное. Тогда главным было показать, что Японию можно достать. Как наши Берлин в 41 первом.  
Дело в том, что Япония очень далеко от США и тогда не существовало самолётов, способных слетать туда и обратно, да что там – ни с одной из баз в Тихом океане достать до японских островов было нельзя. Но экономика Америки готова дать решение и B-29, самый мощный, большой и современный тяжелый бомбардировщик уже на подходе. Машина способна нести до 9 тонн бомб и летать на расстояние до 6 тысяч километров. Десяток огневых точек, управляемых дистанционно, отобьют атаку любых тогдашних истребителей, а герметичная кабина позволяет летать на высоте в 9 тысяч метров, куда японским истребителям сложно забраться. К тому же скорость бомбера выше, чем у основных японских противников Зеро и Ки, что делает перехват почти невозможным. 
Поэтому американцы начинают подготовку к бомбежкам Японии, для этого строятся аэродромы на территории Китая, контролируемой гоминданом.  Но всё равно лететь оттуда далеко. И первые атаки не приносят успеха - из 70 с лишним Б29, участвующих в первом налете, только два десятка достигли цели и сбросили бомбы, из которых в цель попала лишь одна. При этом потеряли один самолёт сбитым и еще десять в авариях при приземлении.
Но американцы очень деятельная нация и вот уже на только-только захваченных Марианских островах готовы аэродромы, способные принимать и отправлять огромные бомбардировщики.
Первый удар нацелен на Токио, семь десятков самолётов с высоты 9 км сбрасывают бомбы, нацеленные на завод, производящий авиадвигатели. И опять ничего – повреждения минимальные, а японцы сбивают тараном две машины.
Тут стоит сделать небольшое отступление. Уверен, что о пилотах камикадзе слышали почти все, но подобная практика, когда уничтожать противника требовалось ценой своей жизни, впервые массово стала применяться именно в воздухе. Дело в том, что вооружение японских самолётов не подходило для сбития Б29, пулемёты не способны нанести нужные повреждения, а пушек у японцев на истребителях тогда почти не было. А с учетом уже указываемой разницы скоростей шанс на атаку был только один – на встречном курсе, а потом уже не догнать.
Поэтому в первом же налете на Токио японский летчик направил свой самолёт на головной Б29 и, ударив в двигатель, вызвал пожар и последующий взрыв бензобаков. Бомбардировщик разлетелся в воздухе, а обломками срезало вертикальное оперение у идущего позади другого Б29, который тоже погиб. Таким образом таран показал свою эффективность и у японцев появились спциальные таранные эскадрильи.
В дальнейшем именно тараны будут причиной основных боевых потерь американских бомбардировщиков.
Но вернёмся к налетам.  Еще несколько раз пробовали американцы бомбить и Токио, и другие города, но эффект почти отсутствовал – бомбы с большой высоты сносились ветрами, а летать ниже было опасно.
Но тогда новый командующий бомбардировочной авиацией Кертис Лемей придумывает другое решение. Раз мы не можем разбомбить заводы, давайте уничтожим тех, кто на них работает.  И летчики получают новое задание. Теперь самолёты идут на высоте полтора километра, отсеки набиты исключительно зажигательными бомбами с напалмом, а налет производится ночью.
В марте 1945 года в первом таком налете участвовало триста двадцать пять машин, из которых до цели долетели двести семьдесят девять. Они сбросили почти две тысячи тонн напалмовых бомб на Токио, на район, где на территории 12 квадратных километров проживало почти семьсот тысяч человек.
И начался огненный шторм.  Числа потерь гражданских разнятся, от 80 до 100 тысяч человек погибли, а остальные остались без крова и жилья.  А завод двигателей впервые не смог продолжить работу, так как большая часть его рабочих погибла.
Потом были ещё налеты и на Токио, и на другие японские города, где возникали огненные штормы, но подобных «успехов» повторить уже не получилось.  Считается, что удар по Токио в марте 45 – самая губительная бомбардировка за всю историю войн. Даже атомные бомбы оказались слабее.
Конец всем известен – Япония была повержена, а американцы окончательно уверовали в сокрушительную мощь воздушных ударов. 
Более детально об этом смотрите на канале «Туземный совет трудящихся» Его автор в одиночку создает увлекательнейшие документальные фильмы о разных исторических событиях.  

https://www.youtube.com/watch?v=7KA8tJv5Twc&t=4764s