О ВИЗАНТИЙСКОМ ХИТРОУМНОМ

На странице ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ сказано так:

О ВИЗАНТИЙСКОМ ХИТРОУМНОМ Литература, Религия, Культура, Общество, Цивилизация, Образование, Вопрос, Длиннопост

Выступая в таком почётном качестве перед студентами в РАНХиГС — как до этого в Гуманитарном университете профсоюзов и Самарском педагогическом университете, в Институте культуры, в других вузах, на книжных фестивалях и так далее, — снова отвечал на вопросы о читателях. Какими я их вижу? Какими они бывают?

Если совсем просто, читательская аудитория делится на две неравные части, которые по-разному реагируют, например, на текст моей давней заметки.

Большинство аудитории впадает в ступор (или в негодование, или в пафос тупого, или в истерику википедика, не важно), тормозит на первой же фразе и зачастую на ней останавливается...
...а меньшая часть состоит из тех, кто используют головной мозг по назначению. Они читают до конца, порой перечитывают заново, при необходимости проверяют основные тезисы и делятся в комментариях интересными сведениями по теме, которые не уместились в заметку.
Тестовый текст такой:

Ветхий Завет младше Торы на полторы тысячи лет и включает в себя только её часть...
...хотя с точки зрения Торы само название — Ветхий Завет — не имеет смысла. Но про это в другой раз.
Так или иначе, в Торе есть книга "Исход", которую через многие века использовали составители Ветхого Завета. В
главе 20 этой книги рассказано, как Всевышний перечислял Моисею заповеди, то есть условия их знаменитого договора, заключённого на горе Синай.
Вторая заповедь в синодальном переводе звучит так:
=Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.=
Вроде бы предельно ясно сформулировано: нельзя превращать любые изображения и предметы в объекты религиозного поклонения. Исключений нет.
Но когда римские идеологи прикручивали иудаизм к язычеству, чтобы сконструировать христианство, они — после долгих юридических и политтехнологических баталий — сделали оговорки: мол, изображениям Всевышнего и святых поклоняться всё-таки можно. То есть снова по старой доброй языческой традиции легализовали бесчисленных кумиров — статуи и распятия...
...а ещё ногти, пальцы и прочие мощи; кресты и крестики, обрезки волос, детали одежды, иконы и так далее. Этим предметам поклоняются по сей день, забывая две вещи.
1.
Христианство расцвело в Византии, куда вместе с императором Константином переехала столица Римской империи. Там были узаконены два иконических стандарта изображения Иисуса:
— в виде юного безбородого красавца с короткими кудрявыми волосами и
— в виде зрелого длинноволосого бородатого мужчины.
Иконы первого стандарта вчерашние язычники заказывали, чтобы по привычке поклоняться Аполлону, а второго стандарта — для столь же привычного поклонения Зевсу/Юпитеру.
2.
Стихи
(Исх.20:4-5), в которых договор с Всевышним запрещает поклоняться кому-либо и чему-либо, заканчиваются мрачным предупреждением для нарушителей — о штрафных санкциях для их "детей за вину отцов до третьего и четвертого рода".
Вроде бы снова договорное условие сформулировано с предельной ясностью. Поклоняешься людям, истуканам, вещам и картинкам? Твои потомки вплоть до правнуков и даже праправнуков будут сурово наказаны.
Но воцерковлённых не волнует судьба трёх-четырёх последующих поколений. Они продолжают верить словам попов, а не Всевышнего.
Что ж, дело хозяйское. Вполне возможно, эта братия просто втихаря по-прежнему поклоняется или Аполлону, или Зевсу, или их олимпийским подружкам с упругими сиськами.

О ВИЗАНТИЙСКОМ ХИТРОУМНОМ Литература, Религия, Культура, Общество, Цивилизация, Образование, Вопрос, Длиннопост

На этом заканчивается тестовая заметка, которая делит читателей на две неравные части. Возмущённые википедики могут не напрягаться, а смышлёных, дочитавших до конца, я хотел бы спросить: есть ли дополнения по существу?